Генпрокуратура против ЦБ

Конфликт вокруг банка Югра

Приоритетный экспорт

Приоритетный экспорт

Определены приоритетные для экспорта отрасли

Рынок ушел в пике

Время покупать

Инфляция снова растет

В Банке России обратили внимание на негативные последствия крепкого рубля

Налоги недоплачивают

Эффективность взыскания налоговой задолженности снижается

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

Памятник на колесах

Продается подарок Гельмута Коля Борису Ельцину

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Вопросы и ответы   08.02.2012 11:25:28

Когда осуществляется налоговая проверка?

Юлия Пудыч Ведущий налоговый юрист, член Палаты Налоговых консультантов России


В последнее время в адрес компаний (далее — налогоплательщик, общество) в рамках выездной налоговой проверки стали приходить документы неустановленной формы, такие как Уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (далее — Уведомление).

В ответ на Уведомление необходимо доводить до налогового органа следующую информацию.

Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

в соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы также вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Формы и форматы предусмотренных НК РФ документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются Федеральной налоговой службой, если иной порядок их утверждения не предусмотрен НК РФ (п. 4 ст. 31 НК РФ).

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ, по выемке документов.

Истребование документов при проведении налоговой проверки осуществляется в порядке ст. 93 НК РФ посредством вручения проверяемому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом согласно п.3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Иная форма документа, кроме требования, с вынесением которого налоговый орган вправе ознакомиться с документами налогоплательщика, ст. 89, 93 НК РФ не предусмотрена.

Форма Требования о представлении документов (информации) утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 г. № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» в соответствии с представленными в приказе нормами НК РФ и подписана Руководителем Федеральной налоговой службы. Кроме того, приказ ФНС России № ММ-3-06/338@, которым утверждены используемые налоговым органом официальные формы документов во исполнение норм НК РФ, зарегистрирован в Минюсте России 25.06.07 г. № 9691.

Минюст России согласно п. 14 раздела II «Полномочия» Указа Президента Российской Федерации от 13.10.04 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом в форме Требования о представлении документов информации (приложение № 5 к приказу ФНС России № ММ-3-06/338@) содержится предписание указывать наименования, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также период, к которому они относятся. Аналогичное разъяснение представлено в письме Минфина России от 25.06.07 г. № 03-02-07/2–106.

Получаемое налогоплательщиком Уведомление налогового органа (форма указана в приложении № 1 к письму Минфина России и ФНС России от 8.10.10 г. № АС-37-2/12931@) рекомендовано, но не утверждено официально Руководителем ФНС России (подписано государственным советником 2 класса), приказом в виде формы документа во исполнение требований п. 12 ст. 89 НК РФ (норма, на которую ссылается ФНС России) и не зарегистрировано в Минюсте России. При этом указанное Уведомление затрагивает права и обязанности налогоплательщиков по представлению документов согласно ст. 89 и 93 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки и не соответствует НК РФ согласно пп. 1, 2, 3 ст. 6 НК РФ. Кроме того, указанное уведомление не содержит обязательных реквизитов истребуемых документов, что также нарушает права налогоплательщика в соответствии со ст. 6 НК РФ.

На основании изложенного налогоплательщику необходимо требовать от налогового органа представить в адрес общества официальное Требование о представлении документов (информации) согласно ст. 93 НК РФ с перечнем истребуемых документов для проведения проверки, утвержденное по форме согласно приказу ФНС России № ММ-3-06/338@. Только после получения указанного Требования налогоплательщик может представлять истребуемые документы в рамках проверки.

Вопросы и ответы   08.02.2012 11:25:28   


Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

ТОП-10