Секвестр по-американски и по-русски

Секвестр по-американски и по-русски

Бюджет 23 Ноя 2011, 12:26
Секвестр по-американски и по-русски

Сегодня — dead-line принятия решения специального комитета Конгресса США о программе сокращения бюджетного дефицита страны на $1,5 трлн за 10 лет. Пока решение не принято. Если положение не изменится, в силу вступает заранее согласованный республиканской и демократическими партиями «план Б». Его содержание — автоматическое списание расходов в сумме $1,2 трлн в 2013–2021 годах. Причем половина сокращаемых расходов придется на военные, а вторая половина — на гражданские расходы.

Дальше американскую тему можно отложить в сторону и обратиться к российской. Связь будет двоякой.

Неурегированность режима сокращения бюджетного дефицита США, естественно, не остается без внимания со стороны рынков. К волнам, накатывающим на них со стороны Европы, добавляется американское течение. Кумулятивный эффект — растущие неуверенность и недоверие, сопровождаемые падением индексов. Как подобные настроения отражаются на периферии — эти рынки предпочитают называть себя развивающимися, хотя у них есть более точное название — рынки с повышенными рисками, в том числе и на российском рынке, известно. Последний в дополнении к стандартным «развивающимся» рискам добавляет и риски монозависимости от рынка нефти, из-за чего его падения бывают самыми глубокими.

Первый вывод, таким образом, звучит так: сигналы, которые получают рынки из-за неурегулированности программы сокращения бюджетного дефицита США, могут обернуться в России падением индексов, глубина которого превысит американскую.

Этот вывод подчеркивает поучительность для России ситуации, которую пытается разрешить Конгресс США. При всех заокеанских политических разногласиях, усугубляемых приближающимися президентскими выборами, противостоящие политические партии сумели заранее согласовать автоматический механизм, который вступает в силу в критической ситуации. В России потенциальные масштабы финансовых разрушений, которые могут последовать за очередным ударом кризиса, а его в принципе может спровоцировать и отсутствие бюджетных решений в Вашингтоне, не стоит недооценивать. Однако, если обратиться уже к российскому федеральному бюджету, никаких заранее определенных автоматических механизмов сокращения расходов нет. Хотя с призывами создать такой механизм выступали и председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, и замруководителя Счетной палаты Валерий Горегляд.

Итог: российские оборонительные антикризисные рубежи оставляют желать лучшего.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться