Конкуренция спутала все сети

Негативные тенденции на рынке пока не преодолены, и конкуренция ритейлеров за кошелек покупателя на этом фоне обострилась.
Потребительский рынок / Алексей Коренев 04 Сен 2017, 15:57
Конкуренция спутала все сети
Чего ждать от ритейлов 

Негативные тенденции на рынке пока не преодолены, и конкуренция ритейлеров за кошелек покупателя на этом фоне обострилась. Крупнейшие торговые сети ищут новые идеи и проекты по расширению бизнеса как в регионы, так и в смежные сегменты торговли.

Пейзаж после спада 

Если обратиться к данным Росстата, то за 2016 год оборот розничной торговли сократился на 5,2%, составив 28,8 трлн руб. Основной причиной этого было падение реальных доходов населения, идущее уже не первый год (на 0,5% в 2014 году, на 4,1% в 2015-м и на 5,9% в 2016-м). По данным Института социального анализа и прогнозирования, реальные  доходы населения в феврале 2017 года сократились на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом 2016 -го, а за март – на 2,5%. Так что платежеспособность населения падает уже четвертый год подряд.

Некоторое оживление спроса во втором квартале 2017 года сказалось положительно на операционных показателях основных розничных сетей. И все-таки оно было не настолько существенным, чтобы можно было говорить об окончательном переломе нисходящего тренда.

Как бы то ни было, за время рецессии пейзаж рынка изменился. По чистой выручке Х5 Retail Group в течение прошедших двух лет стремительно догоняла своего основного конкурента – сеть магазинов «Магнит». И в итоге обошла его, хоть и незначительно, в четвертом квартале 2016 года.

Хотя показатели за год в целом позволили «Магниту» сохранить лидерство, в текущем году опережающие темпы роста у Х5 сохранятся. Вероятнее всего, это позволит ей уже вполне уверенно выйти на первое место в стране.

И вновь продолжается торг 

Соглашение Х5 с Центральным союзом потребительских обществ России, подписанное 12 апреля, позволит им в течение трех лет открыть еще и около 1000 магазинов под совместным брендом «КООП-Пятерочка». В этих условиях стремление «Магнита» к диверсификации и расширению присутствия в смежных сегментах торговли выглядит вполне естественным.

Если учесть, что наибольший вклад в рост квартальной выручки «Магнита» внесли магазины формата «У дома», можно предположить, что ставка и дальше будет делаться на них. В 2017 году, согласно обновленному прогнозу ритейлера, планируется открыть более 2000 таких магазинов. Сейчас их 10,5 тыс. Перспективной выглядит идея открыть сеть оптовых магазинов. Планы запуска собственного агробизнеса и развития аптечной сети также вполне вписываются в общую тенденцию, характерную для всех крупных ритейлеров.

Сейчас по некоторым ритейлерам доля продукции, произведенной под собственным брендом, достигает 20% и более (общемировой показатель перевалил за 25% и продолжает расти). Реализация продукции под собственной торговой маркой позволяет не только снизить операционные расходы, но и заметно повысить продажи. Однако подобные способы расширения бизнеса весьма затратны и способны принести заметный экономический эффект только в отдаленном будущем.

Конкуренция между ритейлерами приводит и к сделкам, подобным соглашению Lenta Ltd с компанией «МКапитал» об аренде «Лентой» на 15 лет 14 гипермаркетов, работающих под брендом «Наш». Появление у «Ленты» новых торговых точек с отлаженной инфраструктурой и логистикой, квалифицированным персоналом и хорошим месторасположением делают его весьма выгодным. Ритейлер экономит на капитальных затратах, не обременяя себя проблемами строительства, закупки оборудования, подбора персонала, логистического обеспечения и т.д. При этом «Лента» получает заметные конкурентные преимущества перед другими торговыми сетями, работающими в регионах, где будут арендованы площади гипермаркетов «Наш».

Интересна и динамика продаж в секторе детских товаров. Заметный прирост выручки сети «ВотОнЯ» объясняется существенным увеличением числа торговых точек. Магазин входит в сеть X5 Retail Group, что дает ему определенные конкурентные преимущества. Что касается ГК «Детский мир», то являясь крупнейшим ритейлером детских товаров, он имеет хорошие возможности по расширению своей сети не только в крупных городах, но и в регионах. Количество магазинов сети «Детский мир» за 2016 год увеличилось с 429 до 521. В 2017 году компания намерена открыть минимум 70 новых торговых точек. Можно ожидать, что и по результатам 2017 года эти две сети займут лидирующие позиции.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться