Экономика России: умеренный темп роста

По оценке Всемирного банка, экономика России вернулась к росту, и по итогам 2017 года ее

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

11 октября 2017 года в Москве прошла II Международная конференция по защите прав потребителей

ОСТРАЯ КРЕДИТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В общем финансировании инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов по экспертным

Сбербанк развивает деловые связи России и Китая

Семь российских и китайских компаний провели переговоры о сотрудничестве на площадке

МВФ повысил прогноз ВВП

Рост ВВП РФ будет значительно отставать от роста мировой экономики

«Роснефть» пришла в Курдистан

Доля "Роснефти" составит 60%

Роуминг будет до нового года

ФАС пригрозил операторам мерами воздействия

Либерализация ОСАГО

Госрегулирование планируется отменить в 2020 г

Митио Каку: «Мы сможем пересылать свои эмоции и чувства через сети»

Такое заявление профессор Городского университета Нью-Йорка, специалист в области

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

О федеральном бюджете писать непросто. Документ этот огромный, выделить главное,

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

Компания Aser объявила о старте продаж этой флагманской модели, которая не имеет себе равных

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Блог-Пост   29.05.2012 15:05:06

Минфин в посудной лавке, 2. Современное и ближайшая перспектива

В нынешнем году (возможно, учитывая достаточно «корявый» опыт прошлого года с направлением всех дополнительных нефтегазовых доходов, а фактически – привлеченного внутреннего долга – в Резервный фонд) правительство решило пойти «другим путем» и дополнительные нефтегазовые доходы проесть. В прошлую пятницу Госдума приняла в третьем чтении поправки об уточнении параметров федерального бюджета, корректирующие очередную «ошибку» в прогнозе цены нефти, заложенной в бюджет. На сей раз она меньше прошлогодней, вместо 100 долл. за барр. ожидается 115 в среднем по году (в 1-ом квартале вышло 118).

Это, как легко подсчитать, руководствуясь примерной формулой +1долл. за барр. = +2 млрд. долл. дополнительных нефтегазовых доходов за год, дает около 900 млрд. руб. доп. дохода (первоначально запланированный дефицит, напомню, 877 млрд., или 1.5%ВВП). Решено, что 500 млрд. из них сократят дефицит (он должен снизиться до 0.1%ВВП, т.е. видимо, предполагаются еще дополнительные НЕ нефтегазовые доходы), а 400 млрд. пойдет на финансирование текущих расходов бюджета.

Что произойдет в связи с этими изменениями с программой наращивания внутреннего долга на 1.055 трлн., не сообщается. Если она, как в прошлом году, будет осуществляться без изменений, то примерно 800 млрд. привлеченных рублей окажутся лишними (будут зачислены в Рез. фонд?), а последствия этого для банковского сектора могут оказаться весьма неприятными (правда, ЦБ уже предусмотрел возможности дополнительного рефинансирования банков под залог акций). Если сократится отток капитала, то дополнительная ликвидность будет поступать и через интервенции ЦБ по сдерживанию слишком быстрого укрепления рубля, но прогнозировать что-либо в этой сфере невозможно.

Надо заметить, что другого выхода, кроме как пустить примерно половину дополнительных нефтегазовых доходов на проедание, у правительства и не было. Выборы Путина крайне напрягли бюджет в начале года. Так что еще и по итогам 4 месяцев, невзирая на сильно «сверхплановую» цену нефти, он все еще оставался в небольшом дефиците (60 млрд. руб., или 0.34%ВВП). За первые четыре месяца текущего года расходы по разделам «национальная оборона» и «образование» были исполнены более чем на 40% - по сравнению с уровнем менее 30% в 2011 году

При этом скажем ядерно-оружейный комплекс за 4 мес. профинансирован на 77.1% от годовых назначений, а такая крупная статья военных расходов, как прикладные исследования – на 53.8%. Примерно на том же уровне (37.4 и 37.7% год. лимитов соответственно) профинансированы медицина и СМИ. В итоге за 4 месяца 2012 расходы на оборону и безопасность почти удвоились (7.1% ВВП против 4.8% в прошлом году). Выросли (до 7.5% ВВП против 6.7% год назад) также расходы на соц. политику.

Понятно, что деньги с опережением графика текли в сектора с большим массивом занятых, где они давали весомый процент дополнительных голосов за Путина, что в случае образования и медицины, в общем-то, и неплохо. Но это означало, что в дальнейшем потребуется либо подморозить расходы на эти сферы, либо законодательно увеличить их годовые лимиты, что и произошло. Понятно, что это подстегивает, или, по крайней мере, не дает снизить НЕ нефтяной дефицит, который составил и так уже 12.3%ВВП за 4 мес. Бюджет при таком НЕ нефтяном дефиците сбалансируется при среднегодовой цене нефти в районе 120.

Для сравнения - за первые 4 месяца прошлого года НЕ нефтяной дефицит был лишь 8.9%ВВП, и по итогам года сохранился на уровне менее 10%ВВП. Лимит расходов бюджета в прошлом году также был повышен – с 10.27 трлн. руб. по первоначальному плану до 10.86, но произошло это полностью за счет дополнительных ненефтегазовых доходов (прежде всего от импорта и более чем оживившегося потребительского спроса). В нынешнем году приходится уповать почти исключительно на цену нефти. Насколько опасно такое упование, легко видеть из того, что снижение цены нефти до 60 д.б., что в свете разрастающегося европейского кризиса не представляется совсем уж невероятным, сразу пробьет в бюджете дыру размером более чем в 6%ВВП.


В предложениях Минфина по формированию основных параметров федерального бюджета на очередную трехлетку (2013 год и плановый период 2014-2015 годы), направленных в правительство РФ, предлагается сохранить размер дефицита федерального бюджета в 2013-м и 2014 году на уровне 1,6% и 0,7% ВВП (такой уровень дефицита и предусмотрен для них по действующему бюджетному плану). В 2015 году бюджет должен выйти на нулевой баланс, сократив для этого часть расходов, в том числе на пенсионную систему и оборону.

При этом предполагается, что доходы 2013 и 2014 годов будут ниже, чем в ныне действующем плане – на 0.8% и 0.9%ВВП соответственно. Возможно, за счет более умеренного прогноза цен по нефти, или корректировки курса рубля (прежний прогноз нефтегазовых доходов предполагал их рост на 1.3% в 2013 и аж 8.5% в 2014). Напомним, что предыдущий план верстался, когда курс к доллару был 32+ и официальный прогноз МЭР предполагал дальнейшее ослабление рубля - как и все приличные аналитики, они строят прогноз, прикладывая линейку к 2-м последним точкам.

Это значит, что Минфин выходит с предложениями о соответствующем снижении расходов и на предстоящие 2 года. Интересно было понять – каких, и за счет чет предполагается сокращение пенсионных расходов в 2015 году, заложена ли туда реформа пенсионирования, и если да – то какая? Как говорится, будем следить за развитием этого увлекательного сюжета.

Источник:  http://zhu-s.livejournal.com/212072.html

Блог-Пост   29.05.2012 15:05:06   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.