Ленд-лиз во второй мировой. Счет дружбе не помеха?

Ленд-лиз во второй мировой. Счет дружбе не помеха?

Известный нам из курса истории Закон о ленд-лизе (англ. «lend» – «давать взаймы» и «lease» – «сдавать в аренду») был принят Конгрессом США в марте 1941 года по инициативе президента США Франклина Д. Рузвельта.
Мировая экономика / Константин Зайнулин 09 Май 2018, 20:04
Ленд-лиз во второй мировой. Счет дружбе не помеха?

Полное наименование документа – «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» (англ. An Act to Promote the Defense of the United States).

Концепция этой программы давала американскому президенту полномочия помогать любому государству, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Помощь могла выражаться как в форме поставок готовой военной техники, оружия, боеприпасов и амуниции, отгрузки продовольствия, доставки медицинского оборудования и лекарств, так и в форме поставок стратегического сырья, включая нефтепродукты, также в форме передачи технологий и изобретений.

Оказание такой союзнической помощи не было безвозмездным: по условиям ленд-лиза переданное имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для дальнейшего использования в гражданских целях, должно быть оплачено путем возмещения Соединенным Штатам стоимости этого имущества. 

То есть поставки в рамках ленд-лиза по сути являлись долгосрочным займом. Тут важно оговориться, что поставленные американцами материалы, товары и техника, утраченные в ходе войны, оплате не подлежали. Также американская сторона была вправе затребовать возврата уцелевшего по итогам войны оборудования и техники. В этом случае возникший долг по ленд-лизу оплачивался частично или списывался.

Рузвельт, стремясь получить общественную поддержку на запуск программы ленд-лиза, заявлял, что его план похож на ситуацию, когда один из его соседей просит одолжить садовый шланг, чтобы потушить пожар в своем доме. «Что мне делать в такой кризисной ситуации?» – спросил президент на пресс-конференции. «Я ведь не скажу соседу, что поскольку мой садовый шланг стоил 15 долларов, то вы должны заплатить мне 15 долларов за эту услугу. Я не хочу 15 долларов! Я хочу, чтобы мой садовый шланг вернулся после того, как огонь потушен!» – образно продолжил американский президент.

Его оппонент, сенатор Роберт Тафт, парировал: «Военное оборудование в лизинг – это нечто похожее на выдачу жевательной резинки. Вы, конечно же, не хотите, чтобы эта жвачка вернулась к вам после использования». И действительно, на практике по окончании войны в 1945 году США затребовали назад незначительное количество техники, буквально несколько десятков невооруженных транспортных судов. Избыточная военная техника не имела никакого значения в мирное время.

С помощью ленд-лиза администрация президента Рузвельта решала ряд как внешнеполитических, так и внутренних задач. Во-первых, такая схема позволяла оживить американскую промышленность, которая только вышла из тяжелейшего экономического кризиса 1929–1933 годов, и создать новые рабочие места. 

Во-вторых, посылая своим союзникам только оружие, материалы и сырье, а не войска, Франклин Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание: «Наши парни никогда не будут участвовать в чужих войнах». 

Ну и наконец, ленд-лиз позволял США оказывать определенное влияние на страну-получателя американской помощи. Примечательно, что закон о ленд-лизе обязывал страны, претендовавшие на американскую помощь, представлять США исчерпывающий финансовый отчет. Как отметил тогдашний американский министр финансов Генри Моргентау-младший: «Впервые в истории одно государство предоставляет другому данные о своем финансовом положении».

Маршруты поставок в Советский Союз

Поставки по ленд-лизу в СССР в основном осуществлялись по трем маршрутам:

▪          тихоокеанский (в основном через Владивосток) – 8 244 тыс. тонн (50% от всего груза),

▪          трансиранский (через Персидский залив) – 4 160 тыс. тонн (27% от всего груза),

▪          пути северных конвоев (через Архангельск, Мурманск, Северодвинск) – 3 964 тыс. тонн (23% от всего груза).

Ни один из этих маршрутов не был полностью безопасным.

Самым быстрым маршрутом были северные конвои. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска, Архангельска или Северодвинска (тогда – Молотовск) занимала около 2 недель. Оттуда доставленные грузы по спешно достроенной ветке железной дороги шли на фронт и в тыл. Но именно маршрут северных конвоев и стал самым опасным, поскольку проходил рядом с водами оккупированной немцами Норвегии. Из отправленных за годы войны северными конвоями грузов потопленными налетами авиации Люфтваффе и торпедами нацистских кораблей и подлодок оказалось более 280 тыс. тонн (7% от всего объема грузов).

В августе и сентябре 1941 года было осуществлено англо-советское вторжение в Иран. В результате совместной военной операции под кодовым наименованием «Согласие» шах Ирана Реза Пехлеви, считавшийся антигитлеровской коалицией союзником Третьего рейха, был свергнут, а титул шахиншаха получил его младший сын Мохаммед. 

В итоге был обеспечен контроль союзников над богатыми нефтяными месторождениями и налажен так называемый Персидский коридор – маршрут снабжения Советского Союза. Первые поставки в СССР по трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Далее была вовлечена транспортная система Ирана, масштабная модернизация которой (в частности, портов в Персидском заливе и трансиранской железной дороги) была проведена английскими и советскими инженерами. Затем доставка грузов осуществлялась судами советской Каспийской военной флотилии, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации.

Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно безопасным. С началом в декабре 1941 года активных боевых действий в Тихом океане между Японией и США перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18–20 суток. Владивосток за годы войны переработал импортных грузов почти в 4 раза больше северных беломорских портов вместе взятых.

С начала 1945 года начал функционировать и черноморский маршрут, когда после освобождения Греции суда стали проходить через проливы Босфора и Дарданелл.

Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другому – через Аляску, Чукотку и Сибирь. К примеру, по последнему маршруту, известному под названием «Алсиб» (то есть «Аляска – Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.

Объемы и значение поставок

Потеря контроля над ресурсами на оккупированных территориях, перевод промышленности СССР на военное положение, вынужденная эвакуация крупных производств и заводов вглубь страны неизбежно вызывало нехватку товаров гражданского назначения. Поставки в СССР по ленд-лизу были жизненно важными для ведения войны и закрывали собой «узкие места» в снабжении армии и промышленности.

СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5% от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР; но до войны советское правительство имело 25 тыс. локомотивов) и 11 075 вагонов (в 10,2 раза больше собственного производства).

СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей. За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей: в армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4% импортных (по ленд-лизу) и 36,6% – отечественных. Хотя, конечно, необходимо учитывать и наличие в СССР некоторого количества довоенной техники. 

Ленд-лизовские тягачи «Студебеккеры» стали во второй половине войны основным шасси для знаменитых систем залпового огня «Катюша». В то время как Штаты дали около 20 тыс. автомобилей для «Катюш», в СССР после 22 июня 1941 года было выпущено для этой цели всего лишь 600 грузовиков (в основном на базе ЗИС‑6). Практически все «Катюши», собранные на базе советских шасси, уничтожила война.

Союзники поставили более 2,5 млн тонн авиабензина – почти 2/3 горючего, использованного за годы войны советской авиацией. Кроме готового авиабензина, было поставлено нефтеперерабатывающее оборудование для его производства на территории СССР, причем объем этих поставок был таков, что собственная годовая выработка авиабензина возросла со 110 тыс. тонн в 1941 году до 1 670 тыс. тонн в 1944 году. СССР получил более 11 400 самолетов (почти 12% от собственного производства), а также сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, для установки на истребителях советского производства – навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).

Из-за того, что большинство верфей оказалось под оккупацией или блокадой и из-за длительного производственного цикла, в годы войны советское судостроение было практически остановлено, и советский флот получил по ленд-лизу почти все из около полутысячи новых судов, из которых 80% были военными – противолодочными кораблями, миноносцами и подводными лодками.

Также ввиду нахождения в оккупационной или прифронтовой зонах главных промышленных центров страны и того, что главные материальные и людские ресурсы были сосредоточены на производстве основных видов вооружений и боеприпасов, по ленд-лизу были получены высокие доли продукции машиностроения и приборостроения как приборов и оборудования для военной техники и наземного обеспечения, так и средств и оборудования производственного назначения типа станков или народно-хозяйственного назначения типа тракторов, а также химической промышленности.

Важнейшее значение для Красной Армии и для Советского Союза вообще имели союзнические поставки продовольствия. В общем объеме ввозимых в конце войны грузов продовольственные (тушенка, масло, шоколад и т. п.) составляли более 25% тоннажа. Это объясняется тем, разоренное войной отечественное сельское хозяйство было не в состоянии прокормить многомиллионную армию и гражданское население. К тому же традиционные житницы Украины, Северного Кавказа, Черноземья были оккупированы. К 1943 году разразился острейший продовольственный кризис, когда и без того скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены примерно на треть.

