Набиуллина: Россию не отключат от SWIFT

Набиуллина отчиталась перед Путиным

Облигации освободили от налога

Облигации освободили от налога

Госбумаги можно покупать без опаски

Реальные доходы падают

Доходы падают, а зарплата растет

Пенсии проиндексируют

Пенсии повысят на 1,5%

Ожидается замедление роста Китая

ВВП Китая снизит темпы роста

Чиновников премируют за экономию

У чиновников появляются новые источники легального дохода

Назван самый богатый россиянин

Назван самый богатый россиянин

Forbes опубликовал список миллиардеров

Инвестиции в роскошь

Темпы роста цен на коллекционные предметы роскоши серьезно замедлились, свидетельствует

Восемьдесят три человека

Ежегодное исследование компании Knight Frank, посвященное анализу распределения

Мама купила автомобиль

Сертификатом на маткапитал воспользовались лишь 54,3% владельцев

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Вопросы и ответы   08.02.2012 11:25:28

Когда осуществляется налоговая проверка?

Юлия Пудыч Ведущий налоговый юрист, член Палаты Налоговых консультантов России


В последнее время в адрес компаний (далее — налогоплательщик, общество) в рамках выездной налоговой проверки стали приходить документы неустановленной формы, такие как Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (далее — Уведомление).

В ответ на Уведомление необходимо доводить до налогового органа следующую информацию.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

в соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы также вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются Федеральной налоговой службой, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ (п. 4 ст. 31 НК РФ).

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ, по выемке документов.

Истребование документов при проведении налоговой проверки осуществляется в порядке ст. 93 НК РФ посредством вручения проверяемому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом согласно п.3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Иная форма документа, кроме требования, с вынесением которого налоговый орган вправе ознакомиться с документами налогоплательщика, ст. 89, 93 НК РФ не предусмотрена.

Форма Требования о представлении документов (информации) утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» в соответствии с представленными в приказе нормами НК РФ и подписана Руководителем Федеральной налоговой службы. Кроме того, приказ ФНС России № ММ-3-06/338@, которым утверждены используемые налоговым органом официальные формы документов во исполнение норм НК РФ, зарегистрирован в Минюсте России 25.06.07 г. № 9691.

Минюст России согласно п. 14 раздела II «Полномочия» Указа Президента Российской Федерации от 13.10.04 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом в форме Требования о представлении документов информации (приложение № 5 к приказу ФНС России № ММ-3-06/338@) содержится предписание указывать наименования, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также период, к которому они относятся. Аналогичное разъяснение представлено в письме Минфина России от 25.06.07 г. № 03-02-07/2–106.

Получаемое налогоплательщиком Уведомление налогового органа (форма указана в приложении № 1 к письму Минфина России и ФНС России от 8.10.10 г. № АС-37-2/12931@) рекомендовано, но не утверждено официально Руководителем ФНС России (подписано государственным советником 2 класса), приказом в виде формы документа во исполнение требований п. 12 ст. 89 НК РФ (норма, на которую ссылается ФНС России) и не зарегистрировано в Минюсте России. При этом указанное Уведомление затрагивает права и обязанности налогоплательщиков по представлению документов согласно ст. 89 и 93 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки и не соответствует НК РФ согласно пп. 1, 2, 3 ст. 6 НК РФ. Кроме того, указанное уведомление не содержит обязательных реквизитов истребуемых документов, что также нарушает права налогоплательщика в соответствии со ст. 6 НК РФ.

На основании изложенного налогоплательщику необходимо требовать от налогового органа представить в адрес общества официальное Требование о представлении документов (информации) согласно ст. 93 НК РФ с перечнем истребуемых документов для проведения проверки, утвержденное по форме согласно приказу ФНС России № ММ-3-06/338@. Только после получения указанного Требования налогоплательщик может представлять истребуемые документы в рамках проверки.

Вопросы и ответы   08.02.2012 11:25:28   


Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

ТОП-10