«Налог на Google» принес российской казне 7 млрд рублей

Российская казна получила 7 млрд руб. благодаря так называемому «налогу на Google», сообщил в

Где бочка опоры

На российском валютном рынке с середины октября происходят непривычные вещи. Нефть уверенно

RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

15 ноября 2017 года в Москве состоялся XI Ежегодный форум «Будущее страхового рынка»,

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Поиск новых механизмов экономического развития и новых финансовых инструментов, создание

Есть деньги на пенсии?

Госдума приняла поправки в бюджет ПФР

ЦБ видит потенциал снижения ставки

Набиуллина подчеркнула важность стабильности инфляции

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

14 ноября 2017 года состоялось выступление генерального директора ГК «Результат» Гончарова

OPPO выпустила смартфон F5 из серии Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

Ведущая глобальная технологическая компания OPPO представила в России свой первый

Российские компании знают, как построить "умные" города

В Барселоне проходит Международный форум Smart City Expo World Congress 2017. Это одно из

«Галс-Девелопмент»: вторая очередь ЖК «Наследие» введена в эксплуатацию

«Жилой квартал «Наследие» – один из самых успешных проектов компании «Галс-Девелопмент»,

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

Ценная старина

Рынок антиквариата – одно из самых закрытых и непубличных пространств в России. Далеко не все

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Блог-Пост   09.06.2012 15:37:14

Причина дефляции и стагнации в Японии

Японцы все пытаются бороться с низкими темпами экономического роста и дефляцией последние 20 лет, считая, что это проблемы монетарного характера. Много всякой чепухи писалось в различных экономических исследованиях, но я попробую выложить свою точку зрения.

Кратко немного истории. Япония очень бедна на природные ресурсы, при этом территория находится в сейсмически активной зоне, а плотность населения рекордная в мире. В 19 веке Япония была закрытой страной с низкой степенью урбанизации и очевидной технологической отсталостью от Европы. Но 20 век для Японии стал переломным. Система образования, менталитет и трудолюбие японцев, адекватные политические и социально-экономические реформы государства и четкое осознание приоритетов на технологические инновации позволили изменить экономическое положение Японии. 20 век вывел Японию в лидерство в таких областях, как микроэлектроника, робототехника и вся электронная продукция, автомобилестроение, судостроение, машиностроение, химическая промышленность и медицина. Иными словами вся сложная технологическая продукция.

Немаловажным фактором успеха Японии – это ориентация экономики на экспорт. Очевидно, что в силу демографических ограничений внутренний спрос конечен, тогда как мировой спрос позволил японским корпорациям наращивать производство тогда, когда внутренние резервы роста себя исчерпали. Примерно с 90-х годов японцы начали переводить часть предприятий на аутосорсинг в Тайвань, Малайзию, Китай и Индонезию в условиях, когда центры по разработке, администрированию и маркетингу оставались внутри Японии. Период с 1950 по 1990 г. можно назвать промышленной революцией и экспансией на внешние рынки, когда японские компании внедряли новые технологии, получали международный авторитет и рынки сбыта продукции по всему миру.

С 1980 годов Япония начала развиваться, как крупнейший мировой финансовый центр. С 1990 по 2002 года операции с иеной на международном финансовом рынке занимали второе место после доллара. Инвест.банки фондировались у ЦБ Японии и японских банков под низкие процентные ставки и размещали финансовый капитал в зоне более высоких ставок, так называемая операция «carry trade». Фондовый рынок Японии стал в 80-х годах вторым по капитализации и так остается вторым, даже после 3-кратного падения индекса Nikkei. Японские банки и финансовые институты по объему активов и финансовыми операциями могут на равных конкурировать с крупнейшими американскими гигантами, такими как JPMorgan или Bank Of America.

Успех Японии происходил следующим образом. Наращивание экономической мощи вследствие технологической революции и освоения внешних рынков сбыта (здесь важно, что во многих областях японцы были инноваторами, тем самым первыми захватывая долю рынка и сектора сбыта продукции). Далее происходил рост благосостояния японцев в силу конкурентоспособной экономики и высокого уровня доходов. Традиционная рациональность в тратах и склонность к сбережениям дали толчок к развитию финансовых институтов, т.к. японцы искали альтернативные источники сбережений, а не только банковские депозиты. Сильная экономика и мощная банковская система позволили в Японию привлекать, как прямые, так и портфельные инвестиции со всего мира, а низкие процентные ставки генерировали спрос на фондирование у японских банков.

Затрагивая аспект дефляции в Японии, о котором было написано много статей и исследований, то я бы этот вопрос рассматривал не в экономической плоскости, а преимущественно в социальной. Большинство исследователей делают фундаментальную ошибку, упуская коренные причины дефляции. Ограничение в потребительском спросе Японии вызваны двумя основными факторами – развитостью и самодостаточностью японцев, иными словами, достигнут предел насыщения потребительского спроса и вторая причина - освоены внешние рынки сбыта продукции.