Почти весь пенициллин, повсеместно используемый в советских военных и гражданских госпиталях, был поставлен по ленд-лизу. Этот первый в мире антибиотик, открытый в 1941 году, спас миллионы жизней.

Подсчет общего объема поставок по ленд-лизу является крайне сложной задачей, так как многие документы по военному производству и их компонентам засекречены до сих пор. Тем не менее в открытых источниках содержатся сведения о том, в каких объемах США поставили в Советский Союз оборудования, техники и материалов в период с 1 октября 1941 года по 31 мая 1945 года.

Фото на день победы.jpg

Долги по ленд-лизу и их выплата

Основным странам-получателям ленд-лиза было отправлено помощи на общую сумму в $47,5 млрд (сопоставимо с $799,5 млрд в ценах 2018 года):

Стоимость помощи*/ Страна-получатель

В ценах 1941–1945 годов, $ млрд

В ценах 2018 года, $ млрд

Великобритания

31,4

501,09

СССР

11,3

180,33

Франция

3,2

51,07

Китайская Республика

1,6

25,53

* с расходами на перевозку


Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг.

Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов за уничтоженную в ходе боев военную технику, американская сторона возмещения не потребовала, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года.

Сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры о согласовании итоговой суммы долга СССР по ленд-лизу.

В США изначально было рассчитано, что сумма, подлежащая оплате, за уцелевшую гражданскую технику и оборудование, с учетом их износа, составляет $2,6 млрд, на переговорах эта сумма была снижена вдвое, до $1,3 млрд.

На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь $ 170 млн и встретили предсказуемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 года тоже ни к чему не привели (советская сторона увеличила предлагаемую сумму до $200 млн с рассрочкой на 50 лет, американская снизила до $1 млрд, с рассрочкой на 30 лет). В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн.

Указанные разногласия были определены «двойными стандартами», применяемыми американской стороной в вопросе определения объема долга по ленд-лизу по отношению к разным странам-получателям помощи. Так, первоначальный долг Великобритании по ленд-лизу в $3,75 млрд, согласно договоренностям 1946 года, был списан на 90% (!), а платежи были рассчитаны на более чем 50 годовых платежей, начиная с 1951 года и с пятилетними отсроченными платежами под 2% годовых.

Советское правительство настаивало, что расчет пропорций при определении долга СССР перед США должен быть основан на имеющемся прецеденте.

Лишь в 1972 году американцы согласились с доводами Советского Союза, уменьшили сумму требований, но начислили проценты за прошедшие почти тридцать лет. В итоге, согласно Вашингтонскому соглашению 1972 года, признанная СССР и США сумма долга по ленд-лизу составила $722 млн.

Из урегулированного долга были выплачены лишь $48 млн (при Л. И. Брежневе, тремя равными платежами в 1973 году). Последующие выплаты были прекращены, когда США ввели дискриминационную политику в свою торговлю с СССР (в частности, пресловутую «Поправку Джексона-Вэника»).

В июне 1990 года, в ходе новых переговоров президентов Дж. Буша-старшего и М. С. Горбачева, стороны вернулись к обсуждению ленд-лизовского долга и установили новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 год и оставшуюся сумму долга – $674 млн.

После распада СССР Россия приняла на себя обслуживание всего государственного долга рухнувшего государства. Технически долги СССР были разделены на две категории: суверенного долга («Парижский клуб») и долгов частных банков («Лондонский клуб»). Долг по ленд-лизу был обязательством перед правительством США и стал частью «Парижского клуба».

Свою задолженность перед «Парижским клубом» Россия погасила досрочно, в августе 2006 года. Для сравнения, Великобритания – ближайший союзник США – полностью погасила свою задолженность по ленд-лизу 4 месяца спустя, 29 декабря 2006 года.

В поисках утраченного

Весной 1942 года в Баренцевом море немецкой субмариной был потоплен британский легкий крейсер «Эдинбург».

Этот корабль Королевского военно-морского флота шел по маршруту «Мурманск – Рейкьявик», охраняя возвращавшуюся из очередного «северного конвоя» группу английских кораблей. В Мурманске на борт крейсера было загружено около 5,5 тонн золота – частично оплата советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза, частично – так называемый обратный ленд-лиз: поставка сырья для производства средств связи для СССР, которое использовалось для золочения контактов всего телефонного, радио- и навигационного оборудования, производимого для советской армии, авиации и флота. Ценный груз был упакован в 93 деревянных ящика, в которых содержалось 465 слитков золота.

В 187 милях (300 км) к северу от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой U‑456. Крейсер получил две торпеды: одна попала в левый борт, вторая – в корму. «Эдинбург» потерял ход, но остался на плаву. На помощь подошли два британских эсминца, и под их охранением крейсер попытался вернуться в Мурманск. Однако вскоре подошли три немецких эсминца под командованием фрегаттен-капитана Шульце-Гинрикса и открыли по «Эдинбургу» артиллерийский огонь. 

В ходе боя один немецкий эсминец был потоплен, а остальные два корабля неприятеля отошли. Английский контрадмирал Картер отдал приказ британским эсминцам снять с «Эдинбурга» экипаж и добить крейсер торпедами. Корабль затонул вместе с золотом. Все члены экипажа – 750 человек – были спасены и эвакуированы в Мурманск.

Идея поднятия золота с затонувшего крейсера возникла сразу же, как только появились технические возможности осуществить эту операцию.

Норвежская фирма «Столт-Нилсен Редери» обращалась 1979 году в советское посольство с уведомлением о поиске судов, пропавших в Баренцевом море. Переговоры с фирмой завершились безрезультатно, несмотря на то что она потратила около миллиона долларов на подготовку к подъему золота.

Позднее, в 1981 году, было достигнуто соглашение и подписан трехсторонний контракт по поиску и подъему затонувшего золота. Сторонами по контракту выступали Министерство торговли Великобритании, Министерство финансов СССР и британская компания «Джессоп Марин Рикавериз» (Jessop Marine. Recoveries Ltd.), которая должна была осуществлять операцию. Символично, что работы начались 9 мая 1981 года. Затонувший «Эдинбург» был обнаружен спасателями спустя пять дней на глубине 250 м лежащим на дне на левом борту.

Работы по подъему золота начались в сентябре того же года и велись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, все было покрыто толстым слоем ила и мазута. Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами наощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой золото поднималось на борт спасательного судна, где постоянно дежурили представители страховой компании, фиксируя количество поднимаемых слитков. К слову, золото, находившееся на борту «Эдинбурга», перед отправкой в 1942 году было застраховано в Госстрахе СССР и в английском Комитете по страхованию военных рисков.

Всего был поднят 431 слиток золота общим весом 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды работы были прерваны досрочно. Оставшуюся часть золота подняли через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Было поднято 29 слитков весом 345,3 кг. Пять слитков золота весом 60 кг так и остались лежать на дне Баренцева моря…

Спасатели получили в качестве оплаты за спасение 45% спасенного золота. Остальное было распределено следующим образом: 1/3 – Великобритании, 2/3 – СССР.

Один из поднятых слитков золота теперь часть постоянной экспозиции в Алмазном фонде России.

Вместо заключения

Объемы и список американской помощи другим странам антигитлеровской коалиции выглядят очень впечатляюще. Можно было бы искренне восхищаться американскими партнерами за существенный экономический вклад в победу во Второй мировой войне, за исключением одной «крошечной» детали… В то же время, когда официальные власти США направляли в Европу тонны грузов по ленд-лизу, частные американские бизнесмены успешно вели дела с нацистской Германией…

Например, Джон Д. Рокфеллер-младший владел контрольным пакетом акций корпорации «Standard Oil». Вторым крупнейшим акционером корпорации была немецкая химическая компания «IG Farben», через которую нацистам было продано бензина и смазочных материалов на сумму $ 20 млн, а из венесуэльского филиала добывающей корпорации направлялось в Германию 13 тыс. тонн сырой нефти ежемесячно.

Но экономические связи между двумя формально воюющими странами не ограничивались продажами топлива. К примеру, Генри Форд продавал немцам вольфрам, синтетический каучук и многие другие компоненты для автомобильной промышленности. Не секрет, что 30% всех шин, произведенных на заводах Форда, использовали для обеспечения немецкого вермахта.

Впрочем, сказанное лишь подтверждает известный принцип многих американских предпринимателей: «ничего личного – только бизнес».

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться