Торможение на высоте

Горнолыжный бизнес в разрезе.
Потребительский рынок / Елена Пылаева 22 Янв 2018, 10:48
Торможение на высоте

Любителям активного зимнего отдыха осталось еще два месяца, чтобы вдоволь накататься на горных лыжах или сноуборде, словить свой адреналин на спуске, надышаться чистым воздухом и даже подзагореть. Горнолыжная индустрия – сложный «организм», включающий в себя проектирование и создание инфраструктуры, ее эксплуатацию, подготовку специалистов и формирование потребительской аудитории. При грамотной организации данная отрасль способна привнести в ВВП страны до 2%. Однако пока еще развитие происходит не столь динамично, как бы того хотелось.

Горнолыжный расклад

Горнолыжная география России обширна: от Калининграда до Камчатки и от Кольского полуострова до Кавказа. Однако зоны для катания распределены крайне неравномерно и в основном сконцентрированы в областях проживания большого количества населения. Общая протяженность горнолыжных трасс более одной тысячи километров, а обслуживает их около 800 канатных дорог.

По данным Союза горнолыжной индустрии (СГИ), в стране существует порядка 300 горнолыжных курортов (ГЛК) и баз. Вроде бы цифра сопоставима с Австрией и Францией, где 254 и 325 соответственно, но так кажется лишь на первый взгляд. К числу крупных (более пяти канатных дорог) можно отнести только 16% от числа российских ГЛК, а именно 57. Комплексов же европейского уровня – и того меньше. Многие ГЛК располагают устаревшей инфраструктурой, сохранившейся еще с 70–80-х годов прошлого века, и остро нуждаются в модернизации.

Несмотря на кризисные явления, интерес к горным лыжам и сноуборду растет, особенно среди молодежи. Так, за последние годы наблюдается прирост среди катающихся в 0,5%. Теперь число любителей скоростных спусков превысило 4 млн или же около 3% россиян. Заметим, что в Австрии этот показатель – порядка 36%. Однако наших получается все равно больше (4,2 млн, чем австрийцев (3,1 млн).

Тем не менее растущая популярность горнолыжного отдыха, особенно на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, Кемеровской, Ленинградской и Московской областях, упирается в недостаточный объем качественных предложений на рынке. Этому способствует низкая рентабельность горнолыжного бизнеса и его малая привлекательность для инвесторов.

А в среднем по стране уровень спроса все еще достаточно низок. И прежде всего из-за высокой стоимости услуг ГЛК, а также горнолыжного снаряжения и инвентаря. Практически отсутствует механизм вовлечения всех групп населения в этот вид туризма. Уровень безопасности на склонах тоже оставляет желать лучшего.

Пути решения

И все-таки пути решения есть. Правда, без помощи государства тут никак не обойтись. В первую очередь это ослабление налогового бремени для организаций, которые эксплуатируют ГЛК, а именно снижение налогов на прибыль, горнолыжное оборудование, земельные участки, предназначенные под существующие и планируемые трассы. Необходимо также субсидирование процентной ставки по кредитам и лизингу на оборудование для ГЛК. Нельзя забывать и о поддержке отечественного производителя как оборудования, так и экипировки.

Важно прислушаться и к советам европейских коллег, все-таки у них опыта ведения горнолыжного бизнеса больше. Надо сказать, что работа в этом направлении уже ведется. Так, в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве между российским СГИ и французской ассоциацией Кластер Монтань, которая объединяет более 200 компаний, действующих в горнолыжной индустрии.

Но, как говорится, на родное государство и иностранцев надейся, а сам не плошай. Отечественному горнолыжному менеджменту также есть, над чем серьезно поработать. Так, рентабельность ГЛК несомненно повысит их всесезонное использование, а для этого надо создавать соответствующие условия. 

Важно уже сейчас подумать и о стабильной горнолыжной клиентуре будущего, в связи с чем проводить активную работу по привлечению к горному отдыху детей и молодежи, проживающих вблизи ГЛК. Гибкие скидочные программы и даже льготы сегодняшнего дня непременно окупятся в перспективе.

Или другой момент. Высокий горнолыжный сезон не так уж долог, каких-то 3–4 месяца. Но нередко случается, что зимними пейзажами приезжают полюбоваться обычные туристы, очень далекие от захватывающих дух спусков. И тогда их потоки пересекаются, вызывая недовольство как одних, так и других. Маленькие дети и вовсе впадают в истерику, впервые увидев горнолыжных «монстров» в шлемах и очках, бряцающих тяжелой экипировкой. Значит, этот фактор также следует учесть, ведь в сезон горнолыжники приносят больше денег, чем простые туристы-«зеваки».

Важен и воспитательный аспект, а именно формирование горнолыжной этики и культуры среди россиян. Для блага бизнеса равняться придется вновь на европейцев. Трудно себе представить, что на кресельном подъемнике, рассчитанном на два места, один швейцарец оттолкнет другого со словами: «Я поеду один, а с вами не хочу». Но в родных пенатах это вполне допустимо. А потом приходится удивляться, почему же скапливаются такие очереди на подъем. Много еще других неувязок и накладок, но бизнесу при желании по силам «расшить» самые узкие места.

Про крупных и мелких

После проведения Олимпийских зимних игр в 2014 году Россия получила новый импульс к горнолыжному развитию. В наследство остались трассы, оборудование и отели мирового уровня. На слуху у многих «Роза Хутор», расположенный в поселке Красная Поляна. А всего на этом курорте 35 трасс для катания протяженностью 77 км. Гордостью «Розы» являются целых 9 «черных» трасс (максимальной степени сложности). А для новичков подойдут более спокойные «зеленые», самая популярная из которых «Б 52».

инфраструктуру было вложено около 100 млрд руб. как из госказны, так и от крупных инвесторов. «Погуляв» немного после праздника зимних видов спорта‑2014, цены сейчас несколько стабилизировались. 

Однако дешевыми их не назовешь, особенно если вы решили остановиться на несколько дней поблизости с подъемниками. А трехдневный «ски-пасс», своеобразный проездной на «канатку», обойдется вам в высокий сезон (с декабря до начала апреля) в 7–8 тыс. руб., а тариф «весеннего снега», действующий с 9 апреля, удешевит его до 4 тыс.

Домбай старше сочинской Красной Поляны и обрел свою популярность еще в советские времена. По качеству инфраструктуры он уже приближается к европейскому уровню. Основное место катания гора Мусса-Ачитара, высота которой превышает 3 км. На ее склонах располагаются трассы различной степени сложности. Место особо полюбилось фрирайдерам, экстремалам, которые предпочитают облагороженным склонам необъезженные.

И еще один прогрессирующий ГЛК стоит упомянуть – Абзаково, что в 60 км от Магнитогорска. К услугам отдыхающих 13 маршрутов общей протяженностью 18 км: от самой короткой трассы чуть более 100 м до самой длинной 3280 м. В Абзаково представлена разноуровневая инфраструктура: биатлонной трассы для профессионалов до катания на конных упряжках.

Однако не каждая область России, включая Московскую, может похвастаться столь богатым горным рельефом. Подмосковные «Альпы» горами можно назвать лишь условно (чуть более 200 м). Однако для начинающих горнолыжников-любителей и сноубордистов, в том числе и детей, пологие склоны Клинско-Дмитровской гряды – самое оно. Но обычным москвичам не с олимпийцами же тягаться. Главное себя и детей грамотно на лыжи и сноуборд поставить, а там – как пойдет.

Московские горы

Завсегдатаи горных вершин с усмешкой отнесутся к подмосковным «Альпам», на которых расположен современный комплекс «Сорочаны». Ну что это за горы? Чуть более 200 м. 10 коротких трасс (с перепадом высот до 90 м), самая длинная из которых 1050 м.

И тем не менее есть, чем гордиться. Европейские подъемники функционируют бесперебойно. Благодаря уникальной системе искусственного оснежения кататься тут можно до середины апреля и даже в плюсовые температуры. А еще одной «фишкой» объекта является его безопасность. Соответствующие службы тут всегда начеку, впрочем, как и медики.

Показателен пример одной супружеской пары горнолыжных любителей. Вот, что они говорят: «Приезжаем мы из Москвы к 22:00 воскресенья, когда уже действует тариф буднего дня (что в 2–3 раза ниже выходных и праздников – «ФГ»), оплачиваем парковку и ски-пасс на 10 подъемов. Нам больше спусков и не надо. Трасса прекрасно освещена и работает до 02:00. Народу мало и нет детей. В «зоне термоса» попьем своего чайку с бутербродами (зачем тратиться на дорогое кафе?), и в половине первого мы уже дома, заряженные позитивом накануне трудовой недели».

Есть и другое мнение по поводу того же места: «Решили мы с подругой на выходных приобщиться к сноутюбингу. За прокат «ватрушки» со шлемом заплатили по 600 руб. в час и 200 руб. за парковку, на бензин туда-сюда ушло 500 руб. Из-за длинной очереди удалось скатиться только четыре раза. Сомнительное удовольствие за такие деньги. Больше сюда не приедем».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться