Российско-японское сотрудничество на Курилах

Российско-японское сотрудничество на Курилах

Вопрос о возврате «северных территорий» Токио не ставит

Фискальная лямка

14 февраля Минфин вывесил «Предварительную оценку исполнения федерального бюджета

Азимуты очередной налоговой реформы

В России до 2018 г. действует мораторий на повышение налогов, но правительство уже начало

Классический цикл и никакой Сирии

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования опубликовал на своем сайте

Глава МВФ — нехорошее место

Глава МВФ — нехорошее место

Против Кристин Лагард тоже выдвигались обвинения, а Стросс-Кана и вспоминать не хочется

Сердюков поработает в ОАК

Правительство не бросило Сердюкова

Врачам отменят надбавки

Москва решила не переплачивать медикам

Россияне стали богаче

Доходы россиян выросли

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Потребительский рынок   13.10.2011 20:33:43

«Туристический рынок волнует не кризис, а законодатели»

 «Туристический рынок волнует не кризис, а законодатели»

Туроператоры «Астравел» и «Пакс» объявили о слиянии с целью создания многопрофильного туроператорского холдинга с участием стратегического финансового партнера — банка «Финансово-промышленный капитал» (ФПК). Это не первая сделка M&A на туристическом рынке за последнее время.
Укрупнение рынка — устойчивый тренд. Кризис немножко катализировал этот процесс: на протяжении последних двух лет много было подобного рода объединений. Это хорошо и для самих компаний, поскольку помогает им развиваться, и для рынка, поскольку создастся новая структура, с более интересным и разнообразным продуктом, абсолютно устойчивая и надежная. Понятно, что большие компании выживают лучше, и подушка устойчивости у них более объемная, я бы сказала. Многопрофильность тоже дает большую гарантию финансовой стабильности для оператора. Когда компания многопрофильная, у нее есть возможность перераспределить риски, предложить альтернативные направления потребителю. Так что и этот тренд закономерный, в кризис он усиливается. Этим же объясняется выход уже многопрофильных операторов на новые, нестандартные для них рынки.
Каковы ожидания и опасения туроператоров накануне предстоящего зимнего сезона?
В связи с возникшей финансовой нестабильностью, прогнозы по динамике спроса изменились. Если мы в конце лета говорили о том, что туристы уже бронируют Новый год, то сейчас глубина продаж сильно сократилась, практически сошла на нет. Поэтому прогнозы очень осторожны: прирост будет, но незначительный, может быть, процентов 5–7% относительно уровня прошлого года (имеется в виду не весь зимний сезон, а нынешнее межсезонье и новогодние заезды). Но главное опасение операторов сегодня вызывает деятельность наших законодателей, депутатов Госдумы. Сегодня комитет по предпринимательству, не вдаваясь в подробности, рекомендовал принять во втором чтении законопроект «О внесении изменений в закон об основах туристской деятельности». Этот документ не просто не учитывает реалий рынка, но никоим образом не защищает права потребителей (а он ставит это своей основной целью), и разрушает многолетнюю существующую практику взаимодействия операторов и агентств. Если он будет принят в таком виде до начала зимнего сезона, то усилия рынка будут направлены не столько на повышение качества продуктов, сколько на перестройку существующей системы под вновь созданные абсолютно бессмысленные правила.
А что именно предлагает этот законопроект?
Несколько пунктов существующего закона должны подвергнуться изменениям. Большинство предложений вполне адекватны. Например, внесено более точное определение туроператорской деятельности: что это компания, которая должна быть внесена в единый государственный реестр. Как ни парадоксально, до сих пор формулировка была более размыта. Также определены условия исключения компании из реестра, а именно — многократное злостное нарушение прав потребителей, и исключение по решению арбитражного суда. Ранее оператор мог быть мошенником или обанкротиться, но у органов власти не было возможности исключить его из реестра. То есть, получалось такая коллизия: с одной стороны, компания недобросовестная, с другой стороны, по закону она имеет право работать дальше. Это нововведение тоже можно приветствовать.
Но самая неоднозначная поправка в проекте касается обязательства турагентств работать только от имени и поручению операторов. Иными словами, этот законопроект возлагает ответственность абсолютно за все на оператора: он должен отвечать за любые ошибки, возникающие в цепочке потребитель-агентство-оператор. При этом, если агентство решило собрать деньги и исчезнуть, оно может это сделать точно так же, как и раньше. В итоге весь рынок у нас консолидируется по умолчанию, потому что этот закон однозначно приведет к сокращению розничной сети и ужесточению отношений операторов с агентствами. Каждый из туроператоров захочет получить какую-то гарантию того, что если агентство исчезнет, оплата тура все равно будет осуществлена. Иными словами, речь пойдет о депозитах и строгих предоплатах. Для потребителя это выльется в повышение цены, притом, что, по сути, он останется в том же положении с точки зрения защиты его интересов.

Беседовала Екатерина Трофимова

Потребительский рынок   13.10.2011 20:33:43   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.