Обманчивая автогражданка

По информации Российского союза автостраховщиков, объем страховой премии по обязательному

Заткнули за пояс

Заткнули за пояс

Страхование жизни – самый быстрорастущий сегмент страхового рынка. Несмотря на то, что темпы

Налоги на роботов

Новая оптимизация фискальной системы Финансисты, а особенно банкиры, в последнее время

Общее собрание санкционеров

Чем грозит российской экономике «Кремлевский доклад» На прошлой неделе

Энергетика останется во власти угля и газа

Накануне открытия Давосского форума Международный валютный фонд повысил прогноз роста мировой

"Истра-Парк" - лучшая архитектурно-градостроительная концепция

«Искра-Парк» – это городской квартал бизнес-класса площадью 2,8 га, расположенный на

На рынке акций США прошли сильнейшие распродажи

На рынке акций США прошли сильнейшие распродажи

Последние недели войдут в историю мирового фондового рынка. Во-первых, закончился самый

Ипотечный рынок закончил год рекордами

Весь минувший год ипотечный рынок бил рекорды роста. Уже к началу ноября жилищных кредитов в

Кремлевские горки

Публикация Минфином США «Кремлевского доклада» вызвала повышенную волатильность на российском

Недвижимые тренды

Первые оценки ведущих риэлтеров и девелоперов говорят о том, что рынок недвижимости в прошлом

Влюбленные в шоколад

Мировые шоколатье находятся в бесконечном поиске экзотики. Так, конфеты Aficionado's

Все - в SPA!

Все - в SPA!

Оздоровление, омолаживание и обретение гармонии с окружающим миром волновало человечество с

Собачий бизнес «кусается»

Собаководство, особенно элитное, – прибыльный и динамичный бизнес, объединяющий целый ряд

Торможение на высоте

Любителям активного зимнего отдыха осталось еще два месяца, чтобы вдоволь накататься на

Бизнес на фитнесе

Есть, по крайней мере, три повода поговорить о фитнесе именно сейчас. Во-первых, длительные

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Экспертиза

Как открыть кафе за рубежом

 

24.01.2018



Плюсы и минусы иностранного бизнеса

С одной стороны, открыть бизнес за рубежом просто: меньше бюрократических процедур, достаточно лишь заказать регистрацию компании. Не составит особых хлопот и оформление лицензии и разрешения СЭС. Но есть и свои нюансы, о которых нужно обязательно знать. Прежде всего следует сопоставить несколько стран, чтобы понять, как проще и выгоднее вложить свои средства. Например, во многих европейских странах уставный капитал может быть минимальным для того, чтобы начать бизнес: в Чехии он составляет 1 крону, а в Великобритании 1 фунт.

Открывать компанию целесообразно в той стране, где планируется реально вести бизнес, где будет потенциально больше всего финансовых операций. Поскольку счет фактически «привязан» к компании, то логично открывать компанию и счет в одной стране, что позволит:

▪          снизить риски внутреннего контроля банка;

▪          проводить операции, уплачивать налоги и вести бизнес в одной стране;

▪          снизить риски признания постоянного представительства в стране, где открыт счет.

Регистрация возможна:

▪          через регистратора;

▪          самостоятельно.

Важную роль, как и в России, играет юридический адрес. Сначала при регистрации компании можно воспользоваться услугой предоставления юридического адреса, но в дальнейшем адрес нужно перенести по месту реального ведения бизнеса.

 

 

Плюсы

Минусы

Регистрация
через регистратора

Отсутствие ошибок

Полный цикл регистрации с внесением уставного капитала

В последующем необходимо сменить по практике юридический адрес

Возможны риски снятия средств  в случае, если выдана доверенность на неизвестных лиц на открытие и ведение счетов

Регистрация
самостоятельно

Компания реги­­стрируется в определенном месте, и счет открывается там, где удобно, не нужно исправлять ошибки регистраторов

Возможны ошибки и отказ в регистрации

 

 

Виды деятельности бывают разные: одни требуют подтверждения квалификации, другие нет, то же самое относится и к лицензированию, например, переводческая или строительная деятельность могут быть лицензируемыми. Если выбранная деятельность относится к разряду лицензированных или ремесленных, вам будет необходимо предоставить документы, подтверждающие ваше право на осуществление такого вида деятельности (сертификаты, дипломы и т. д.). Как правило, большинство выбирает свободные виды деятельности, для осуществления которых не требуется представление подтверждения вашей квалификации (сюда относится, например, оптовая и розничная торговля, предоставление гостиничных услуг, предоставление хостинга, консультаций в области ИТ, перевод и преподавание на языковых курсах, предоставление услуг агента по недвижимости, и др.).

Регистрацию компании можно также провести через нотариуса, в этом случае нужно собрать пакет документов, предоставить нотариусу и уже нотариус подает документы на регистрацию.

С этого начинается ведение бизнеса за рубежом.

Открытие счетов за рубежом

В настоящее время некоторые компании сталкиваются с тем, что банки отказывают открывать счета за рубежом. Это связано с санкциями, и не важно, что в отношении конкретных бенефициаров или компаний каких-либо ограничений не установлено.

Вместе с тем в некоторых странах ведут деятельность российские банки, например, в Чехии есть Сбербанк. Некоторые крупные банки остались лояльными к открытию счетов компаниям с российскими бенефициарами.

Как правило, для того чтобы открыть счет, требуется стандартный пакет документов.

Очень часто в европейских банках процедура открытия счета максимально упрощена, физическому лицу часто достаточно предоставить загранпаспорт и водительские права для открытия банковского счета. Юридическому лицу для заключения договора необходимо предъявить выписку из Торгового реестра, подтверждающую существование фирмы, и документ, удостоверяющий личность, а для предпринимателя – разрешение на предпринимательскую деятельность, выписку из Торгового реестра и загранпаспорт. Но для открытия компании нужно узнать, какие конкретно документы требуется подавать.

Особенности оформления лицензий и прохождения санэпидемстанции

Некоторые виды бизнеса, например, гостиничный, ресторанный, требуют оформления лицензии на алкоголь. В дальнейшем проводятся проверки контролируемых органов на соблюдение лицензионных требований. В отличие от России получить лицензию на алкоголь очень легко и быстро, но могут быть некоторые нюансы, например, требуется поручение местного жителя в отношении компании, которая получает лицензию.

Проверки контролирующих органов по соблюдению лицензионных требований проводятся в виде выездных проверок. Например, вы спокойно работаете и вдруг в вашем кафе подросток приобретает спиртной напиток, а это фиксируется представителем «контрольной закупки». Сами контролирующие органы в отношении соблюдения лицензионных требований проверяют легальность закупки алкоголя, особенно это касается крепкого алкоголя.

Санэпидемстанция делает замеры воды, проверяет канализацию. И если все нормально, то можно работать. Но и тут существуют определенные нюансы. Например, в европейских странах должно быть в кафе не менее 3 туалетов. В некоторых «забегаловках» в России нет ни одного, а вот европейские коллеги подходят к этому вопросу более щепетильно. Если вы открываете большой ресторан, например, количество посадочных мест у вас будет более 250, то в этом случае нужно будет также иметь пандусы для инвалидов и оборудованный для них туалет. Такое правило введено в законодательные нормы, поэтому его нужно соблюдать при ведении бизнеса.

Также существуют особенности строительной деятельности, проведения ремонта. Если вам нужно сделать капитальный ремонт, то необходимо утвердить дизайн-проект, вывесить на дверь вашего заведения табличку с объявлением, что проводятся ремонтные работы, и получить согласие всех соседей.

Онлайн-кассы

Если несколько лет назад учет в кафе и ресторанах велся на бумаге, когда официант просто отмечал галочками, сколько вы заказали спиртных напитков, то сегодня многие страны, как и Россия, переходят на онлайн-кассы.

Принцип работы онлайн-кассы состоит в том, что информация передается в режиме онлайн в налоговый орган. Онлайн-касса уже в момент расчета за товары, работы и услуги передает в налоговые органы информацию о произведенных расчетах – наименовании товаров (работ, услуг), сумме оплаты, ставке и сумме НДС.

При этом небольшие торговые сети вынуждены были продать свои магазины из-за введения онлайн-касс. Дело в том, что использование онлайн-касс сопряжено с определенными расходами, которые не возвращаются: приобретение кассы с онлайн-передачей данных, обеспечение доступа в Интернет, приобретение программного обеспечения. В этой связи расходы на онлайн-кассы нужно заранее планировать.

Налогообложение за рубежом

В европейских странах, так же, как и в России, произошел переход на электронный документооборот. Например, в Чехии есть личная страничка налогоплательщика на сайте налогового органа.

Начать нужно с того, чтобы понять, какие налоги необходимо платить.

Например, в Польше налог на прибыль составляет 19%.

Польские предприниматели также платят НДС, размер которого составляет 23%.

Бухгалтерскую и налоговую отчетность о деятельности вашей фирмы в Польше необходимо подавать ежемесячно. К основным видам таких отчетов принадлежат отчет по налогу на прибыль, декларация по НДС и отчет по социальным отчислениям.

В Болгарии корпоративный подоходный налог, который приравнивает юридические лица к ассоциациям некорпоративного формата, обязывает некорпоративные коммерческие организации выплачивать налог – 10%.

В отличие от иностранных юридических лиц, подлежащих налогообложению только за те виды деятельности, которые были реализованы в Болгарии, местные бизнесмены платят налоги за всю свою прибыль независимо от территории реализации деятельности. Налог НДС в Болгарии (товары и услуги) – 20%.

Налог на недвижимость (Болгария), которую сдают в аренду иностранные физические лица, составляет 10%.

В Чехии НДС с 2013 года составляет 21%.

Корпоративный налог – 19%.

Есть также отдельные виды налогов, отсутствующие в России, например, налог на телевидение.

Подоходный налог составляет 15%.

Но при этом существуют особые виды налогов. Допустим, если у вас есть радиоточка в кафе, то необходимо платить налог на радиоточку. Радиоприемником считается не только классический громкоговоритель или переносная магнитола, а все, что только может принимать каналы чешского радио: телевизор с set-top-box, встроенным тюнером или подключенный к кабельному телевидению, где есть возможность слушать радиоканалы, а также радиобудильники, автомагнитолы и даже ноутбуки со встроенным тюнером.

Иначе говоря, если у вас есть автомобиль с магнитолой, оформленный на фирму, то налог платить уже нужно. Мобильные телефоны со встроенным приемником также подпадают под действие закона о радио- и телевизионных платежах (например, Zákon č. 348/2005 Sb. Zákon o rozhlasových a televizních poplatcích a o změně některých zákonů).

Еще один очень важный вопрос: это регистрация в Пенсионном фонде, ведь, также как в России, за рубежом уплачиваются НДФЛ и страховые взносы. Например, между Чехией и Россией подписано соглашение о социальных выплатах, что означает, что не только налоги, но и страховые взносы могут быть учтены в другом государстве. Граждане России, проработавшие в Чехии более 15 лет, могут получить пенсию по условиям Чешского государства. Если у российского гражданина не хватает чешского трудового стажа, но есть трудовой стаж в России, то он может получить чешскую пенсию за счет имеющегося трудового стажа.

Контролируемые иностранные компании

Поскольку налоговая в России хочет знать не только о бизнесе, который ведется в России, но и о том бизнесе, который вы ведете за рубежом, то соответственно возникают проблемы контролируемых иностранных компаний.

Контролируемой иностранной компанией признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1. организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2. контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Лицом иностранной организации признаются следующие лица:

1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25%;

2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50%.

При этом датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, а в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности – 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется ее прибыль (письмо Минфина России от 10.02.2017 № 03–12–11/2/7395). Таким образом, в отношении подобных компаний нужно сообщить в налоговую.

Еще один нюанс касается счетов за рубежом.

ИФНС надо уведомить:

об открытии (закрытии) счета в банке за пределами РФ; об изменении реквизитов счета, открытого в банке за пределами РФ.

Соответствующее уведомление надо представить в ИФНС в течение месяца со дня, когда произошло любое из следующих событий (ч. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ):

▪          открыт (закрыт) счет. В этом случае надо подать уведомление об открытии (закрытии) счета;

▪          изменились реквизиты счета. В этом случае надо подать уведомление об изменении реквизитов счета.

▪          Уведомление можно представить в ИФНС по месту нахождения организации любым из следующих способов:

▪          лично (это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности);

▪          по почте ценным письмом с описью вложения. В этом случае ФНС рекомендует направлять два экземпляра уведомления, один из которых инспекция направит вам обратно с отметкой о принятии уведомления. Этот экземпляр будет подтверждением того, что инспекция получила уведомление (письмо ФНС от 04.04.2014 № СА‑4–14/6224);

▪          по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов указанных счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, влечет ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 15.25 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

▪          на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.;

▪          на должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб.;

▪          на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, на основании пункта 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

▪          на граждан в размере от 4000 до 5000 руб.;

▪          на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.;

▪          на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Организация работы с сотрудниками

Труднее всего организовать взаимодействие с работниками, ведь часто получается, что за рубежом работники осуществляют деятельность на расстоянии и нужно их контролировать, учитывая специфику конкретного бизнеса.

Очень важно правильно организовать работу с персоналом. При дистанционной работе, когда вы не можете самостоятельно контролировать работников, важно предусмотреть дополнительные средства контроля за работниками. Это могут быть:

▪          отчеты о работе;

▪          видеокамеры;

▪          наличие администратора, владеющего русским языком, который может предоставить информацию о работе;

▪          данные, полученные с онлайн-касс.

К сожалению, очень трудной задачей представляется контроль за работниками, ведь важно, каким образом вы организуете работу, как вы построите систему взаимодействия. Так же как в России, за рубежом можно столкнуться с распространенными проблемами управления персонала: маленькая производительность труда, воровство, желание самостоятельно руководить и принимать решения. Часто менеджеры как высшего, так и среднего звена забывают, что любой бизнес выстраивается для бенефициаров и бенефициарами, бенефициары выстраивают бизнес-процессы, вкладывают денежные средства и организуют деятельность, поэтому важно это донести до персонала. Поскольку персонал часто считает бизнес своим, а не детищем организатора.

Также очень важно правильно заключить договоры с сотрудниками. Например, не нужно удивляться, если бухгалтер попросит включить дополнительное страхование ответственности от неправомерных указаний руководства.

До заключения трудового договора важно выяснить следующие вопросы:

▪          какие обязательные положения должны быть включены в договор;

▪          какая минимальная заработная плата возможна в данной стране (в целях избежания штрафов);

▪          какое страхование является обязательным, а какое – добровольным;

▪          какую отчетность нужно подавать в отношении работников.

Ведение договорной работы

Конечно, ведя бизнес за рубежом, нельзя не знать особенности договорных отношений. Например, если вам нужно арендовать помещение под кафе или купить его, необходимо заключить соответствующий договор. Что касается арендных отношений, то важно помнить о коммунальных платежах, а также общедомовых. Некоторые дополнительные действия, такие как установка вывески, кондиционера требуют дополнительных согласований. Но то, что у нас сложно, за рубежом может быть просто и наоборот. Например, у нас не требуется согласовывать установку кондиционера, а за рубежом это вообще может оказаться невозможным, поскольку ваш кондиционер может не вписываться в городской ландшафт и не соответствовать уровню шумности.

Если вы заключаете договор на строительство, реставрацию, дизайн, важно проверить наличие лицензий у подрядной организации или предпринимателя. Следует также понять, какие проекты осуществляли контрагенты. Очень часто в отношении подрядных работ, например, при осуществлении ремонта ресторана или кафе подрядчики могут нарушать сроки работ, поэтому, если вы хотите открыться в те сроки, которые вы планировали, нужно постоянно контролировать ваших подрядчиков.

Еще один важный момент – цены. Следует в договоре прописать, что цена является неизменной, составить смету, а смета должна включать все расходы. Нужно четко для себя решить, какие конкретно работы вам нужны, вплоть до полочек, ручек и цвета плитки. В противном случае себестоимость может быть завышена. Важно также поинтересоваться, включается ли стоимость НДС или нет. Некоторые компании за рубежом являются плательщиками НДС, а некоторые – нет, в зависимости от объемов выручки.

Также важной особенностью ведения бизнеса за рубежом является распространение устных договоров. В России такие договоры не очень распространены, несмотря на то что закреплены в Гражданском кодексе РФ. В России норма заключать договоры в письменной форме закреплена в статье 252 НК РФ, согласно которой все хозяйственные операции должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены. Причины не заключать договоры в письменной форме за рубежом тоже понятны, вам нужно вести бизнес, достигать планируемых результатов, а не заниматься оформлением лишних документов. Например, вашему кафе нужна кофейная машина, соответственно, нужно искать компании, которые предоставят вам ее в аренду в обмен на то, что вы будете приобретать кофе. При этом в придачу к кофейной машине вам привезут фирменные кружки, бокалы. Аналогичным образом в устной форме можно заключить и договор на поставку холодильного оборудования для мороженого. В целом заключать или не заключать договор в письменной форме будет зависеть от вашего поставщика.

Важно организовать работу таким образом, чтобы ваши поставщики ориентировались на вас. Например, в Европе существует достаточно много магазинов доставки, пивные заводы с удовольствием доставляют пиво и меняют кеги, продовольственные крупные базы привозят каталоги и помогают заказать товары, при этом не важно, осуществляете ли вы заказ на маленькую или на большую сумму.

Проблемы ведения бизнеса за рубежом

Проблемы ведения бизнеса за рубежом, безусловно, существуют. Это связано с недостатками знаний местного законодательства. Возникают и проблемы в России, поскольку из-за тотального контроля за бизнесом нужно уведомлять и о счетах за рубежом, и о зарубежных компаниях.

Но все проблемы решаемы, надо только знать, к кому обратиться. Конечно, времени и сил можно потратить намного больше, поскольку не всегда знаешь, куда обратиться, чтобы решить конкретную бизнес-задачу, но следует помнить, что за рубежом хорошо выстроена клиенто-ориентированность как бизнеса, так и контролирующих органов. Контролирующие органы всегда готовы подсказать, как заполнить декларацию, как избежать штрафов и ошибок в отчетности и уплате налогов и других платежей. Главное, чтобы вы своевременно обратились в контролирующий орган за разъяснениями.

За рубежом очень не любят, как и в России, «фирмы-однодневки», поэтому если вы просто открыли компанию для того, чтобы «перегонять» деньги, то бизнес у вас не пойдет, это вызовет подозрения проверяющих органов. Важно иметь реальное место ведения бизнеса, причем часто это место – ваш дом. Многие знают, что за рубежом в каждом доме есть ремесленная мастерская, кафе, гостиница и т.д. Также необходимо иметь и оформить официально работников, которые будут получать официальную заработную плату.

Проблемы заключаются и в отдельных тонкостях законодательства. Следует обращать внимание на мелочи, которые в России не важны. Например, вы можете получить штраф за то, что не указали на двери номер ИНН вашей организации. В России это необязательное требование, а, например, в Чехии это очень важно. Почему ИНН имеет большое значение? Дело в том, что ваши клиенты и покупатели могут именно по нему проверить вашу компанию, учредителей, имеется ли заложенное имущество и др. особенности, причем сделать это можно, проверив в онлайн-режиме данные в торговом реестре. Но не зная о подобной возможности, можно столкнуться со штрафными санкциями. Что делать в такой ситуации? Конечно, подсматривать у других, делать так, как это делают другие. Например, нужно обращать внимание на вывески у других компаний, таблички на домах, оформление знаков аварийных выходов, расположение инвентаря. Все может иметь большее значение, мелочей в бизнесе нет, особенно если этот бизнес за рубежом.

В заключение важно отметить, что любой бизнес как в России, так и за рубежом, имеет свои нюансы, особенности ведения. Конечно, в любой стране существуют определенные сложности, связанные с недостаточным знанием языка, местных законов, но всегда можно найти людей, которые подскажут, как вести бизнес, как организовать процессы, как оформить документы. За рубежом в большей степени распространен риск-ориентированный подход, когда контролирующие органы не пытаются «убить курицу, несущую золотые яйца», а наоборот разъяснить, как делать правильно.

24.01.2018   

Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Задавать вопросы могут только участники Клуба читателей. Если вы уже зарегистрировались, войдите в Клуб читателей. Чтобы стать участником Клуба читателей, вам необходимо зарегистрироваться.