Почему растут цены на энергоносители в мире и в России

Почему растут цены на энергоносители в мире и в России

Еще в начале года цена на нефть в $80 за баррель казалась чем-то фантастическим. Однако уже в мае котировки «черного золота» неоднократно переходили этот рубеж, а многие аналитики считают, что рост нефтяного рынка продолжится. В тоже время подъем нефтяных котировок стал одним из обоснований неприятного сюрприза – роста цен на топливо в России до исторических рекордов.
ТЭК / Борис Соловьев 26 Май 2018, 13:00
Почему растут цены на энергоносители в мире и в России

Серьезность ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов подчеркивается и тем, что премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэнерго до 28 мая внести в правительство законопроекты о снижении акцизов на бензин и дизельное топливо. Но эта мера должна привести не к падению цен, а лишь к их стабилизации на какое-то время.

Замкнутый бензиновый круг

Стремительный рост цен на бензин начался в начале апреля. По данным портала gasoil.media, например, в Москве в первых числах апреля литр бензина АИ-92 в среднем продавался за 38,5 рублей, а к середине прошлой недели цена прыгнула до 41,1 рублей. То есть рост за полтора месяца составил 6,75%. Литр 95-го бензина стоил на прошлой неделе в среднем 44,4 рублей, повысившись в цене на 6,5%, а дизтопливо выросло на 7% до 43 рублей.

Однако тревожные сигналы начали появляться раньше. Сейчас одной из крупнейших площадок по торговле бензином является Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ). Восходящие тренд роста цен на нефтепродукты зародился еще в начале года. Но после того как рассчитываемый биржей Композитный индекс, отражающий динамику изменения стоимости усредненной тонны светлых нефтепродуктов на биржевом рынке РФ, в марте пробил предыдущий максимум конца ноября прошлого года, специалисты заговорили о неизбежности роста розничных цен.

Еще в начале весны ситуацию можно было взять под контроль, не допустив роста цен светлых нефтепродуктов до текущих величин. Но чиновников тогда больше интересовали вопросы раздела должностей в новом правительстве. 

Первый зампред Банка России Ксения Юдаева объяснила рост цен на бензин повышением цен на нефть на мировом рынке и ростом акцизов. Формально логика в ее обосновании есть. Действительно, с ростом цены нефти и бензина в мире российским нефтяным компаниям становится выгоднее продавать сырье и топливо за границу, снижая предложение на российском рынке и увеличивая внутренние цены.

Вот только в отличие от США цены на топливо в России не падают при снижении мировых цен на углеводороды. Как отметила сама Юдаева, «когда цены на нефть падали, цены на бензин росли меньше, чем другие цены. Их вклад в инфляцию был меньше, чем у других цен». И этот факт легко объясним: когда цены на углеводороды на внешних рынках падают, доходы от экспорта российских нефтяников снижаются, и для их компенсации они повышают цены на внутреннем рынке. Такой замкнутый для автомобилистов круг невозможен ни в одной стране, где есть настоящая серьезная конкуренция на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Но создать качественно работающие рыночные механизмы в области переработки и продажи нефтепродуктов за неделю–две невозможно, если это не получилось сделать за последние десятилетия. Поэтому правительство приняло решение снизить акцизы на топливо. Нет сомнений, что разработанный Минфином и Минэнерго законопроект уже в ближайшие дни будет внесен в Госдуму, которая примет его без особых проволочек. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, который курирует в правительстве ТЭК, ставки акцизов на топливо должны быть снижены не позднее 1 июля, но эта мера позволит лишь стабилизировать цены.

Объем недополученных доходов бюджета вице-премьер оценил примерно в 100 млрд рублей, отметив, что регионам будет компенсирована их часть выпадающих доходов от акцизов за счет снижения федеральной доли. Впрочем, после майских праздников, по данным СПбМТСБ, рост внутренних биржевых цен на светлые нефтепродукты все равно уже замедлился.

Нефть взяла курс на $100

Продолжающееся ралли на нефтяном рынке началось в первых числах апреля, когда нефть колебалась в диапазоне $62–65 за баррель. Поводов для волны подъема котировок было несколько, хотя каждый из них в отдельности выглядел, в общем-то, слабовато.

Прежде всего, крупнейшие нефтедобывающие страны, заключившие в ноябре 2016 года соглашение о сокращении добычи нефти (ОПЕК+), всерьез заговорили о пролонгации договора на следующий, 2019 год. При этом нефтяных «быков» радовала дисциплинированность участников договора: в апреле уровень исполнения соглашения странами ОПЕК составил более 160%.

В результате перевыполнения взятых на себя обязательств буквально на днях запасы нефти в развитых странах достигли среднего пятилетнего уровня, который первоначально был обозначен как цель соглашения ОПЕК+. Одним из лидеров в сокращении добычи стала Саудовская Аравия, которая активно лоббирует среди нефтяных держав продление соглашения на следующий год. Причина этого проста: саудиты намерены приватизировать крупнейшую национальную нефтяную компанию Saudi Aramco, выручив от продажи ее 5% порядка $100 млн.

Такие планы возможно реализовать лишь при цене $80 долларов за баррель и выше. Сейчас такая цена достигнута, но неожиданно аналитики понизили оценочную стоимость компании практически вдвое – до $1–1,5 трлн при первоначальной оценке в $2 трлн. Нет сомнений, что при таком раскладе саудовские власти будут предпринимать все меры для дальнейшего разгона нефтяных котировок.

Следующим поводом для роста цен на нефть стал выход США из ядерного соглашения с Ираном и ожидание введения в отношении Исламской Республики санкций через полгода. Сейчас Иран добывает около 3,8 млн баррелей нефти в день, из которых порядка 2,6 млн баррелей – экспортирует. Санкции могут значительно сократить экспортный поток, хотя страны Европы и заявили, что не намерены их поддерживать.

В пользу покупок нефтяных контрактов свидетельствуют и прогнозы роста потребления нефти в результате подъема мировой экономики. Так, согласно майскому докладу ОПЕК, мировой спрос на нефть IV квартале нынешнего года достигнет 100,28 млн баррелей в сутки. А в среднем по году показатель оценивается в 98,85 млн баррелей в сутки, что на 0,15 млн баррелей больше предыдущего прогноза.

Еще одной проблемой, играющей на руку нефтяным державам, является мощный экономический кризис в Венесуэле. «За год добыча «черного золота» в этой стране упала на 30% из-за глубокого экономического кризиса, вызвавшего гиперинфляцию, ухудшают положение коррупция внутри страны и американские санкции. У нефтяных компаний в Венесуэле не хватает оборудования для полноценной добычи, на что жалуются их зарубежные партнеры, включая Total и Chevron. Таким образом, я ожидаю продолжения негативного тренда в добыче «черного золота» на территории Венесуэлы», – говорит Вадим Меркулов из ИК «Фридом Финанс». При этом аналитик «уверен, что цены стабилизируются вокруг отметки $82–83 за баррель марки Brent».

Впрочем, большой ложкой дегтя в этой бочке меда является рост добычи в США. В апреле объем добычи нефти в США достиг 10,5 млн баррелей в сутки, из которых свыше 6 млн – это сланцевая нефть, и нет сомнений, что намерение довести общий показатель до 11 млн баррелей скоро будет реализовано. По прогнозам, в 2019 году здесь будут добывать около 12 млн баррелей в день. Для сравнения, еще в ноябре прошлого года США ограничивались добычей около 10 млн баррелей.

При этом растут добывающие мощности. По данным американской нефтегазовой сервисной компании Baker Hughes, сейчас за океаном качают нефть чуть менее 850 буровых установок – это примерно на сотню больше, чем осенью прошлого года.

Аналитики очень осторожны в прогнозах дальнейшего движения котировок «черного золота». Это связано с тем, что сейчас крайне сложно предсказать дальнейшие события в мире политики и силу действия уже известных факторов. Что касается ближайших перспектив, то большинство экспертов рынка ждет цен на нефть в диапазоне $78–83 за баррель.

В пользу большей вероятности движения нефти к верхней границе диапазона свидетельствует ход торгов в минувшую среду, когда Минэнерго США сообщило о росте запасов нефти на 5,8 млн баррелей, в то время как рынок ожидал снижения показателя на 1,57 млн баррелей. Эти данные стали шоком для рынка, который отреагировал на них практически мгновенным падением котировок сырья более чем на процент до $78. Но в течение пары часов просадка была выкуплена и «черное золото» вновь оказалось у ключевой отметки $80.

Среди самых оптимистичных среднесрочных оценок стоит выделить французскую Total и Bank of America, которые допускают цену в $100 за баррель уже в этом году. Возможно, перспективы нефтяного сектора на второе полугодие станут более ясными после саммита участников соглашения ОПЕК+ 22–23 июня в Вене, где в том числе будет рассмотрен вопрос возможности увеличения добычи. Причем аналитики не исключают как повышение квот на извлечение углеводородов, так и прекращение «перевыполнения плана» по сокращению добычи.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться