Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство «пенного» сократилось почти наполовину. Виновато в этом прежде всего падение потребительского спроса в результате кризиса. Но и государство внесло свою лепту: этот рынок регулируется не менее жестко, чем водочный. Давайте разберемся, как это произошло.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 22 Авг 2017, 10:29
Нашествие пивоваров

История падения

Начнем с печального итога последнего девятилетия: производство пивоваренной продукции в России сократилось почти на 40%. И в будущее участники рынка с оптимизмом не смотрят, говоря о падении в текущем году на 5%. Основной причиной сложившейся ситуации пивовары называют непредсказуемое регулирование отрасли. Так, в 2011 году были приняты поправки к закону «О производстве и обороте алкогольной продукции» (№ 171), которые фактически приравняли пиво к крепкому алкоголю. С тех пор в него внесено более 300 поправок.

Пивовары не сдаются и выступают за модернизацию упомянутого закона. В прошлом году при участии ведущих экономических институтов была разработана концепция раздельного регулирования пивоваренной отрасли. Это, заметим, общемировая практика. Все дело в том, что при производстве пива не используется спирт и, соответственно, излишний госконтроль тут не совсем уместен. Вопрос пока в стадии проработки, но есть все основания полагать, что регулирование производства крепкого алкоголя, вина натурального брожения и пивоваренной продукции в конце концов станет дифференцированным.

На состояние отрасли негативно повлияла еще одна законодательная новация – обязательное подключение пивоваров к Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС). Такого мнения придерживаются в Ассоциации «Руспродсоюз». 

Однако подделка пива экономически невыгодна, так как это сложный технологический процесс, требующий специального оборудования и знаний. По словам участников рынка, пивоваренная отрасль – самая прозрачная с точки зрения производства и самая дисциплинированная по части уплаты акцизов. Так, в 2015 году акцизные поступления от пивоваренной промышленности в бюджеты всех уровней составили 132,5 млрд руб., а в 2016-м и того больше – 150 млрд.

Пиво по цене водки

В мае этого года появилась новая инициатива – ввести обязательную маркировку пива федеральными специальными марками по примеру другого алкоголя. Цель не нова – борьба с контрафактом, а заодно «отжим» в пользу бюджета 50 млрд руб. в год. В Союзе российских пивоваров (СРП) такую маркировку называют «крайне затратным и ­нецелесообразным инструментом», к тому же дублирующим функции ЕГАИС.

Поясним, что предлагаемая маркировка контрольно-индентификационными значками (КИЗ-метками) относится к формату радиометок. В настоящее время подобные метки в пилотном режиме тестируются на одежде и других изделиях из натурального меха, а также отдельных лекарствах. Стоимость одного автомата для нанесения маркировки на продукцию составляет €350 тыс.

Учитывая объем российского рынка пива, а это миллиарды единиц продукции в год, дополнительные затраты только на приобретение марок могут составить десятки миллиардов рублей в год. Если сейчас одна федеральная спецмарка стоит 1,85 руб., то радиометка по предварительным подсчетам обойдется в 10-15 руб. 

Очевидно, что нововведение приведет к росту себестоимости пивной продукции, а следовательно к ее существенному подорожанию в магазинах. Легальная пивная продукция станет попросту недоступной для потребителя. Так что эффект от радиометок окажется скорее обратным – снижение налоговых поступлений по причине ухода части пивного рынка «в тень».

Мало того, принятая мера негативно скажется и на смежных отраслях: производстве упаковки, торговле, сельском хозяйстве – ведь ячмень, используемый при производстве пива, сам по себе не растет.

Вячеслав Мамонтов замечает: «Возможно, в какой-то отрасли открыть свое дело стало проще, но только не в пивоварении. У нас в разы увеличилась ­стоимость «входного билета», и стала более бюрократичной процедура запуска производства». В результате длительного прессинга на отрасль 13 крупных производств пришлось закрыть. Что касается малых предприятий, кто-то закрывается, а кто-то переезжает в регионы, благоприятные для пивоваренного бизнеса.

В этой связи показателен пример с небольшой пивоварней (менее 30 работников) в Кемеровской области. Ее попросту «задушили» проверками: налоговая, санэпидемстанция, пожарники. В результате такого давления завод переехал в Барнаул, где сейчас спокойно работает.

Другой пример – более жизнеутверждающий. Роман Русских, технический директор минипивоварни VAER из Новосибирска, рассказывает: «Наша пивоварня основана в 2015 году. Четверо совладельцев, к кредитным организациям мыне обращались. Штат состоит из 10 человек. В нашей линейке 10 сортов пива, разливаем в кеги и стеклянную тару. Пиво варим только на импортных ингредиентах, но рецептура своя, в рамках ГОСТа. Первая варка состоялась в феврале 2016 года, и только сейчас мы вышли на самоокупаемость».

В бизнесе новосибирцы ощущают себя уверенно, есть четкие цели и задачи, и что самое важное – команда профессионалов. За 1,5 года их продукцию стали только-только узнавать, а реализуется она в магазинах разливного пива и барах Новосибирска, Томска, Кемерово, Барнаула. Спрос радует своим ростом. И планы грандиозные – охват не только СФО, но и Урала, Дальнего Востока, Казахстана. Однако дальше вряд ли будет легче, так как пивной рынок насыщен и конкуренция велика. 

Помехи в работе все те же. После причисления пива к алкоголю ограничительные барьеры распространились и на него. А ЕГАИС и запрет на полиэтиленовую тару свыше 1,5 л привел к дополнительным затратам, за которые придется заплатить потребителю.

Ну а пока суд да дело, хотелось бы вновь процитировать пивовара Романа Русских: «Мы не ждем какпомощи от государства. Мы просто просим, чтобы оно не мешало нам своими ограничительными мерами».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться