Как реформировать государство

В Высшей школе экономики прошла ежегодная апрельская конференция, в которой традиционно

Новое удвоение

Новое удвоение

Несырьевой экспорт тормозит засилье государства в экономике

Декриминализация УК

В России за решеткой более 600 тысяч человек, их охраняют 200 тысяч

Хочешь господдержку — иди на экспорт

Расширение несырьевого экспорта — ключ диверсификации экономики

Набиуллина поддержала

Но важны детали

Чай? Элементарно!

Из Китая в Европу с РЖД

Из Китая в Европу с РЖД

Подписано соглашение о развитии контейнерных перевозок

«Разгуляй» признан банкротом

"Разгуляй" обанкротился

Доллара обновил минимум 2017 г.

Курс доллара достигал 55,78 руб

Трамп увеличит добычу нефти и газа

США могут увеличить нефтедобычу

Зов кресла

Серьезные изменения в кабинете министров не за горами, в один голос утверждают источники,

Кудрин: все продать

Кудрин: все продать

400 млрд рублей от приватизации дополнительно

Прожиточный минимум увеличат

Документы уже поступили в правительство

Финансовый фестиваль пройдет 22 апреля

Финансовый фестиваль завершит Всероссийскую неделю финансовой грамотности

Сбербанк самый дорогой российский бренд

Бренд Сбербанка вырос за год

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Бюджет   13.03.2012 00:10:47

Маневром по бюджету

Маневром по бюджету

Антон Силуанов прокладывает путь к бюджету, правила которого отрезвят Россию от нефтяного иждивенчества. ИТАР-ТАСС

В апреле—мае в правительстве пройдут бои между отраслевыми лоббистами и Минфином. Будут «пилить» бюджет на 2013–2015 годы. На этот период на самом верху было сделано множество далеко идущих расходных обещаний. Однако в ведомстве Антона Силуанова готовятся не к пассивной обороне, а к переходу в наступление на буквально все неэффективные бюджетные расходы.

Силуанов недавно обещал считать бюджет-2013–2015 уже по новым бюджетным правилам, прежде всего базирующимся на суровой ненефтяной диете. В основу расходных обязательств предлагается брать не средние нефтецены за год, а за 10 предшествующих лет. А это всего лишь $70 за баррель. Тогда как бюджет-2012 сводится без дефицита при $117. Кто победит, пока неизвестно. Силуанов ссылается на поддержку своих инициатив в правительстве. Однако в январе—феврале федеральная казна была сведена с дефицитом в 1,5% ВВП. Он хоть и плановый, но еще никогда в начале года не фиксировалось превышения расходов над доходами.

Парадоксальный дефицит

Как правило, даже в самые кризисные времена, федеральный бюджет в начале года никогда не сводился с дефицитом. Наоборот, вплоть до середины года, а то и дольше фиксировался профицит. И при этом весьма значительный. Как известно, большая часть выделенных денег доходила до конечных получателей ближе к концу года. Это явление даже получило свое название — «бюджетный навес». Кстати, он довольно опасен, так как являлся одной из причин раскрутки инфляции в конце года, а когда перешли на бюджетные трехлетки, то в начале следующего.

К тому же после дефицитных 2009–2010 годов 2011-й закончили весьма оптимистично — с профицитом, по предварительным данным, в 0,8% ВВП. И хотя по плану в этом году должен быть все же дефицит в 1,6% ВВП, большая часть экспертов считали, что прошлогодняя ситуация повторится — дефицит уже больше не вернется. Во всяком случае, зампред комитета Госдумы по бюджету Оксана Дмитриева так считает до сих пор (см. её комментарий).

