Ледяной бюджет

О федеральном бюджете писать непросто. Документ этот огромный, выделить главное, запоминающееся бывает трудно. Иногда просят и вовсе бюджет охарактеризовать одним словом. В отношении федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов подобная краткая характеристика весьма затруднительна. Тем не менее директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев рискнул.
Бюджет / Игорь Николаев 16 Окт 2017, 17:21
Ледяной бюджет

Как заморозить расходы

«Замороженным» (не путать с «отмороженным»!) проект федерального бюджета получился, видимо, потому, что именно таковыми фактически оказались его расходы.

В 2018 году расходы федерального бюджета должны составить 16,5 трлн руб., что на 200 млрд руб. меньше по сравнению с утвержденными расходами на 2017 год (по закону № 415-ФЗ с учетом изменений). Но ожидаемое исполнение закона о федеральном бюджете на 2017 год может и вовсе превысить 17 трлн руб., что означает резкое сокращение расходной части бюджета в 2018 году.

В 2019 году такое сокращение расходов в номинальном выражении продолжится до 16,4 трлн руб. Только в 2020 году планируемые расходы федерального бюджета могут вырасти и составить 17,2 трлн руб. В процентном отношении к ВВП плановые расходы федерального бюджета должны снизиться с 18,1% в 2017 году до 17% (2018 год), 15,9% (2019 год) и 15,6% (2020 год).

Неудивительно, что реализация столь жесткой бюджетной политики должна привести к снижению дефицита бюджета с 2,2% в 2017 году до 0,8% в 2020 году.

Чем обосновано столь значительное снижение расходов? Ведь примечательно, что расходы снижаются даже в 2018 году по сравнению с 2017 годом. То есть, несмотря на будущие президентские выборы, расходы все равно будут урезаться. Причем важно иметь в виду, что не в номинальном, а в реальном выражении снижение расходов будет еще более значительным (примерно на 5%, если сравнивать 2019 год с 2018 годом).

Собственно говоря, наши финансовые власти еще в 2016 году, когда, как мы понимаем, и было фактически принято решение о замораживании расходов на 2017–2019 годы, обосновывали такой подход тем, что через уменьшение доли государственных расходов в процентном отношении к ВВП и дефицита бюджета будут созданы условия для роста частного спроса. Надо сказать, что это достаточно спорное предположение.

Несомненно, госрасходы раздувать не надо, дефицит бюджета необходимо снижать, но все-таки все хорошо в меру. То есть предполагается, что частному бизнесу просто деваться будет некуда в условиях урезанного бюджета, поэтому частный спрос будет увеличиваться. Хорошо, если бы было так. Но создаются ли для этого финансовые условия? Пытаясь ответить на данный вопрос, посмотрим на то, что у нас сегодня происходит с таким показателем, как сальдированный финансовый результат деятельности организаций (прибыль минус убытки): он снизился в январе-июле 2017 года на 6,7% по сравнению с январем-июлем 2016 года. Это такие у нас формируются условия для частного спроса? А ведь 2017 год в плане бюджетных ограничений гораздо лучше по сравнению с тем, что планируется в 2018–2019 годах.

Итак, бюджет «замороженный» и дефицитный. Бюджетный дефицит 2018 года в 1,3% по отношении к ВВП – это почти 1,3 трлн руб. Покрывать этот дефицит собираются прежде всего за счет средств Фонда национального благосостояния, из которого потребуется взять более 1,1 трлн руб. для реализации данной задачи.

Тем не менее, несмотря на всю жестокость бюджета, государственный долг будет расти: с 15,6% по отношению к ВВП в 2018 году до 16% в 2020 году. Если вспомнить, что еще в 2011 году этот показатель составлял менее 9%, то подобный рост госдолга не может не настораживать. Пока прогнозируемые на ближайшую бюджетную трехлетку показатели не представляют, казалось бы, никакой опасности, это вам не 60–80–100%. Но ведь важны динамика и условия, в которых формируется она. Динамика показателя госдолга к ВВП в последние годы однозначная – рост, несмотря на жесткие бюджетные ограничения.

Итак, расходы федерального бюджета сокращаются, хотя в номинальном выражении, может, кому-нибудь покажется, что они всего лишь замораживаются. Общая цифра, конечно, важна, но интересны и еще более важные детали, то есть, что происходит по отдельным направлениям расходов. 

Как сократить расходы

И в текущем 2017 году, и в 2018 году резко сокращаются расходы на национальную оборону: с удельных 23% в суммарных расходах бюджета в 2016 году до 18,3% в 2017 году и до 16,8% в 2018 году. С одной стороны, это позитивный момент, потому что производительными такие расходы трудно назвать. С другой стороны, понятно, что для работников оборонной отрасли и для Вооруженных Сил это будет достаточно болезненно. В особенности непросто будет тем, кто ведет прикладные исследования в области национальной обороны, потому что соответствующие расходы должны в 2018 году буквально обвалиться на 19% (на 66,8 млрд руб.) по сравнению с 2017 годом.

Но, может быть, тогда столь же резко, но только в сторону увеличения вырастут расходы на здравоохранение и образование, другие социальные траты? Смотрим: расходы на образование растут с 3,6% от ВВП в 2017 году до 4% в 2018–2019 годах, а затем вновь снижаются до 3,9%. На здравоохранение – опять же рост с 2,3% в 2017 г??? оду до 2,8% в 2018 году, со снижением до 2,6% в 2019 году. Расходы на социальную политику снижаются: с 30,2% в 2017 году до 28,5% в 2018 году, затем подрастают до 29% в 2019 году.

Что с расходами на национальную экономику? Может, экономия на национальную оборону перешла в плюс для национальной экономики? Да, есть небольшой рост доли расходов на национальную экономику в суммарных расходах: с 14,2% в 2017 году до 14,5% в 2018–2019 годах, потом опять снижение до 14,2% в 2020 году.

Если же посмотреть на бюджетные инвестиции за счет средств федерального бюджета (в рамках ФЦП и непрограммной части ФАИП), то расходы по разделу «Национальная экономика» снижаются с 799,7 млрд руб. в 2017 году до 667,4 млрд руб. в 2018 году, 563,4 млрд руб. в 2019 году и 532,1 млрд руб. в 2020 году.

Таким образом, снижение доли расходов на оборону фактически не приводит к соответствующему росту ни социальных расходов, ни трат на образование и здравоохранение, ни расходов на национальную экономику. Вот и получается, что общие расходы заморозили в основном за счет оборонных трат. Сделали, казалось бы, все очень правильно. Хотя, безусловно, не надо было изначально раздувать эти расходы, чтобы не было потом необходимости мучительно сокращаться.

«Замороженный» бюджет на ближайшую трехлетку может иметь весьма неприятные долгосрочные последствия. В 2017 году экономика перешла к экономическому росту. Да, он весьма неустойчивый, качество его оставляет желать лучшего, но все-таки экономика стала расти. И в такой момент очень важно использовать возможности федерального бюджета именно для стимулирования экономического роста. Пусть показатель дефицита бюджета был бы несколько большим, сейчас не это важно. Важно то, что начавшийся экономический рост должен быть поддержан. Но такого, как мы видим на примере проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, не происходит. Причем не происходит ни в краткосрочной перспективе (здесь большое значение имеют траты на национальную экономику), ни в долгосрочном плане (расходы на образование и здравоохранение).

Экономике в настоящее время трудно расти, так как санкционное противостояние усиливается, по-прежнему нет уверенности в стабильном росте мировой экономики, мировые цены на нефть в обозримой перспективе даже не приблизятся к уровням в $100 за баррель, которые мы видели еще несколько лет назад.

В таких условиях важность федерального бюджета для стимулирования экономического роста повышается. Увы, бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов здесь не помощник. Но тогда не надо будет удивляться, что мы получим не только «замороженный» бюджет, но и экономически «замороженный» рост. Или об экономическом росте придется говорить уже в другой терминологии. «Отмороженный»? Будем надеться, что нет. Выводы сделаем, уроки выучим.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться