Банкам придется возмещать потери клиентов

Банкам придется возмещать потери клиентов

Банки 24 Апр 2012, 16:15
Банкам придется возмещать потери клиентов

Финансовые показатели мирового рынка компьютерной преступности в 2011 году составили 12,5 млрд. долл. (данные Group IB) — и наибольшую часть из этих денег составили потери финансово-кредитных учреждений и, конечно, частных клиентов. В основном деньги похищают из интернет-банков с помощью сложных компьютерных систем и вирусов. Но банки особенно волноваться за безопасность своих клиентов пока не торопятся. Как и расследовать такие преступления. Однако, если поправки в ГК РФ пройдут, то банки будут обязаны компенсировать ущерб клиентам в случае пропажи средств с их счетов.

Не сейчас и не сразу, но это, полагаю, все-таки случится. Важным в этих поправках можно считать то, что вводится «презумпция невиновности» для клиентов. Сейчас, отметим, все действует наоборот — клиенту долго надо доказывать банку, что деньги похищены, а не просто так ушли в неизвестном направлении. Теперь же за все будет отвечать банк — он будет нести «ответственность перед клиентом за списание денежных средств со счета по распоряжению неуполномоченного лица в размере списанной суммы и процентов, установленных пунктом 1 статьи 852 настоящего Кодекса, и в том случае, когда банк не мог установить, что распоряжение выдано неуполномоченным лицом». Да, системы авторизации станут более серьезными, а контроль за счетами более жестким. Но добросовестным клиентам это только на руку — финансовая организация будет обязана возместить пострадавшему весь ущерб, а потом, с помощью правоохранительных органов, бороться с преступниками. Ведь в России, по данным Group IB каждый месяц совершается 2–3 тыс. успешных кражи вполне реальных денег, где фигурируют суммы в несколько десятков и сотен миллионов рублей в каждом случае.

Потерять от таких нововведений смогут только страховые компании, которые предлагают владельцам премиальных карт мифическую страховку от хищения денежных средств. Недовольными останутся и банкиры, которым придется не имитировать, а серьезно заниматься совершенствованием своих мер безопасности, особенно в интернет-банках (самые крупные хищения такого рода были у «Альфа-банк» и «ВТБ24»). И вкладывать ресурсы в расследование компьютерных преступлений, в том числе и своими сотрудниками. Заодно, глядишь, и образовательный уровень сотрудников правоохранительных органов поднимется достаточно серьезно — банки явно будут стимулировать их активность.

Подобные нововведения позволят еще эффективнее бороться со скиммерами (для справки — в России, по данным ЦБ РФ, 155 тыс. банкоматов). Сейчас банк-владелец банкомата, где была отмечена такая «начинка» возвращает деньги пользователям в безоговорочном порядке по правилам платежных систем Visa/Mastercard. Но дополнительный стимул будет у него и по закону — иначе можно будет нарваться на вполне серьезные санкции от регулятора. Суд, конечно, вправе уменьшить размер возмещаемых убытков, если банк докажет, что клиент не был достаточно осмотрителен. Но доказывать все эти обстоятельства будет именно банк.

Крайне вероятно, что такие правила будут действовать и для НКО — значит, им придется переделывать свои правила работы на рынке. К примеру, улучшать безопасность для доступа к электронным кошелькам. К примеру, вводить обязательную авторизацию по номеру мобильного телефона, отправлять SMS-уведомления о проведенных платежах с запросом регистрационного одноразового кода (это делает Qiwi, но игнорирует Яндекс. Деньги и WebMoney) и т. д.

Проект поправок в Гражданский кодекс только внесен в Государственную Думу и у него есть все шансы быть рассмотренным только осенью, поскольку такой подход не очень симпатичен крупным финансово-кредитным учреждениям. Таким образом, его внедрение возможно не ранее 2013 года.

Максим Букин

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться