Когда слова оказываются важнее цифр

Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) США по итогам

Инфляция выросла на 0,2%

Инфляция выросла на 0,2%

Росстат сообщил об инфляции в РФ и ЕС

Отток капитала будет $12–13 млрд в 2017—2019 гг.

ЦБ дал новый прогноз по оттоку капитала

Инфляция в 4% будет не позднее июля

инфляция будет падать

Росстат передадут в МЭР

Росстат опять подразделение МЭР

Шопинг прямо за рулем

Совсем недавно автомобильный бренд Jaguar представил систему, позволяющую оплачивать покупку

Черный день 8 марта

Черный день 8 марта

Международный женский день 8 марта принес сюрприз. Когда в России был выходной, на мировых

Россияне не знают про ОФЗ для населения

Населению не рассказали про ОФЗ

ЦБ снизил ставку

ЦБ неожиданно понизил ставку

Тариф «Платона» увеличится до 1,91 рубля

15 апреля начнут действовать новые тарифы "Платона"

Трудотень

Вице-премьер Ольга Голо­дец назвала тип бедности, распространенный в России, «уникальным».

Помогут с резервами

Помогут с резервами

Госбанки готовы уйти из Украины

Чиновников премируют за экономию

У чиновников появляются новые источники легального дохода

Назван самый богатый россиянин

Forbes опубликовал список миллиардеров

Инвестиции в роскошь

Темпы роста цен на коллекционные предметы роскоши серьезно замедлились, свидетельствует

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Бюджет   28.02.2012 13:13:51

Правила для заправил

Правила для заправил

government.ru

Министр финансов, по определению, это «мистер Нет». Он стоит на страже бюджета и имеет общий ген со скупым рыцарем.

Эта роль не приносит друзей. Министр финансов при спорах в правительстве часто оказывается в меньшинстве. Чтобы тем не менее отстаивать свои позиции, есть разные возможности. Алексей Кудрин был не только министром финансов, но и вице-премьером, самое же главное, он пользовался полным доверием Владимира Путина.

Антон Силуанов предлагает другой механизм. Его идея состоит в том, чтобы зафиксировать некие правила, которые бы с самого начала элиминировали возможности вдруг нарастить расходы и только потом искать возможности для их покрытия. Такое, когда на высшем политическом уровне принималось новое, не предусмотренное текущим бюджетом, обязательство, в российской практике бывало и не раз.

В то время, когда со всех сторон выдвигаются идеи того или иного маневра — с бюджетными расходами и соответственно с налогами министр финансов призывает не маневрировать с бюджетом. Любой маневр с его расходами возможен, но только в рамках общего, заранее определенного объема расходов и соответственно доходов.

«Если мы создадим понятный порядок формирования объемов бюджетных обязательств, соответственно вопрос о том, чтобы увеличивать их, должен быть решен», — считает Силуанов. Министр подчеркнул, что речь идет о подготовке бюджетных правил, которые бы не создавали желания увеличивать расходы, а четко определяли, какой объем бюджетных средств могла бы потратить Россия при той или иной экономической конъюнктуре, в первую очередь таким ограничением являются цены на нефть.

«Бюджетные правила разрабатываются, формат их будет определен в ходе ближайшей работы над проектом бюджета на 2013–2015 годы. Никто в правительстве не возражает против этих правил», — уверяет Силуанов.

Утверждение о том, что «никто в правительстве не возражает против бюджетных правил» можно понимать как минимум двояко.

Во-первых, из него следует, что какое-то предварительное обсуждение в правительстве состоялось. Как минимум, Силуанов, наверняка, обсудил свою идею с Владимиром Путиным и не встретил принципиальных возражений.

Во-вторых, игра еще далеко не сделана. Нужны четкие формулировки правил и нужен статус самих правил. Последнее пока не определено, хотя очевидно, что, для того чтобы правила выполнялись, их лучше всего внести в Бюджетный кодекс, о чем, однако, Силуанов, во всяком случае пока, не говорит. Зато он говорит о том, что «формула, заложенная в бюджетные правила» будет обсуждаться в ходе работы над бюджетом на следующую трехлетку. Значит, предстоящая трехлетка — это некий переходный период.

В предварительном виде свою концепцию бюджетных правил Антон Силуанов уже излагал на публике. Например, на Гайдаровских чтениях в январе 2012 года. Его логика такова. России необходимо повысить конкурентоспособность своей экономики. Одно из условий решения этой задачи — укрепление независимости от внешних угроз. А для этого необходимо повысить устойчивость бюджетной системы.

В этом месте, кто бы сомневался, появляется главная счетная единица российского бюджета — цена барреля нефти. Чтобы обезопасить бюджет, Силуанов предлагает закладывать в него среднюю за предшествующие 10 лет цену нефти. Сейчас цена барреля колеблется на уровне $70.

Для справки: бюджет 2012 года сбалансирован при цене в $117. Есть и еще один важный показатель — дефицит бюджета, очищенный от нефтегазовых доходов. В 2011 году он составлял 9,7% ВВП, в Минфине считают, что необходимый уровень безопасности от конъюнктурных ударов обеспечивает уровень ненефтегазового дефицита бюджета не выше 4–5%.

Понятно, что посадить российский бюджет на диету в $70 за баррель будет непросто, для этого и нужен трехлетний переходный период.

Удастся ли министру финансов пролоббировать свой маневр, покажет время. Ясно, что противников будет немало, как и обвинений в том, что сокращение госрасходов лишает Россию тех или иных перспектив. Но ответ Силуанова уже известен. Альтеранатива «бюджетных правил» — это риск роста налогов, что точно перечеркнет надежды на экономический рост, который только и может обеспечить России достойное будущее, а заодно и увеличение госрасходов.

Именно поэтому Силуанов, как, впрочем, и многие видные экономисты с мировыми именами, скептически относится к тому, что целый ряд стран «Большой двадцатки», не говоря уже о европейских странах в рамках «бюджетной консолидации» идет на повышение налогов. «Увеличивать налоги — это снижать нашу конкурентоспособность как экономики. Увеличивать налоги, когда другие страны это делают, но делают из-за того, что нарастили раньше долги, нецелесообразно», — уверен министр финансов.

Более того, у России есть большое преимущество по проведению бюджетной консолидации за счет сокращения неэффективных расходов. «Если провести грамотно реформу в образовании, здравоохранении, сфере социального обеспечения, пенсионной реформе, все это даст гораздо больше эффекта, покажет решимость РФ в осуществлении реформ, что очень высоко ценится, в том числе и инвесторами, на рынке», — считает Антон Силуанов.

Николай Вардуль

Бюджет   28.02.2012 13:13:51   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.