Бодание по правилам

Бюджет 04 Июн 2012, 16:48
Бодание по правилам

На прошлой неделе Минфин разослал свой проект «бюджетного правила», в котором предлагает рассчитывать базовую цену для установления предельного уровня расходов бюджета в 2013 году как среднюю за пять лет, в 2014 году — за шесть лет, в 2015 году — за семь лет и так далее, увеличивая период ежегодно на один год, чтобы с 2018 года считаьт ее уже на основе 10-летного периода. При этом министерство не исключает возможность того, что расходы бюджета на 2013–2014 годы будут зафиксированы и тогда дефицит бюджета вырастет до 2% ВВП и 1,3% ВВП соответственно (сейчас в законе о бюджете — 1,6% ВВП и 0,7% ВВП).

Ранее Минфин предусматривал переход к 2016 году к бюджетным правилам, согласно которым на расходы бюджета можно будет направлять нефтегазовые доходы в объеме, определяемом исходя из базовой цены на нефть, а именно — средней за последние десять лет. А на переходный период предлагались следующие цены отсечения: 97 долларов за баррель в 2013 году, 95 долларов в 2014 году и 92 доллара в 2015 году. По расчетам министерства, таким образом будет осуществлен плавный переход к базовой цене — 90 долларов — в 2016 году.

Минэкономразвития ранее предлагал рассчитывать с 2016 года базовую цену на нефть как среднюю за трехлетний период и постепенно перейти на расчет за 7-летний период: 2013–2015 годы — 3-летний период, 2016 год — 4 года и далее ежегодно увеличивать период на один год, чтобы в 2019 году выйти на расчет цены уже за 7-летний период.

Суть спора — в величине бюджетных расходов. Минфин видит свою задачу в ограничении ненефтегазового дефицита бюджета, видя в его размерах зависимость бюджета и экономики в целом от нефтяной конъюнктуры, которую надо сокращать.

Для справки: в первом квартале 2008 года, накануне кризиса, ненефтегазвый дефицит российского бюджета составлял 4,6% ВВП. В первом квартале 2012 года — 12,5% ВВП.

Минэкономразвития считает ограничения на госрасходы, накладываемые Минфином слишком жесткими. Основных аргументов два. Первый — модернизация невозможна без увеличения вложений в «человеческий капитал», второй — экономику в условиях надвигающегося спада госрасходы поддержат.

Проблема, однако, заключается в том, что размер госрасходов уже практически неподъемен. Достаточно сказать, что текущий бюджет будет сбалансированным при цене барреля нефти в $115. При этом цена падает, сейчас она ниже $100. Пока рост расходов, несмотря на впечатляющие темпы роста, не привел к каким-либо прорывным результатам.

Для справки: доля расходов федерального бюджета в ВВП в первом квартале 2008 года, накануне кризиса, составляла 15,2%, в первом квартале 2012 года — 23,6%.

Понятно, что ключевые экономические ведомства должны будут прийти к компромиссу, который будет оформлен поправками в Бюджетный кодекс.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться