Мир оказался не черно-белым

Скоро заработает система обмена данными о сомнительных сделках

Нефть рухнула

Эксперты говорят, что цены вырастут нескоро

Fitch прогнозирует рост мирового ВВП

Мировое ВВП вырастет в 2018 г. на 3,1%

Инвестиционный компас

Инвестиции – ключевая тема российской экономики. Ей посвящены инвестиционные форумы и

Белоруссия пошла на Запад

Минск предлагает сделать займы на 5 и 10 лет

Сбербанк: блокчейн с нами

Сбербанк: блокчейн с нами

У компаний есть интерес к распределенным реестрам

Фальшивки в банкоматах

Не все банки тщательно проверяют купюры

Ажиотажный спрос на евробонды РФ

Уже можно говорить об успешности выпуска

Казначейство купит до 3 млрд долларов

Казначейство планирует покупать валюту в 2018 г. самостоятельно

Индивидуальный пенсионный капитал

Власть спасает пенсионную систему

В отеле «Балчуг Кемпински Москва» открылся первый в России Барбершоп Truefitt&Hill

В отеле «Балчуг Кемпински Москва» открылся первый в России Барбершоп Truefitt&Hill

Продолжая традиции старейшей британской марки по уходу за лицом и волосами для джентльменов,

Бассейны как в Голливуде

Летняя история: самые пафосные способы провести лето в собственном коттедже

Безработица по прежней цене

Сколько было за безделье, столько и останется

Их ладонь превратилась в кулак

Москва–Минск: грани прекрасной дружбы

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Потребительский рынок   10.04.2013 14:00:50

Что общего у российского покупателя с унтерофицерской вдовой?

«Культурологическую версию» высоких российских цен министр экономического развития Андрей Белоусов изложил в интервью «Московскому комсомольцу».

Что общего у российского покупателя с унтерофицерской вдовой?

foto.apec2012

В гоголевском «Ревизоре» городничий, как известно, утверждал, что унтерофицерская вдова сама себя высекла. Министр Белоусов использует ту же «логику», объясняя уровень российских цен, превышающий показатели ЕС.

Во всем виновата «торговая культура». Если проще, то раз покупатель покупает по завышенным ценам, то никто в этом не виноват. Рост цен можно, по Белоусову, назвать жадностью, а можно — «правильным расчетом», рынок он и есть рынок. Звучит почти как знаменитое: «Пипел хавает!», что тоже имело непосредственное отношение к культуре.

Культура — понятие широкое. Если в него включить диктат, с одной стороны, торговых сетей, с другой — арендодателей, собственников торговых помещений или земли, на которой они стоят, изобилие посредников между производителем и конечным потребителем, аппетиты чиновников, без разрешительных подписей которых на бесчисленных бумагах и без выполнения требований сонма проверок, насылаемых которыми, бизнес невозможен, тогда Белоусов, безусловно, прав.

Но такая «культура» не имеет ничего общего с «психологическим феноменом», о котором говорит министр, ни тем более с каким-то специфически российским отношением к деньгам, на которое он же ссылается. Это проблема не менталитета, которым и так принято объяснять все подряд, а структуры экономики, лицо которой определяет не производитель и не потребитель, а чиновник, действующий от лица главного российского собственника — государства. Остальные собственники в своем праве собственности не слишком уверены, о чем и свидетельствует популярность у предпринимателей офшоров и ухода из-под российской юрисдикции со знаменитым зданием на Лубянке в качестве ее символа.

Такая «культура» взывает к «культурной революции». Без ее изменения экономическое развитие будет значиться лишь в названии возглавляемого Андреем Белоусовым министерства.

Но Белоусов, вероятно, считает, что изменение «культуры» не по его ведомству. Во всяком случае в интервью он говорит о другом. О необходимости роста производительности труда, который сегодня хронически отстает от его оплаты. О росте производства в России в том числе и качественных потребительских товаров. О привлечении иностранного капитала и иностранного бизнеса. Все это имеет значение. Но главная задача — изменить лицо российской экономики, что невозможно, в частности, без Минэкономразвития.

Николай Вардуль

Потребительский рынок   10.04.2013 14:00:50   

Тэги: Белоусов, цены, культура

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.