ТОП 50 компаний: Подъемная сила прибыли

С конца ноября прошлого года индекс ММВБ, отражающий капитализацию крупнейших российских

Что будет с экономикой, если на выборах Президента РФ победит бизнес

Бизнес-омбудсмен и лидер партии Роста Борис Титов внезапно заявил о том, что в декабре

Резервы остаются

Резервы будут пополняться

Инвестировать в старость нужно сейчас

Проблема выплаты пенсий, их индексаций с каждым годом все острее и острее встает перед

Игра в переводного

До 31 декабря граждане имеют право подавать заявление на перевод в следующем году своих

Нефть резко подорожала

Последний раз нефть так дорого стоила в середине 2015 г

Нефтерубль и все-все-все

Нефтерубль и все-все-все

Нефтедобывающие страны в ходе непростых переговоров все-таки решили продлить соглашение

Дебют в декабре: Vivo выходит на российский рынок

Компания Vivo объявляет о выходе на российский рынок и представляет флагманские смартфоны

Ипотека процветает

Ипотечные ставки упади до исторического минимума

Инвестиции в золото поднялись до максимума

Политическая обстановка в мире подталкивает инвесторов к наращиванию доли защитных активов в

Самый роскошный рост

В этом году заметный доход принесли не только такие   традиционные виды инвестиций,

Фарфоровый агитатор и пропагандист

Фарфоровый агитатор и пропагандист

Советский фарфор, в отличие, например, от мейсенского, обычно не вызывает ассоциаций с чем-то

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Вопросы и ответы   04.12.2017 11:39:20

Почему программа негосударственных фондов не прошла в России?

Екатерина Шестакова кандидат юридических наук, PhD, генеральный директор ООО "Актуальный менеджмент"


Пенсионная реформа продолжается с развала СССР и прошла много этапов. С 1990-х годов она столкнулась с множеством проблем: и демографический кризис,  и обесценение денежных средств. Многие фонды, образованные в те годы, уже исчезли со сцены. Первая и основная причина кроется в нестабильности пенсионной системы в целом. Сегодняшний пенсионер просто не знает, какую он будет получать пенсию, каковы его шансы забрать накопления из негосударственного фонда и не столкнуться с очередной «заморозкой» пенсионных накоплений.
Как развивалась пенсионная система
История развития современной пенсионной системы показывает, что каждый год мы сталкиваемся с изменениями. Так, Пенсионный фонд России был создан еще  в далеком 1990 году и уже в это время стали появляться негосударственные фонды. А правовая основа была заложена в 1992 году с принятием Указа Президента РФ № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». В дальнейшем, с принятием Гражданского кодекса РФ появилось понятие «фонд».
Но не успела новая система закрепиться, как в 1995 году была разработана и принята «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». В соответствии с этой концепцией всем гражданам были присвоены номера лицевых счетов СНИЛС, а также был организован персонифицированный учет. Сейчас такие счета присваиваются даже младенцам, и СНИЛС требуют при оформлении ребенка  в детский сад, что с точки зрения пенсионного законодательства не может быть логичным.
Во время кризиса 1998 года был принят очень важный закон, который должен был определить понятные и доступные правила работы негосударственных фондов. Ожидалось, что с развитием негосударственных фондов будет развиваться и сама пенсионная система, а нагрузка на государственный Пенсионный фонд снизится.
Новая концепция пенсионной реформы принята в 2002 году. Ее суть в том, что вместо солидарной, то есть равной пенсии, работники могли рассчитывать на распределительно-накопительную пенсию, то есть чем больше работодатель перечисляет пенсионных отчислений, тем больше в дальнейшем будет получать работник. В 2004 году граждане получили права переводить свои начисления в негосударственные фонды, а негосударственные пенсионные фонды стали формировать и увеличивать накопительную часть пенсии. В 2007 году появилась программа «материнского капитала», который возможно направить на формирование пенсионных накоплений, в следующем 2008 году была увеличена накопительная часть пенсии до 6%, а страховая до8%, а в 2010–2012 годах был отменен единый социальный налог, появились страховые взносы, которые администрировались Пенсионным фондом. Сама же пенсия была поделена на две части: накопительную и страховую. В дальнейшем порядок формирования пенсий также изменили и ввели баллы для формирования пенсии, в 2015 году накопительный компонент фактически нивелировали за счет того, что граждане могли выбирать, какая часть будет формироваться за счет накоплений: 0% или 6%.
В 2016 году был введен персонифицированный учет для работающих пенсионеров, при этом такие пенсионеры лишились индексации пенсий. А это значит, что для многих работа потеряла смысл, поскольку их реальные доходы снизились. В 2017 году администрирование страховых взносов перешло опять в управление налоговой инспекции.
История развития пенсионной системы
1990     Появились негосударственные фонды
1992     Принят Указ Президента РФ № 1077«О негосударственных пенсионных фондах», в ГК РФ появилось понятие «фонд»
1995     Принята «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». Всем гражданам присвоены СНИЛС, организован персонифицированный учет
1998     Принят закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
2002     Новая концепция пенсионной реформы. Вместо солидарной работники могут рассчитывать на распределительно-накопительную пенсию
2004     Граждане получили право переводить начисления в НПФ
2007     Появилась программа «материнского капитала», который возможно направить на формирование пенсионных накоплений
2008     Увеличена накопительная часть пенсии до 6%, а страховая до 8%
2010-2012     Отменен единый социальный налог, появились страховые взносы, которые администрировались Пенсионным фондом. Пенсия поделена на накопительную и страховую части
2015     Введены баллы для формирования пенсии, накопительный компонент фактически нивелирован
2016     Работающие пенсионеры лишились индексации пенсии
2017     Администрирование страховых взносов перешло в управление налоговой инспекции

