Две корпорации – один Дальний Восток

Две корпорации – один Дальний Восток

Экономика 15 Май 2012, 12:05
Две корпорации – один Дальний Восток

Первое. Оба проекта исходят из необходимости госстимулирования ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока.

Второе. Оба проекта исходят из того, что ключевые проекты развития должны получить финансовую поддержку от государства и налоговые льготы.

Третье. По законопроекту Минэкономразвития проекты, одобренные госкорпорацией в качестве приоритетных, получают офшорный режим по типу сколковского — освобождение от НДС, налога на прибыль, на имущество и на землю.

По проекту РСПП все гораздо скромнее. На конкурсной основе отбираются прежде всего инфраструктурные проекты. Инвестиционная поддержка со стороны государства возможна, но главный упор делается на то, что инвестиции поступают от частных структур. Но на ход строительства предполагается введение налоговых каникул. Когда же объект вступит в эксплуатацию, государство возмещает инвесторам их затраты. Сроки и график платежей — предмет отдельного соглашения.

Четвертое. Если по проекту Минэкономразвития госкорпорация вправе без конкурса предоставлять участникам приоритетных проектов участки земли для строительства, то по проекту РСПП на проекты, отобранные на конкурсе, предлагается распространить преференции, которые получают компании, участвующие в подготовке саммита АТЭС: упрощенный порядок утверждения проектной документации, прохождения экологической экспертизы, изъятия земельных участков и вырубки леса.

Пятое. По проекту Минэкономразвития тот же бесконкурсный порядок предоставления госкорпорацией лицензий распространяется и на пользование недрами. По проекту РСПП конкурсы остаются, недропользователям предлагается предоставить льготы: налоговые каникулы при проведении геологоразведки за свой счет и сниженный НДПИ при добыче полезных ископаемых на труднодоступных месторождениях.

Шестое. Законопроект Минэкономразвития подчиняет госкорпорацию непосредственно президенту. Тем самым фактически завершается раздел России — до Уральского хребта действуют одни налоги, одни законы (в частности, по предоставлению лицензий), одна власть (с участием и президента, и федерального правительства), за хребтом все по-другому, включая осуществление властных полномочий. Ничего подобного в проекте РСПП нет.

Выводы: проект РСПП куда реальнее, он не несет с собой сопоставимых с заложенными в законопроект коррупционных рисков, не приводит к столь масштабной перекройке налогового законодательства, не несет и таких политических рисков фактического распада России.

Справочно: идею законопроекта выдвинул Сергей Шойгу. По оценке Игоря Шувалова, это была «добросовесная провокация», то есть сами разработчики не рассчитывали, что их идея в полном виде может быть реализована. Проект РСПП подготовил координационный совет РСПП в Дальневосточном федеральном округе, возглавляемый председателем совета директоров «Евраз груп» Александром Абрамовым. Центральным звеном этого проекта является «дочка» ВЭБа – Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Фонд заработал в январе этого года, уставный капитал — 500 млн руб., до 2015 года ВЭБ готов предоставить ему кредиты на 70 млрд руб., что предполагает реализацию проектов общей стоимостью 350 млрд руб. Пока фонд отбирает пилотные проекты, а представит их в июле на форуме АТЭС.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться