Бюджет прочитали в третий раз

Баррель нефти все три года в бюджете стоит $40

Glencore и санкции

Glencore и санкции

Вашингтон "не обязательно заблокирует" покупку акций "Роснефти"

Прогноз роста ВВП

По оценкам департамента ЦБ, рост ВВП в IV квартале текущего года составит 0,1%

Дополнительные доходы бюджета

Минфин РФ рассчитывает получить около 1 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов

Внешняя торговля Китая

Объем внешней торговли Китая в ноябре вырос на 2,9% по сравнению с 2015 годом

Пластиковые козыри

Доля россиян, имеющих в пользовании хотя бы одну банковскую карту, за год

Народные ОФЗ

Народные ОФЗ

«Народные ОФЗ» — проект, который в свое время анонсировался довольно громко. Но он сдулся еще

Банки выздоровели

В 2017 году позитив в банковском секторе усилится

Приватизация «Роснефти» не изменит курс рубля

Заплаченные за акции «Роснефти» евро будут постепенно конвертироваться в рубли

Посылка для вашего мальчика

«Почта России» повышает тарифы на доставку заказов из интернет-магазинов

RAEX наградил лидеров XXI рейтинга инвестиционной привлекательности регионов

9 декабря в Москве состоялся XIV Региональный инвестиционный конгресс, организованный

Эксперты и аналитики спрогнозируют будущее российского бизнеса

Эксперты и аналитики спрогнозируют будущее российского бизнеса

15 декабря в Центре Международной Торговли 25 ведущих российских и международных аналитиков и

Финансовый Олимп 2016

В понедельник 12 декабря в конференц-центре МИА «Россия Сегодня» в Стеклянном зале состоится

Cаммит франчайзоров

9—10 февраля 2017 года в Москве, в отеле Метрополь состоится II Всероссийский Саммит

Cценарии экономики на ближайшие 20 лет

Четвертый форум VESTIFINANCE предложит участникам продолжить обсуждение ключевых вопросов по

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Строительство и недвижимость   10.11.2011 14:36:54

Блэр Рубл, политолог и урбанист: «Я не понимаю решения о расширении Москвы»

Блэр Рубл, политолог и урбанист: «Я не понимаю решения о расширении Москвы»

— Почему вы считаете, что Москве нужно брать пример со стран Латинской Америки?

— Потому что процесс реформирования городского управления в последнее время именно там развивается наиболее быстро. Я думаю, что эксперименты, которые там проводятся сейчас, гораздо интереснее и важнее, чем те, что проводятся, например, в США. Мы уже что-то потеряли. Мы делаем мало чего нового. А между тем, что сейчас происходит, например, в Бразилии, значительно отличается от того, что было раньше. И я думаю, для Москвы интереснее видеть новый опыт. Думаю, это вообще самое интересное, что сейчас происходит в мире в сфере городского управления. К тому же масштаб этих городов сопоставим с Москвой: Рио-де-Женейро, Буэнос-Айрес по количеству населения приблизительно такие же. Это важный фактор, потому что такие города, которые имеют население больше 10 млн человек, имеют совершенно иные проблемы, нежели менее населенные города.

— Что из опыта латиноамериканских стран может быть самым важным для Москвы?

— В основном, это все, что связано с поддержкой демократизации: разные формы участия населения в решении проблем. Это ведь страны, которые не были особенно демократичными, и у них была та же проблема, что и у вас сейчас: как использовать участие населения в городской жизни, когда население не привыкло к этому. Второй момент — они придумали, на каком уровне наиболее эффективно организовать управление различными инфраструктурными отраслями. Скажем, если мы говорим о транспорте, нужен региональный уровень. ЖКХ — это местный уровень. Хотя это вопрос морфологии городов. У нас, в Штатах, люди в основном живут в собственных домах, так же как в Европе. В этом случае уровень принятия решений находится гораздо ближе, чем в Москве, где люди живут в квартирах. Нужно учитывать еще одну специфическую российскую особенность: у вас люди часто живут в квартире — и одновременно имеют загородный дом, дачу, куда ездят по выходным. Вначале мы думали, что москвичи, строя собственные дома, собираются в них переехать ради хорошей экологии. Но в результате, это жилье оказалось вторым жильем. И в Москве, например, вопросы экологии и транспорта даже обострились из-за выезжающих на дачу москвичей. Это достаточно интересная особенность — жизнь на два дома. У нас, как правило, люди живут в одном месте.

— А можем ли мы чему-то научиться в решении транспортных проблем?

— Да, конечно, там есть очень интересные эксперименты. Я не уверен, что этот опыт возможно применить в Москве или Нью-Йорке, но, например, в Боготе (Колумбия) мэр решил, что каждый второй день в городе запрещено ездить на автомобиле. Я думаю, это здесь нереально, но интересно подумать. Хотя в решении транспортной проблемы опыт Европы может оказаться Москве гораздо ближе.

— Сейчас в Москве идет компания по стимулированию пересадки из личного автомобиля в общественный транспорт. Но в России, как и в странах Латинской Америки, автомобиль является, скорее, статусным признаком, а не средством передвижения. Удается ли переломить это мнение в Латинской Америке?

— О нет, это везде сложно, потому что люди любят свои машины. Единственная возможность заставить их отступить от этого — это когда общественный транспорт более удобен. Если на машине невозможно передвигаться — люди пересаживаются в общественный транспорт.

— То есть, получается, городским властям нужно не бороться с пробками, а улучшать общественный транспорт? Ведь чем больше будут пробки и чем лучше при этом будет общественный транспорт — тем быстрее пойдет процесс отказа от поездок на личных автомобилях?

— Может быть, это действительно так (Смеется). Да, да, действительно. Но есть и другие возможности. Например, изменение времени работы учреждений — в Вашингтоне мы пользуемся этим инструментом, потому что по пробкам мы в США на втором месте после Лос-Анджелеса. Использование возможности работать дома. Госслужащие в Вашингтоне получают некоторые суммы на проезд в общественном транспорте — он для них почти бесплатен. Но все-таки — люди любят свою машину. Поэтому единого решения этой проблемы нет. Можно только сделать все, что в наших силах и надеяться, что постепенно какие-то положительные сдвиги получатся. Но очевидно, что в Москве город уже не может нормально функционировать из-за пробок. Проблема уже на таком уровне.

— В Москве пробке хуже, чем в Вашингтоне?

— Чем в Вашингтоне — да. А вот насчет Лос-Анджелеса… Думаю, Москва по пробкам находится где-то между Лос-Анджелесом и Вашингтоном.

— В Москве давно идет дискуссия, что лучше развивать: высотное городское строительство или малоэтажные пригороды? Речь, в сущности, идет о выборе из двух моделей: американской, когда город обрастает пригородами, и европейской, где сейчас предпочитают делать города более компактными.

— Думаю, что в реальности мы все, во всех странах мира, живем сейчас в основном в больших урбанизированных регионах. И постепенно начинается развитие местных региональных центров. Какой-то уровень децентрализации нужен — прежде всего, потому что это помогает решению экологических проблем, люди начинают меньше ездить. Но если эта децентрализация происходит без решения основных инфраструктурных проблем — она бессмысленна.

-То есть, нет смысла развивать пригороды Москвы, если там негде работать?

— Совершенно верно.

— Сейчас много говорят о том, что Москве нужно стать международным финансовым центром. С вашей точки зрения — нужно ли это Москве и если да, что необходимо сделать с точки зрения развития городской среды и инфраструктуры?

— Я думаю, Москва должна быть включена в эту международную систему капитала. Потому что без этого существует некоторая окраинность развития. Для этого в основном нужны новые технологии. Это должна быть возможность одновременно жить в Москве и еще где-нибудь, что зависит, в основном, от путей сообщения. Мировой опыт показывает, что создание таких деловых центров, хотя и дорого, но оправдано. Но когда эти центры приобретают такие масштабы, что доехать до офиса становится невозможно — это проблема. С другой стороны, малоэтажное строительство расширяет границы города и может привести к тому, что его территория окажется слишком большой. Поэтому нужен разумный баланс.

— А как с этой точки зрения Вы относитесь к решению присоединить новые территории к Москве и вести там малоэтажное строительство? Нужно ли вообще само присоединение новых территорий? И нужно ли там малоэтажное строительство?

— По-моему там должны быть разные региональные центры, достаточно урбанизированные. Не только в Москве, но и вокруг. В этом случае, это решение может иметь какую-то логику. Но пока я просто не понимаю решения о расширении Москвы — наверное, есть причины, которых я не вижу. Потому что, если мы говорим о региональных центрах урбанизации, то это не будет только на выбранном направлении. А строить новый город — это также большая потеря капитала. И мне просто непонятно, для чего это надо.

— Может быть для того, чтобы вывести из города чиновников, которые так раздражают москвичей?

— Ох, я не мог этого сказать, но, похоже, так и есть.

— Так может, лучше поступить как та же Бразилия, другие страны, те же США — вывести правительство и другие органы власти вообще из Москвы? И не в Санкт-Петербург, например, а в какой-то маленький городок. Может быть, как Канберра в Австралии — ровно на полпути между двумя столицами, в Бологое?

— Петербург был таким городом, как и Вашингтон. Я уже написал про них книги. Такими городами являются и Оттава, Канберра, они есть везде. Я не сторонник этого. Я думаю, эти города очень искусственные, и нужно около полутора веков, чтобы такой город встал на ноги. Вашингтон стал реальным городом только в течение девятнадцатого века. Петербург стал настоящим городом тоже где-то через полвека с момента основания. Конечно, есть момент политической гордости: вот, я выстроил такой город, посмотрите. Но из-за своей искусственности такие города имеют целый ряд проблем. И думаю, что это очень дорого стоит. Лучше такие деньги вложить в развитие инфраструктуры Москвы. Конечно, новые технологии коммуникаций сегодня облегчают связи таких городов с остальными регионами, но для этого не нужен новый город — достаточно распределить функции власти по уже существующим городам. Думаю, это гораздо выгоднее, чем строить что-то новое.

— То есть, вот Конституционный суд у нас уже уехал в Петербург, теперь можно правительство, например, в Воронеж, Госдуму — в Екатеринбург…

— В принципе, да. Россия такая большая страна, что есть смысл в определенной децентрализации. Думаю, находясь в Москве, власти слишком концентрируются на проблемах Москвы. Другие возможности существуют — Россия не страна без городов. И было бы гораздо здоровее, если бы было распределение функций по регионам.

— Сейчас в Москве запрещено новое строительство в центре города. Не знаю, как в Латинской Америке, но в Европе с этим сталкиваются довольно часто: с одной стороны, почти весь центр города имеет историческую ценность, а с другой — ему нужно развиваться, в том числе, и из-за обветшания, морально устаревания старой застройки, инфраструктуры, коммуникаций… Значит, нужны инвесторы, а инвесторы — это строительство.

— Это очень спорный вопрос, здесь все индивидуально. Но думаю, что старые города — это определенный капитал, и его стоит использовать. Например, мощную роль играет сейчас культура в развитии городов, было бы интересно использовать историческую Москву для размещения культурных объектов. Будет жалко, если старая Москва будет потеряна. С другой стороны, если с Петербургом все понятно — что сохранять, что нет, в Москве не все так очевидно. Здесь есть смысл посмотреть на международный опыт — например, Амстердама.

— Как вы прокомментируете слух о том, что вы будете консультантом при написании концепции развития Москвы?

— Ну… мы поговорим об этом позже.

Беседовала Татьяна Рыбакова

ЖКХ — это местный уровень. Хотя это вопрос морфологии городов. У нас, в Штатах, люди в основном живут в собственных домах, так же как в Европе. В этом случае уровень принятия решений находится гораздо ближе, чем в Москве, где люди живут в квартирах. Нужно учитывать еще одну специфическую российскую особенность: у вас люди часто живут в квартире — и одновременно имеют загородный дом, дачу, куда ездят по выходным. Вначале мы думали, что москвичи, строя собственные дома, собираются в них переехать ради хорошей экологии. Но в результате, это жилье оказалось вторым жильем. И в Москве, например, вопросы экологии и транспорта даже обострились из-за выезжающих на дачу москвичей. Это достаточно интересная особенность — жизнь на два дома. У нас, как правило, люди живут в одном месте.

— А можем ли мы чему-то научиться в решении транспортных проблем?

— Да, конечно, там есть очень интересные эксперименты. Я не уверен, что этот опыт возможно применить в Москве или Нью-Йорке, но, например, в Боготе (Колумбия) мэр решил, что каждый второй день в городе запрещено ездить на автомобиле. Я думаю, это здесь нереально, но интересно подумать. Хотя в решении транспортной проблемы опыт Европы может оказаться Москве гораздо ближе.

— Сейчас в Москве идет компания по стимулированию пересадки из личного автомобиля в общественный транспорт. Но в России, как и в странах Латинской Америки, автомобиль является, скорее, статусным признаком, а не средством передвижения. Удается ли переломить это мнение в Латинской Америке?

— О нет, это везде сложно, потому что люди любят свои машины. Единственная возможность заставить их отступить от этого — это когда общественный транспорт более удобен. Если на машине невозможно передвигаться — люди пересаживаются в общественный транспорт.

— То есть, получается, городским властям нужно не бороться с пробками, а улучшать общественный транспорт? Ведь чем больше будут пробки и чем лучше при этом будет общественный транспорт — тем быстрее пойдет процесс отказа от поездок на личных автомобилях?

— Может быть, это действительно так (Смеется). Да, да, действительно. Но есть и другие возможности. Например, изменение времени работы учреждений — в Вашингтоне мы пользуемся этим инструментом, потому что по пробкам мы в США на втором месте после Лос-Анджелеса. Использование возможности работать дома. Госслужащие в Вашингтоне получают некоторые суммы на проезд в общественном транспорте — он для них почти бесплатен. Но все-таки — люди любят свою машину. Поэтому единого решения этой проблемы нет. Можно только сделать все, что в наших силах и надеяться, что постепенно какие-то положительные сдвиги получатся. Но очевидно, что в Москве город уже не может нормально функционировать из-за пробок. Проблема уже на таком уровне.

— В Москве пробке хуже, чем в Вашингтоне?

— Чем в Вашингтоне — да. А вот насчет Лос-Анджелеса… Думаю, Москва по пробкам находится где-то между Лос-Анджелесом и Вашингтоном.

— В Москве давно идет дискуссия, что лучше развивать: высотное городское строительство или малоэтажные пригороды? Речь, в сущности, идет о выборе из двух моделей: американской, когда город обрастает пригородами, и европейской, где сейчас предпочитают делать города более компактными.

— Думаю, что в реальности мы все, во всех странах мира, живем сейчас в основном в больших урбанизированных регионах. И постепенно начинается развитие местных региональных центров. Какой-то уровень децентрализации нужен — прежде всего, потому что это помогает решению экологических проблем, люди начинают меньше ездить. Но если эта децентрализация происходит без решения основных инфраструктурных проблем — она бессмысленна.

-То есть, нет смысла развивать пригороды Москвы, если там негде работать?

— Совершенно верно.

— Сейчас много говорят о том, что Москве нужно стать международным финансовым центром. С вашей точки зрения — нужно ли это Москве и если да, что необходимо сделать с точки зрения развития городской среды и инфраструктуры?

— Я думаю, Москва должна быть включена в эту международную систему капитала. Потому что без этого существует некоторая окраинность развития. Для этого в основном нужны новые технологии. Это должна быть возможность одновременно жить в Москве и еще где-нибудь, что зависит, в основном, от путей сообщения. Мировой опыт показывает, что создание таких деловых центров, хотя и дорого, но оправдано. Но когда эти центры приобретают такие масштабы, что доехать до офиса становится невозможно — это проблема. С другой стороны, малоэтажное строительство расширяет границы города и может привести к тому, что его территория окажется слишком большой. Поэтому нужен разумный баланс.

— А как с этой точки зрения Вы относитесь к решению присоединить новые территории к Москве и вести там малоэтажное строительство? Нужно ли вообще само присоединение новых территорий? И нужно ли там малоэтажное строительство?

— По-моему там должны быть разные региональные центры, достаточно урбанизированные. Не только в Москве, но и вокруг. В этом случае, это решение может иметь какую-то логику. Но пока я просто не понимаю решения о расширении Москвы — наверное, есть причины, которых я не вижу. Потому что, если мы говорим о региональных центрах урбанизации, то это не будет только на выбранном направлении. А строить новый город — это также большая потеря капитала. И мне просто непонятно, для чего это надо.

— Может быть для того, чтобы вывести из города чиновников, которые так раздражают москвичей?

— Ох, я не мог этого сказать, но, похоже, так и есть.

— Так может, лучше поступить как та же Бразилия, другие страны, те же США — вывести правительство и другие органы власти вообще из Москвы? И не в Санкт-Петербург, например, а в какой-то маленький городок. Может быть, как Канберра в Австралии — ровно на полпути между двумя столицами, в Бологое?

— Петербург был таким городом, как и Вашингтон. Я уже написал про них книги. Такими городами являются и Оттава, Канберра, они есть везде. Я не сторонник этого. Я думаю, эти города очень искусственные, и нужно около полутора веков, чтобы такой город встал на ноги. Вашингтон стал реальным городом только в течение девятнадцатого века. Петербург стал настоящим городом тоже где-то через полвека с момента основания. Конечно, есть момент политической гордости: вот, я выстроил такой город, посмотрите. Но из-за своей искусственности такие города имеют целый ряд проблем. И думаю, что это очень дорого стоит. Лучше такие деньги вложить в развитие инфраструктуры Москвы. Конечно, новые технологии коммуникаций сегодня облегчают связи таких городов с остальными регионами, но для этого не нужен новый город — достаточно распределить функции власти по уже существующим городам. Думаю, это гораздо выгоднее, чем строить что-то новое.

— То есть, вот Конституционный суд у нас уже уехал в Петербург, теперь можно правительство, например, в Воронеж, Госдуму — в Екатеринбург…

— В принципе, да. Россия такая большая страна, что есть смысл в определенной децентрализации. Думаю, находясь в Москве, власти слишком концентрируются на проблемах Москвы. Другие возможности существуют — Россия не страна без городов. И было бы гораздо здоровее, если бы было распределение функций по регионам.

— Сейчас в Москве запрещено новое строительство в центре города. Не знаю, как в Латинской Америке, но в Европе с этим сталкиваются довольно часто: с одной стороны, почти весь центр города имеет историческую ценность, а с другой — ему нужно развиваться, в том числе, и из-за обветшания, морально устаревания старой застройки, инфраструктуры, коммуникаций… Значит, нужны инвесторы, а инвесторы — это строительство.

— Это очень спорный вопрос, здесь все индивидуально. Но думаю, что старые города — это определенный капитал, и его стоит использовать. Например, мощную роль играет сейчас культура в развитии городов, было бы интересно использовать историческую Москву для размещения культурных объектов. Будет жалко, если старая Москва будет потеряна. С другой стороны, если с Петербургом все понятно — что сохранять, что нет, в Москве не все так очевидно. Здесь есть смысл посмотреть на международный опыт — например, Амстердама.

— Как вы прокомментируете слух о том, что вы будете консультантом при написании концепции развития Москвы?

— Ну… мы поговорим об этом позже.

Беседовала Татьяна Рыбакова

">

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.