Уверенность в профицитности бюджета-2012 понятна. В связи с ситуацией вокруг эмбарго на поставки нефти из Ирана в Евросоюз цены на нее неумолимо растут. И хотя пока еще далеко не скачкообразно (как никак до войны в Персидском заливе еще далеко), да и иногда отходят назад, колеблясь в пределах $122–126 за баррель(цена североморской смеси Brent), все равно средневзвешенная цена на российскую Urals в период с середины января до середины февраля достигла, по данным Минфина, $112,2. Напомним, что расходы бюджета-2012 рассчитаны исходя из $100 (в этом случае дефицит и должен достигнуть 1,5% ВВП), а при $117 за баррель никакого дефицита быть не должно вовсе. Осталось, что называется, добрать до искомой планки всего-то $4,8. Судя по всему, в марте это уже случится.

Однако совершенно неожиданно для большинства экспертов министр финансов Антон Силуанов 22 февраля на заседании президиума правительства заявил, что январь—февраль, скорее всего, будут сведены с недостачей в 1,5% ВВП. 28 февраля на расширенной коллегии Федерального казначейства эта информация была подтверждена.

В частности, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, курирующая казначейство, сообщила: за январь—февраль 2012 года дефицит бюджета превысил 124 млрд рублей. При этом дефицит нарастал от месяца к месяцу — если в январе он составил всего 18 млрд рублей, то в феврале — уже 106,5 млрд. Шестикратное ускорение! Для сравнения: в январе—феврале 2011 года был профицит в 57 млрд рублей.

В чем же дело? Ведь так щедро за российскую нефть в первый и последний раз платили почти четыре года назад — в докризисном мае 2008 года (в июле, достигнув $140 за баррель, цена тогда устремилась вниз — к $40). Так что, если взвесить «зимний» дефицит бюджета на весах цены нефти, получается, что налицо уже превышение годового «задания». А это не может не вселять неуверенность в сбалансированности бюджета. Тем более, если сравнить нынешнюю ситуацию с прошлогодней. Доходы выросли на 26%, а расходы сразу на 39%. Хочешь не хочешь, а на ум сразу приходят президентские выборы. Не пытаются ли власти заткнуть политические дыры бюджетными деньгами? Например, в пресловутой сфере военных расходов? Не случайно же вице-премьер по ВПК Дмитрий Рогозин докладывал, что в этом году госзаказы на вооружения не откладываются в долгий ящик, а идут даже с опережением графика.

Впрочем, Антон Силуанов отметает такого рода подозрения. По его словам, «более сбалансированно стало осуществляться финансирование».

Татьяна Нестеренко более подробно прояснила ситуацию. Речь идет о двух «технических причинах». Первая: получатели бюджетных ассигнований стали более активно их усваивать. В передовиках Минобороны, которое, по оценке руководителя казначейства Романа Артюхина, потратило за первые два месяца 18% от годового плана. Если так пойдет и дальше, то к декабрю денег уже не останется. Неплохо идет и Минобрнауки — 15% от годового плана. Но впереди всех социальное ведомство — Минздравсоцразвития — целых 27%!

Вторая причина скачка расходов — реформа бюджетного сектора. Получив статус бюджетных учреждений, образовательные и здравоохранительные организации перешли на получение субсидий на выполнение госзадания, а эти деньги выдаются сразу на квартал. Таким образом, поясняет Татьяна Нестеренко, большинство бюджетных учреждений имеют сейчас на своих счетах квартальную сумму субсидий.

Так что в марте дефицит может также не­ожиданно исчезнуть, как он и появился в феврале. И нефтецены будут, скорее всего, расти, и субсидий до апреля—мая больше не предвидится. Нестеренко так и говорит: «Все будет зависеть от цен на нефть, от доходов».

Беспокоиться вроде бы преждевременно. Тем более выборы прошли. Но в любом случае предвыборные обещания Владимира Путина надо выполнять. Компания «ФБК» оценила их на период до 2018 года в 9,9 трлн рублей. В этом году придется раскошелиться минимум на 1 трлн рублей, а то и все 1,5 трлн. А это не менее 2% ВВП. Бюджетные риски могут нарастать и после выборов. И может случиться так, что и $117 за баррель не хватит для ограничения дефицита. Вряд ли в этом случае стоит ожидать смены инвестиционного вектора — от оттока капиталов (по оценке ЦБ, в январе он составил $11,5 млрд, по оценке Минэкономразвития, — $18 млрд) к их притоку. Рост дефицита бюджета неминуемо поставит вопрос ребром-либо увеличение налогов (значит не будет инвестиций), либо сокращение расходов.

