Мой офис – мой сад. Бизнес на озеленении

Мой офис – мой сад. Бизнес на озеленении

Зеленые растения в офисном пространстве способны на многое. Они очищают и увлажняют воздух, снабжая его кислородом, повышают работоспособность, концентрируют внимание, а также создают ощущение комфорта как для сотрудников, так и для деловых партнеров. Офис, где поработали профессиональные озеленители – фитодизайнеры, – выглядит стильно, эксклюзивно, гармонично. Растительный декор положительно влияет на имидж компании, подчеркивает ее статусность и успешность.
Агробизнес / Елена Пылаева 06 Май 2018, 17:00
Мой офис – мой сад. Бизнес на озеленении

Зелено – не дешево

Фитодизайн – удовольствие не из дешевых, так как он требует участия специалистов самых разных профилей: биологов-ботаников, дизайнеров, электриков, монтажников. Тем не менее эти услуги на отечественном рынке востребованы в самых разных сферах: индустрии здоровья и красоты, в частной медицине, гостиничном и ресторанном бизнесе, в крупных торгово-развлекательных центрах, банках, автосалонах, аэропортах и на прочих объектах.

Однако на завершении даже самого успешного проекта по озеленению дело не заканчивается. Хотя заказчик и получает инструкции по уходу за растениями, не всегда он с этой задачей справляется. Значит, вновь приходится прибегать к услугам профессионалов. 

Приведем соответствующие расценки. Процедуры по уходу только за одним растением стоят 450–1000 руб. в зависимости от его размера, по пересадке – почти столько же. А если оно заболеет? Выезд фито-доктора и лечение по Москве обойдется в 1500 руб., а в Подмосковье – 5 тыс. В вечернее время и на выходных цены выше: 3000 и 7000 руб. соответственно. И это только обслуживание одного заболевшего «зеленого».

И еще один аспект влияет на бизнес фитодизайна. Дело в том, что отечественное производство интерьерных растений высотой до двух метров (а ведь они самые ходовые в том числе и в кабинетах директоров), не говоря уже о гигантах выше десяти, практически отсутствует. Мелкие экземпляры в горшках, конечно же, есть, но и они являются лишь плодами доращивания исходного западного посадочного материала. 

Таким образом, озеленительный бизнес для помещений разного назначения в России находится во всецелой зависимости от компаний-импортеров, которые в своем выборе ассортимента нередко ориентируются на дешевые закупочные цены. Но, что дешево, априори не может быть качественно. Вот и оказываются некоторые ввозимые в страну растения, зараженные клещом или мучнистым червецом. Да и век их недолог, могут погибнуть в течение года.

Тем не менее есть и отечественные наработки, а именно выращивание в московских теплицах тропических и субтропических растений до 6 м. Фикусы, пальмы, юкки и другие крупномеры (порядка 40 видов) на биогумусовых почвах растут здоровыми, крепкими и вполне себе выносливыми. Мало того, отличаются в лучшую сторону от импортных аналогов более внушительным размером, естественностью линий и пышной кроной. Понятно, что такие растения пока еще из серии «не для всех» и предназначены они для VIP-объектов Подмосковья и столицы, включая зимний сад площадью более 300 кв. м, расположенный в Большом Кремлевском дворце.

Молодой, но перспективный

Озеленение интерьера – тренд молодой, но очень перспективный. Если еще несколько лет назад офисы ограничивались одним-двумя кашпо или даже искусственными растениями, то сейчас это уже считается моветоном. Зеленые «сотрудники», грамотно вписанные в помещение, работают на общее дело наряду с остальным штатом. Обвал рубля, конечно же, сказался на стоимости растений, почти на 100% состоящих из импорта, но заказчиков это не отпугнуло. Прежде всего, из-за того, что озеленение является самым бюджетным рестайлингом интерьера по сравнению с обновлением мебели или оргтехники. Так что кризис на бизнес фитодизайна практически не повлиял.

Объем отечественного рынка офисного озеленения довольно трудно подсчитать, так как он является лишь одним из звеньев «цепи» интерьерного фитодизайна, где также присутствуют торгово-развлекательные центры, аквапарки, кинотеатры, и экстерьерного – ландшафтного дизайна. Не следует забывать и о частных заказчиках (а их порядка 25%), которые озеленяют не только свои дома, но и загородные территории. Плюс стоимость каждого проекта очень индивидуальна и зависит от вида, количества и размера выбранных растений.

И все-таки попробуем провести свои собственные расчеты на примере одной компании-лидера, которая за 8 лет умудрилась озеленить 2 млн кв. м (интерьерных и экстерьерных площадей) по всей России. Примем за основу расценки на офисный сегмент, где интенсивное озеленение одной тысячи кв. м стоит 750 000 руб. Не очень корректно, конечно, но все равно получается внушительная цифра – 187,5 млн руб. в год. Не удивительно, что за последнее время компания выросла в два раза, а спрос на ее услуги уже превышает предложения. Значит, дальнейший рост просто неизбежен, даже если рубль снова обвалится, ну а это в перспективе пока маловероятно.

И еще один фактор, который говорит о перспективности интерьерного озеленения, – климатический. Фактически полгода большинство регионов страны живет в условиях осенне-зимнего межсезонья с дефицитом солнечных дней. 

Чего уж тут говорить об областях полярной ночи, но ведь там также живут люди, которые как никто нуждаются в зеленых помощниках, избавляющих от депрессии и повышающих работоспособность на 15–20%. Тем не менее офисное озеленение в регионах не столь востребовано как Москве, Санкт-Петербурге и других крупных мегаполисах. Связано это, прежде всего, со сложностью сервисного обслуживания растений.

Другое дело – региональные торгово-развлекательные центры, где разворачивается настоящая битва за обедневшего за годы кризиса потребителя. Тут уж собственники и арендаторы площадей не скупятся на расходы, рассматривая растительный декор в качестве главного двигателя торговли.

В четырех зеленых стенах

Таким образом за короткое время отечественный бизнес успешно адаптировал идеи фитодизайна, пришедшие из более продвинутых в этом плане Америки и Европы, к местной специфике и менталитету. Что, безусловно, создает благоприятные условия для его дальнейшего развития.

Отслеживают российские специалисты и тренды мирового «зеленого» бизнеса, формируя на их основе свои предложения. К примеру, в стандартном точечном озеленении это – монохромные, матовые поверхности, а формы прямые и лаконичные. Из материала кашпо – бетон или его имитации в сдержанном цвете.

В моде сейчас вертикальное озеленение, которое еще позволяет экономно использовать декорируемую площадь. Безусловным лидером по спросу являются фитостены из растений, которые используют для зонирования помещения и украшения самих стен. 

В небольших офисах хорошо «заиграют» фитокартины, они также популярны. Для декора используют в основном живые нецветущие растения (дабы оградить клиентов от аллергии) или же стабилизированные (вместо растительного сока в них закачивают глицерин), которые более долговечны. Предпочтение отдается неприхотливым экземплярам, но со строгим учетом их характера: тене- или светолюбивого.

Зеленые расценки

850 тыс. руб. стоит 7-метровый фикус али, ввезенный в Москву под заказ. 6,5-метровое и 6-метровое растение обойдется дешевле: 600 тыс. и 495 тыс. соответственно. Две трети цены приходится на его транспортировку и таможенные расходы.

141 тыс. руб. стоит комплект теневыносливых растений, куда входит юкка разветвленная, филодендрон ред лип, замиокулкас, ананас купидо, нолина. Кашпо с автополивом прилагается.

48 тыс. руб. за 1 кв. м стоит комплекс работ по устройству фитостены, куда входят ее конструкция и установка, растения, субстрат, система автоматизированного полива.

2 тонны углекислого газа в год поглощает «зеленый» офис рекрутинговой компании Pasona Group, расположенный в центре Токио.

750 тыс. руб. стоит озеленение с хорошей интенсивностью офисной площади в 1 тыс. кв. м.

134 кв. м – площадь самой большой в Восточной Европе фитостены из живых растений с водопадами, которая находится в кинотеатре «Москва» недалеко от Кремля.


Офис по-японски

Штаб-квартира рекрутинговой компании Pasona Group расположена в центре Токио. Ее площадь составляет 20 тыс. кв. м, из которых 4 тыс. отведено зеленым насаждениям. Внутри здания произрастает порядка двухсот растений, включая овощи, фрукты и зерновые.

Стихийно возникшее хобби некоторых сотрудников, которые во время обеда и перекуров решили заняться выращиванием сельхозкультур, вылилось в массовое увлечение всего коллектива. Сейчас там над столом для совещаний растут помидоры, а деревья лимона и маракуйя служат естественными перегородками в помещениях. В конференц-залах посажен листовой салат, под сидениями – проклевывается фасоль, позже она «поползет» по стенам. Холлы отведены под «поля» риса и брокколи.

Специальное освещение, автоматический полив и система климат-контроля обеспечивают рост посевов том числе и в нерабочее время. Собранный урожай почти полностью используется здесь же, на офисной кухне, а его излишки продают сотрудникам по привлекательной цене.

Такая совместная деятельность на поприще сельского хозяйства способствует более тесному общению между работниками, росту взаимопонимания, что ведет к более продуктивной работе в команде. Кроме того, уход за посевами наполняет чувством ответственности, внутреннего удовлетворения, повышает стрессоустойчивость. Приофисное хозяйство заметно улучшило и психологический климат в коллективе. Многие кабинеты стали напоминать скорее оранжереи, чем офисные помещения. «Мы работаем в Раю»,   – так говорят сотрудники Pasona Group.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться