SoftBank инвестирует в США

Группе SoftBank принадлежит третий по величине оператор сотовой связи Японии

Dow Jones обновил рекорд

Dow Jones обновил рекорд

Промышленный индекс Dow Jones поднялся на 0,18% — до 19 251,78 пункта

Зерно для Венесуэлы

Россия и Венесуэла намерены подписать протокол для начала экспорта российской пшеницы

Транспорт Крыма

Второе чтение проекта бюджета запланировано на 7 декабря

Зачем нужно импортозамещение

Это выгоднее для страны

ОПЕК договорилась с РФ

Котировки нефти стабилизируются на уровне $60-70

Цифровая экономика

Цифровая экономика

Срок исполнения поручения – 1 июня 2017 года

Клубничное хозяйство

Данный вид бизнеса весьма востребован в республике

Мексика увеличивает добычу

Сейчас Мексика производит около 2 миллионов баррелей в день (12-е место в мире)

«Роснефть» готовится к выкупу своих акций

На носу «приватизация» «Роснефти»

Cценарии экономики на ближайшие 20 лет

Четвертый форум VESTIFINANCE предложит участникам продолжить обсуждение ключевых вопросов по

Лучшие российские финансисты и юристы

Лучшие российские финансисты и юристы

Лучшие российские финансисты, юристы и профессионалы смежных областей, работающие с крупными

ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки

5—7 апреля 2017 года на ВДНХ в Москве пройдет Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки».

Школа по финансовой грамотности

Всероссийская школа по финансовой грамотности пройдет 8—9 декабря 2016 года на площадке РЭУ

Прожиточный минимум снизили

Жить стало лучше, жить стало веселее! И к тому же якобы дешевле

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Потребительский рынок   26.03.2016 11:25:33

Рост на фоне кризиса

Российский рынок легальных видеосервисов активно наращивает объемы

Рост на фоне кризиса

Кадр из самого скачиваемого в мире фильма «Интерстеллар»

В ходе этого исследования J,son & Partners Consulting была проанализирована деятельность 50 игроков российского рынка видеоконтента, представляющие онлайн-кинотеатры (ivi, Amediateka, Okko и др.), телеканалы, монетизирующие свой контент в интернете по платной или рекламной модели (СТС, «Первый канал», ТНТ), операторов платного ТВ с сервисами просмотра платного видеоконтента на приставках или в online-кинозалах («Ростелеком», «Вымпелком», «Акадо») и платформы цифровой дистрибуции (iTunes, GooglePlay).

Доходы будут расти

В минувшем году наиболее распространенной моделью монетизации на российском рынке осталась AVOD — advertising video on demand, видео по запросу, сопровождающееся рекламными вставками. Доля этой модели в 2015 г. составила 65,3%. По сравнению с предыдущим годом этот показатель снизился на 1,2% за счет роста популярности платных сервисов. Однако, по прогнозам J,son & Partners, данная модель будет оставаться абсолютным лидером рынка и сохранит свою долю на уровне не менее 65% на протяжении ближайших трех лет.

Доля модели TVOD (transactional video on demand — аренда зрителем единицы видеоконтента в течение ограниченного времени — снизилась на 0,9% — до 18,8%. Доля EST (electronic sell through — приобретение пользователем цифровой копии контента) выросла на 2% — до 12,1%. Доля подписной модели (SVOD, subscription video on demand) составила 3,8% против 3,6% в 2014 г.

По данным аналитиков J&Р, ключевым звеном рынка видеоконтента являются онлайн-кинотеатры. В 2015 г. они заработали 5,9 млрд руб., а их доля составила 69,6%. У основных игроков резко увеличились доходы (на 50–70%), в том числе за счет развития платных сервисов.

Второе место по объему доходов от легального видео занимают телеканалы. Их выручка составила 1 млрд руб. (доля рынка — 11,8%). «Это пока менее 1% от рекламных доходов в телеэфире, но бурный рост в онлайне количества каналов и их доходов продолжится», — отмечают в J&P.

Операторы платного ТВ от предоставления видео по запросу получили 994 млн руб. (доля рынка — 11,7%). Как считают эксперты, со временем для них это может стать важным дополнительным сервисом. Платформы цифровой дистрибуции в 2015 г. заработали на видео по запросу (VOD) 581 млн руб. (доля рынка — 6,9%). Однако, как считают в J&P, планируемое введение НДС при продажах цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет из-за роста стоимости для пользователей.

В целом же, по оценкам представителей компании J&P, к 2019 г. доходы рынка легальных видеосервисов в России вырастут в 1,7 раза по сравнению с 2015 г. — до 14,3 млрд руб., среднегодовой темп прироста в 2015—2019 гг. составит 14%.

Иностранные конкуренты не страшны

На фоне остальных сегментов экономики, с трудом справляющихся с нынешним кризисом в экономике, прогнозы развития этой отрасли выглядят на редкость оптимистичными. Сейчас это один из немногих российских рынков, куда вопреки сложившейся ситуации приходят крупные зарубежные игроки.

Так, совсем недавно свою работу в России начал крупнейший американский видеосервис Netflix, на долю которого приходится около трети трафика широкополосного интернета в США. Наша страна оказалась в числе других 130 государств, которым Netflix с начала этого года открыл доступ к своей видеотеке. Теперь вся видеопродукция, представленная в этом онлайн-кинотеатре, будет одновременно доступна практически по всему миру. Исключением являются территории, в отношении которых действуют санкции и ограничения, установленные властями США: Netflix не работает в Крыму, Сирии и Северной Корее.

По данным СМИ, сейчас пользователями этого сервиса являются более 70 млн человек. За 9 месяцев 2015 г. онлайн-кинотеатр Netflix заработал $4,9 млрд, а его чистая прибыль составила $79,5 млн. Рыночная капитализация компании составляет более $46 млрд.

Эксперты считают, что приход в Россию такого крупного игрока без сомнения подстегнет развитие российского рынка онлайн-кинотеатров, однако вряд ли Netflix ждет здесь быстрый успех. Дело в том, что стоимость его услуг является сейчас едва ли не самой высокой на рынке: месячная подписка на доступ к предлагаемому им контенту в зависимости от тарифного плана обойдется пользователю от 649 до 949 руб. Для сравнения: абонентская плата у российских конкурентов в среднем составляет 400–500 руб. в месяц. Более того, многие отечественные видеосервисы позволяют зрителям смотреть фильмы и вовсе бесплатно на совершенно законных основаниях — в обмен на право демонстрировать им рекламные ролики.

Вторая причина, которая может помешать Netflix на первом этапе завоевать существенную долю рынка в России, — не очень большое число русифицированных продуктов (с русскоязычной озвучкой или субтитрами), имеющихся в его ассортименте. По данным unogs.com, в настоящий момент для российской аудитории сервис открывает лишь одну восьмую часть своей видеотеки. Если в американской базе сервиса доступно более 5700 фильмов и сериалов, то в России будут доступны лишь 730 из них.

Бей своих, чтобы чужие боялись

Представители российских онлайн-кинотеатров пока что не сильно обеспокоены появлением нового крупного игрока, ведь в его афише нет российских новинок и премьер — того, на чем российские онлайн-прокатчики получают главный зрительский трафик и основной доход. Однако приход Netflix чрезвычайно взволновал наших чиновников, которые усмотрели в его работе угрозу принципам импортозамещения.

По словам Сергея Петрова, главы Медиакоммуникационного союза (МКС), все компании, работающие в нашей стране, должны иметь здесь свои представительства и платить налоги в бюджет страны. Кроме того, они должны регулярно отчитываться о своей работе перед Роскомнадзором. Эти требования включены в законопроект, который сейчас передан на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Помимо прочего документ предусматривает обязанность онлайн-кинотеатров транслировать преимущественно русскоязычный контент: его объем должен составлять не менее 80% всего репертуара, и минимум 30% имеющейся видеопродукции должно быть российского производства. При невыполнении этих требований доступ к сервису, даже иностранному, должен быть заблокирован.

Несмотря на то что данные инициативы направлены на защиту «отечественного производителя» от нашествия зарубежных варягов, представители российских видеосервисов, работающих в интернете, неодобрительно отозвались о новом законопроекте. Они полагают, что такой закон в случае его принятия вынудит пользователей искать отдушины на пиратских ресурсах. В отличие от легальных онлайн-кинотеатров пиратские сайты работают с тем контентом, который реально интересен публике, и не пытаются формировать ее вкусы исходя из соображений импортозамещения и патриотизма.

Голос интернет-прокатчиков услышали правительственные эксперты, которые пока что сочли законопроект МКС нецелесообразным. Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на Михаила Якушева, руководителя рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ, сейчас дополнительное регулирование ТВ-, видео-, аудиосервисов в интернете «нецелесообразно и избыточно», поскольку на них уже распространяются, в частности, законы «Об информации» и «О противодействии экстремистской деятельности». По его мнению, ужесточение законодательства приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет на 10 млрд руб. в год. Если же госрегулирование все же усилится, новые инвестиции в такие сервисы окажутся под вопросом.

Тем не менее, как показывает практика, в последние годы аргументы о возможных финансовых потерях в итоге оказываются слабее желания чиновников установить новые запреты. Поэтому с определенной долей вероятности можно предполагать, что на этом обсуждение данного вопроса не закончится, и законодательство, регулирующее деятельность онлайн-видеосервисов, все-таки будет ужесточено.

Российское видео крадут неохотно

Участники рынка легального видеоконтента признаются, что в настоящий момент им приходится конкурировать не столько друг с другом, сколько с пиратскими ресурсами. Любое дополнительное ограничение деятельности добросовестных игроков приводит лишь к новому расцвету пиратства. На данный момент российская аудитория торрент-трекеров составляет ни много ни мало 15–20 млн человек в день, а объем российского рынка пиратского контента, по разным оценкам, может достигать 60–80 млн долл. в год.

Блокировки пиратских ресурсов по решению Роскомнадзора далеко не всегда приводят к желаемым результатам. Так, например, недавно заблокированный популярный сервис «Рутрекер» до сих пор продолжает радовать потребителей пиратского контента своим ассортиментом: его владельцы разместили в интернете более ста сайтов-«зеркал», позволяющих беспроблемно скачивать фильмы и книги.

По данным газеты «Ведомости», посещаемость «Рутрекера» в России спустя день после его блокировки сократилась на 33% — до 484 081 с 725 417 человек. Однако в то же время почти в два раза выросло число его посетителей из других стран, например из Нидерландов и Германии (+93% и +75%). В результате общее число посетителей сервиса сократилось всего на 13% — с 1,137 млн до 0,987 млн человек в день.

В ответ на это Роскомнадзор подготовил поправки в закон, по которым распространение информации о возможных способах обхода блокировки запрещенных ресурсов будет караться штрафом. Как сообщает «Российская газета», штраф для должностных лиц составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а для юридических — до 100 тыс. руб. В поправках также дается определение понятию «зеркала» сайта, а правообладатель получает право требовать блокировки не только интернет-ресурса, но и его дублеров. Как будет решаться вопрос с размещением противозаконной информации на зарубежных ресурсах, не подотчетной российским контролирующим ведомствам, пока неизвестно.

Между тем для зарубежных правообладателей проблема видеопиратства в интернете стоит намного острее, чем для российских. В числе фильмов и сериалов, наиболее активно скачивавшихся через пиратские видеосервисы в 2015 г., нет ни одного российского творения.

Американский еженедельник Variety назвал самым скачиваемым фильмом 2015 г. научно-фантастический эпос Кристофера Нолана «Интерстеллар». Это кино в минувшем году скачали почти 47 млн раз. На второй строчке располагается фильм «Форсаж 7» (44,8 млн скачиваний), а на третьем — «Мстители: Эра Альтрона» (41,6 млн загрузок).

В десятку лидеров этого рейтинга вошли также картины «Мир Юрского периода»,«Безумный Макс: Дорога ярости», «Снайпер», «Пятьдесят оттенков серого», «Хоббит: Битва пяти воинств», «Терминатор: Генезис» и «Kingsman: Тайная служба». Каждый из них только на протяжении прошлого года был скачан более 30 млн раз. Для сравнения: самые скачиваемые российские фильмы набирают в среднем лишь по несколько сот тысяч, а чаще лишь десятки тысяч нелегальных просмотров.

Юлия Земцова

Структура рынка легальных видеосервисов по сегментам


">
Потребительский рынок   26.03.2016 11:25:33   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.