Минфин явно пытается доказать необходимость второго.

Маневры Силуанова

В последнее время новости с бюджетного поля все чаще напоминают сводки с линии фронта. Все чаще используется термин «маневры»-то бюджетный, то налоговый. Правда, разные эксперты вкладывают в «маневры» разное содержание, зачастую прямо противоположное.

Эксперты, переработавшие Стратегию-2020, предложили следующий бюджетный маневр: сократить расходы бюджета на 2% ВВП, а затем увеличить на 4%. Этот «маневр» даже получил название «+4, -2». Под нож предлагается пустить часть расходов на оборону и национальную безопасность. Здесь необходимо сократить расходы на 0,9% ВВП. На национальной экономике и сфере ЖКХ предлагается сэкономить (прежде всего за счет сокращения субсидий конкретным предприятиям) 0,8%. И на госуправлении — 0,3%. Итого получается 2% экономии.

Наращивать расходы намерены в образовании (+0,15% — +1,3%), здравоохранении (+1% ВВП), дорожном хозяйстве (+0,75±1,6% ВВП), ИКТ и связи — до плюс 0,15% ВВП. Итого: плюс 4% ВВП. А с учетом сокращений — плюс 2 процентных пункта ВВП.

Где на это взять деньги?

Окончательной определенности нет ни у кого — ни в «2020», ни в правительстве, ни в Минфине. Однако ясно одно. Налоговый маневр, который обеспечивает бюджетный, будет губительным для экономики, если приведет к росту фискальной нагрузки. Она и так достаточно серьезна — с учетом страховых взносов и экспортных пошлин достигает 40% ВВП. Это меньше, чем в развитых странах, но существенно больше, чем в Китае и Индии.

«Деловая Россия» предлагает совсем иной налоговый маневр, при котором ставки налога на прибыль, НДС и страховые взносы ограничиваются 15%. Конечно, эту инициативу в правительстве не поддержали. В этом случае найти где-либо компенсирующие доходы становится просто невозможным.

Впрочем, свои сценарии бюджетного и налогового маневров у Минфина, хотя бы вчерне, все же есть.

Во-первых, Антон Силуанов еще в ходе последнего Гайдаровского форума в январе этого года предложил отличную от «2020» бюджетную формулу «плюс 2, минус 2» (можно и +3, -3, +4, -4 и так далее). Иными словами, насколько правительство, пояснил министр финансов, сможет сократить расходы, настолько их можно будет перенаправить на другие цели, которые должны дать больший эффект для бюджета.

Есть и второй гипотетический вариант от Силуанова. Повысить налоги и увеличить дефицит бюджета, который придется финансировать за счет роста заимствований. Кстати, эксперты из «2020» не против последнего предложения. Они даже рассчитали безопасный уровень госдолга для России — 25% ВВП к 2020 году (сейчас он составляет около 10%).

Силуанов напоминает, что «сейчас многие страны G20 проводят бюджетную консолидацию, в том числе и за счет повышения налогов». Но нужно ли, спрашивает глава Минфина, делать то же самое и нам? Европейские страны повышают налоги (кстати, при этом не забывая сокращать и расходы), чтобы погасить огромные долги. У России таковых нет. Так зачем же повышать налоговые ставки?

По мнению Силуанова, эффективнее «с точки зрения конкуренции на мировых рынках иметь больше преимуществ перед другими странами, не наращивая налоги, а проводя реформы в своих секторах», прежде всего в сферах образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Впрочем, ясно, что ряд налогов придется все же повышать. Консенсус наметился прежде всего в том, что необходимо и дальше наращивать ставку НДПИ в газовой сфере. В Минфине, например, полагают, что придется изымать у «Газпрома» до 80% поступлений от роста газовых тарифов для внутренних потребителей (а это дополнительно 1% ВВП поступлений в бюджет к 2016 году). Напомним, уже в этом году ставку газового НДПИ удвоили — с 247 рублей с тысячи кубов до более 500 рублей. Кроме того, Минфин уже давно борется за ликвидацию отсрочек по уплате налогов на имущество инфраструктурных монополий. И вообще ведомство Силуанова настаивает на том, чтобы по максимуму ликвидировать все ныне существующие налоговые льготы.

Есть также небольшие возможности по наращиванию акцизов на табак и алкоголь. Намереваются власти ввести в той или иной форме и налог на роскошь. Но даже сам Путин заявлял, что это, скорее, «моральный», а не «фискальный» вопрос.

Но в любом случае одним налоговым маневром бюджет не спасти. Нужен и новый бюджетный маневр, проведенный по новым бюджетным правилам.

Правила Силуанова

27 февраля в Мехико, где проходила встреча министров финансов стран «Большой двадцатки», Антон Силуанов впрямую заговорил о новых бюджетных правилах, по которым необходимо выстроить уже бюджет 2013–2015. Они еще не разработаны в полной мере. Но ясно, что речь идет об ограничении расходов бюджета исходя из среднестатистической цены на нефть за десять предшествующих лет, а не за год. Если сейчас средняя цена превысила $112 за баррель и продолжает расти. То с 2002 по 2012 год она дошла только до $70. Это в буквальном смысле означало бы (в случае, конечно, принятия этого правила), что расходы, например, в этом году пришлось бы не увеличивать на 39% по сравнению с прошлым, а урезать примерно на эту же величину.

Разъясняя свою позицию, Силуанов добавил: «Мы говорим о подготовке бюджетных правил, которые бы не создавали желаний у кого-то увеличивать расходы, а четко определяли, какой объем бюджетных средств могла бы потратить Российская Федерация при той или иной экономической конъюнктуре, в первую очередь речь идет о ценах на нефть». По словам министра, такие бюджетные правила уже разрабатываются, и «формат их будет определен в ходе ближайшей работы над проектом бюджета на 2013–2015 годы».

Глава Минфина также заявил, что «в правительстве никто не возражает против этих правил, а вопрос о том, какова будет формула, будет обсуждаться». То есть, $70 за баррель может еще и не стать расчетной основой бюджета, но какую-то цену отсечения (как это уже было до кризиса), видимо, придется установить.

Правда, по словам Силуанова, с нефтяной иглы стаскивать бюджет будут постепенно — до 2016 года.

Вот здесь и кроется опасность того, что все эти маневры уйдут в свисток. Договоренности по той или иной цене отсечения, даже если они будут освящаться высшей политической волей, ничего не стоят. Понадобится очередной авианосец — и на цену отсечения плюнут с высокой колокольни. Достаточно вспомнить, что в феврале у нас не только в 6 раз вырос дефицит бюджета, но и на 3% усохли Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, от которого питается, в свою очередь, Пенсионный фонд. А это значит, что мало того, что в эти фонды не перечислили ни одного «горячего» неф­тедоллара, но и еще взяли с полки. Риски налицо. А инвесторы их не любят. Они же знают, что ненефтегазовый дефицит в России приближается к 10% ВВП. А если как в 2008-м цены на нефть упадут?

Единственный выход — вспомнить о законе. О Бюджетном кодексе. До 2009 года там были статьи о нефтегазовом трансферте, согласно которым нефтедоллары сначала пополняли стабилизационные фонды и только потом шли непосредственно в бюджет, не превышая заранее определенный процент от ВВП. Так или иначе, но новые бюджетные правила только тогда остановят девятый вал расходов, если приобретут статус закона. В противном случае придется повышать все налоги. Неслучайно, эксперты «2020» просчитали и вероятность роста НДС до 20–22% с нынешних 18% и даже НДФЛ.

Константин Левин

Бюджет   13.03.2012 00:10:47   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.