Уровень жизни в Японии крайней высок, один из самых высоких на всей планете. Кроме того, в отличие от большинства стран, демографическая структура в этой стране стабильная и однородна. Это мононациональная страна, там более 95% от населения - японцы, что исключает конфликты на почве расовой ненависти. Вы редко встретите в Японии коренных американцев, европейцев или русских. Они, безусловно, есть, но в процентном отношении ко всей численности населения это будет незначительная величина. Данный аспект позволяет сохранять традиции, культурные ценности и обеспечивает ментальную стабильность.

Еще очень важный аспект – социальное неравенство в Японии выравнено, т.е. разница (расслоение по доходам) между самым бедными, средним классом и богатыми совершенно иное, чем даже в США. В отдельной статье можно будет более подробно рассмотреть данную тематику, но суть в том, что данный фактор не только поддерживает социальную стабильность, доверие к правительству, но и приводит к тому, что в Японии отсутствует резерв для потребительского насыщения, т.к. все группы населения относительно выравнены между собой по уровню потребления. Тотальной нищеты в Японии нет (значительно ниже, чем в других развитых странах) и очень высокий процент среднего класса.

Агрегируя все вышесказанное, причина стагнации в Японии состоит в том, что высокий уровень жизни и низкий коэффициент расслоения не позволяют количественно наращивать спрос в экономике. Доходы, менталитет японцев, выравненное расслоение, демографическая структура, доверие к правительству и вера в стабильность будущих доходов – все это привело к насыщению потребительского спроса.

Человек в силу физических ограничений не способен потребить больше определенного количества. Если, допустим, взять человека из голодного края и посадить его за стол с сытной едой, то он съест столько, сколько позволит его желудок, при этом напихая по карманам остатки продуктов, т.к. у него нет уверенности в том, что он еще раз так поест. Если посадить за стол человека, который в последнее время не испытывал дефицита питания, то он лишь слегка перекусит и ничего не возьмет с собой, т.к. знает, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в сытной еде. Это и отличает японцев и резидентов любой развитой страны от населения в развивающихся странах, таких, как БРИК.

Японцы наигрались в игрушки, покупку электроники, машин, домов. У них все это есть в избытке, и они не ощущают дефицита в товарах и услугах. Это очень успешная, развитая и прогрессивная страна. Вот именно по этой причине дефляция в Японии не имеет ни экономического, ни монетарного решения. Это вопрос лежит в иной плоскости – ментальной, социальной, демографической и так далее.

Плюс ко всему, тот избыток ликвидности, который генерирует Банк Японии практически не ретранслируется в экономику, а консервируется в пределах банковской системы. А инфляция, как известно возникает по двум причинам - это дисбаланс физического спроса и предложения и это ретрансляция финансового кэша в экономику через кредитные механизмы с раздуванием денежной массы быстрее, чем способность экономики абсорбировать эту массу . Если ликвидность запирается в финансовой системе, а уровень предложения полностью удовлетворяет текущий и потенциальный спрос, то инфляция не возникает.

Почему дефляция в Японии с каждым годом более выраженная? В Японии население стареет. Средний уровень возраста растет с каждым годом. А старый человек всегда потребляет меньше, чем молодой по очевидным и понятным причинам. Поэтому общий спрос на товары и услуги снижается с каждым годом, что вызывает дефляционные процессы в экономике. Старое население менее требовательно и более консервативно в своих тратах.

Стали ли японцы хуже жить за 20 летний (с 1990 по 2012) период экономической стагнации? Нет! Еще очень важный момент, который зачастую упускают экономисты всего мира. Есть количественный путь развития – больше станков, больше продовольствия, больше машин и оборудования, много выплавки стали и чугуна. Все говорят об экономическом росте, о процентах, что чем выше – тем лучше в контексте, что количественный рост экономики является самоцелью.

Вроде бы по экономическим показателям будет рост. Допустим, 5 лет назад было 100 единиц продукции, а сейчас 150 единиц. 50% рост за 5 лет. Плохо это или хорошо? Не существует универсального ответа, т.к. важно знать в каком периоде развития находится общество. Но в случае Японии все иначе. В стране дефляция и стагнация спроса. Но страна развивается качественно. За 20 лет технологии скакнули на несколько итерационных ветвей развития. То, что произошло за 20 лет - не происходило столетиями. Период внедрения новых разработок сократился до 2-3 лет, тогда как раньше было 10-15 лет.

На качественном уровне Япония образца 1990 и 2012 года это практически две разные страны, но количественно конечно - в физическом плане (штучно) продукции выпускают меньше. Однако от этого японцы НЕ стали жить хуже, там практически никто не жалуется ни на правительство, ни на уровень жизни – это самодостаточная успешная страна.
Так вот развитые страны (США, Англия, Европа) с задержкой в 20 лет вступают в период насыщения потребительского спроса и другой экономической модели развития, поэтому быстрых темпов роста не имеет смысла ждать.

Источник:  http://spydell.livejournal.com/443704.html

Блог-Пост   09.06.2012 15:37:14   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.