Таким образом, нет фактически ни одного года стабильной работы пенсионной системы, а, следовательно, нет уверенности в завтрашнем дне и у россиян, многие просто запутались в постоянных реформах и не видят перспектив для себя. Особенно такая проблема существует у молодежи. Действительно, сегодняшняя система подсчета баллов при формировании пенсии не является прозрачной и понятной для большинства, «заморозка» накопительной части пенсии лишила уверенности в возможности увеличения доходов путем накоплений.
Опасность кроется и в нестабильности самих негосударственных пенсионных фондов. С 2007 года появились случаи банкротства негосударственных пенсионных фондов и, следовательно, нет уверенности в том, что пенсионные накопления не «испарятся» вместе с  «рухнувшим» фондом. При этом рейтинг фонда не имеет значения. Например, была отозвана лицензия у фонда «Солнце. Жизнь. Пенсия», который входил в лидирующую десятку НПФ.
Нестабильность банковской системы также подталкивает многих на мысль о нестабильности негосударственных институтов, действующих в России. При банкротстве фонда государство гарантирует возвращение средств только по «номиналу», что означает, что работник ничего не приобретет от направления пенсии в негосударственный фонд. В сумму возвращаемых государством и застрахованных средств входят: страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, взносы работодателя, взносы на софинансирование накопительной пенсии, средства материнского капитала, направленного на софинансирование накопительной пенсии.
Нет уверенности и в том, что средства негосударственных фондов не будут в конечном счете переданы в государственный фонд. Конечным бенефициаром, то есть получателем средств при банкротстве, является государственный фонд.  В соответствии с законодательством гражданин является клиентом конкретного НПФ до момента перевода его средств из этого фонда в другой. Таким образом, если на момент аннулирования лицензии деньги гражданина оставались в НПФ (вне зависимости от того, планировал ли он уходить из этого фонда и уже подал заявление, но средства еще не были переведены или он не планировал уходить из фонда), то средства гражданина в объеме взносов будут автоматически переданы в ПФР. А это означает, что гражданину фактически не гарантируется, что его средства накоплений получат большую доходность.
Как складывается судебная практика в отношении НПФ
В случае если негосударственный фонд не соблюдает обязательные требования законодательства, суды однозначно признают правомерность ликвидации фонда. Например, некоммерческая организация «Подольский негосударственный пенсионный фонд»  обратилась в суд с заявлением к Федеральной службе по финансовым рынкам о признании недействительным и отмене приказа об аннулировании лицензии. Решением Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано. В Определении ВАС РФ от 09.07.2014 № ВАС-7370/14 по делу № А40-59203/2013 суды сделали правильный вывод о том, что заявителем не устранено нарушение в части несоответствия величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности.
Аналогичная неутешительная практика формируется и в отношении банков, у которых также отзываются лицензии.
К нарушениям фондов также можно отнести формальный характер заключаемых договоров. Примером служит постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2017 № Ф01-1252/2017 по делу № А38-8333/2015. В этом споре в качестве надзорного органа фигурировала налоговая служба, которая выявила, что договоры с взаимозависимыми лицами носят формальный характер и были заключены с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
Еще одним нарушением является непредоставление сведений о деятельности акционерам и учредителям (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.04.2017 № Ф01-1385/2017 по делу № А79-6283/2016).
Негативные судебные решения, многочисленные нарушения, которые выявляются и Центробанком, и ФАС, и ИФНС, также не позволяют говорить о прозрачности и стабильности работы негосударственных фондов.
Отзыв лицензии также прекращает исполнение обязательств фондом. И оспорить это невозможно. Об этом свидетельствует Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 22.12.2016 по делу № 33-373/2017. Истица указала, что она является получателем трудовой пенсии по старости. На основании заключенного между НПФ и ОАО договора о негосударственном пенсионном обеспечении ей была назначена пожизненная негосударственная ежемесячная пенсия. Однако выплата пожизненной негосударственной ежемесячной пенсии была прекращена.
Еще одной проблемой является отказ в переходе в негосударственный фонд. Например, в Апелляционном определении Московского городского суда от 10.11.2016 по делу № 33а-44784/2016 гражданин судился с государственным фондом о невозможности перейти в негосударственную структуру.
Каковы перспективы развития НПФ
В Российской Федерации многие негосударственные институты недостаточно развиты, должно пройти довольно много времени для их развития. При этом для того, чтобы граждане поверили в пенсионную систему, формируемую негосударственными пенсионными фондами, эта система должна работать как часы, граждане должны видеть перспективы передачи своих накоплений в негосударственные фонды.
С учетом банкротств фондов очевидно, что будут развиваться и останутся на плаву те из них, которые существуют при крупных корпорациях и банках. К ним будет формироваться наиболее лояльное отношение населения.
Должно пройти время для того, чтобы система «гарантирования» возврата накоплений при банкротстве или отзыве лицензии действовала. Сейчас многие граждане в любом случае испытывают опасения за свои пенсионные накопления.
В целом, поскольку система негосударственных пенсионных фондов эффективно работает за рубежом, очевидно, что рано или поздно она приживется и в России. Но правила игры должны быть понятны. Любой гражданин должен понимать, на какую пенсию он может рассчитывать, если отнесет свои накопления в государственный или негосударственный фонд.
Также существуют перспективные направления развития бухгалтерского учета, в МСФО отдельным столпом является регулирование пенсионных отчислений. Такие отчисления регулируются стандартом, который касается «вознаграждения работникам».  Долгосрочные вознаграждения работникам по окончании трудовой деятельности включают также такие вознаграждения, как пенсионное обеспечение, страхование жизни, медицинское страхование, медицинское обслуживание, премии при выходе на пенсию. К долгосрочным вознаграждениям работникам по окончании трудовой деятельности не относятся выходные пособия и краткосрочные вознаграждения работникам.  Порядок учета долгосрочных вознаграждений работникам по окончании трудовой деятельности распространяется на все планы независимо от того, предполагают они участие отдельного юридического лица (негосударственного пенсионного фонда, страховой организации) для получения взноса и выплаты вознаграждений или нет.
Понятие пенсионного плана и критерии признания активов пенсионного плана приведены в Международном стандарте финансовой отчетности (IAS) 19 «Вознаграждения работникам», введенном в действие на территории России приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2015 № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации». Соответственно, с развитием негосударственного страхования и пенсионных накоплений работодатели будут вынуждены применять  положения, касающиеся пенсионных планов. Пенсионные планы будут входить в качестве отдельного раздела в учетную политику компании.
Также в качестве перспектив можно назвать повышение финансовой грамотности.  В настоящее время многие граждане не имеют представлений об инвестиционных портфелях, за счет которых формируется пенсия.
Для формирования накопительной пенсии через ПФР гражданину нужно выбрать один из следующих инвестиционных портфелей:
а) инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу;
б) инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;
в) расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании.
Какие изменения ждут граждан в 2018 году
Во-первых, все помнят о заморозке пенсионных накоплений. В 2017 году средства пенсионных накоплений заморожены, а возобновление формирования накопительной части пенсии подразумевается в 2018 году.
Во-вторых, заработает новая система накопления пенсионных отчислений, при которой работник самостоятельно выбирает, куда направить его накопления. По этой модели 22% страховых взносов от фонда заработной платы (которые расщепляются как 6% на накопительный компонент и 16%  –  на страховой) уплачивает работодатель.
В-третьих, в 2018 году будет решаться судьба так называемого налогового маневра. Очевидно, до выборов резких потрясений и изменений в налоговом законодательстве не произойдет. Это можно считать хорошей новостью. Однако в 2019 году возможно проведение столь ожидаемого и обсуждаемого налогового маневра, который предполагает повышение НДС до 22% и одновременное снижение страховых взносов до 22%. Проект проходит обсуждение в Государственной думе.
Еще одно направление налоговой политики связано с выводом из тени самозанятого населения и повышением страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
Сейчас самозанятые граждане страховые взносы  уплачивают в фиксированном виде. Они зависят от МРОТ, действующего в текущем году. Расчет страхового платежа происходит по формуле:
1 МРОТ * T * 12
где:
МРОТ   –  минимальный размер оплаты труда, который устанавливается законодательно и с 01.01.2017 года составляет 7500 руб.;
Т –  тариф для взносов. По обязательному пенсионному страхованию (ОПС) используется тариф 26%, для обязательного медицинского страхования (ОМС) он равен 5,1%;
12 – число месяцев в году.
Исходя из формулы размер фиксированного взноса по ОПС составляет 7500 х 26% х 12 = 23400 руб., по ОМС – 7500 х 5,1% х 12 = 4590 руб. Таким образом, общий размер обязательных страховых взносов составит 27 990 руб.
При этом  в 2017 году активно обсуждался вопрос введения медицинского страхования неработающих граждан. Тариф такого страхования планировалось установить в размере 20 000 руб. в год, однако подобные предложения в настоящее время остались на уровне обсуждений.
Четвертое изменение связано с тем, что будет разработан новый вариант пенсионных накоплений, основанных на добровольных накоплениях.
Напомним, что подобная идея не является новой и не несет каких-то кардинальных направлений. Так, уже в законодательстве была установлена система софинансирования пенсий. Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12 000 руб. в год (Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»).
В заключение необходимо отметить, что система негосударственных накопительных пенсий действует во многих странах мира, она показала и доказала свою эффективность, однако такая система основывается на доверии населения к пенсионной системе в целом, стабильности и прозрачности, когда любой гражданин, исходя из сегодняшней заработной платы, может реально просчитать будущую пенсию. А это значит, что пенсионер может уверенно отдать свои средства в негосударственный фонд, получать пенсию, работать на пенсии и получать надбавки, увеличивать свой доход как самостоятельно, так и за счет дополнительных взносов работодателя.
Вопросы и ответы   04.12.2017 11:39:20   


Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.

ТОП-10