Частный корабль идет к МКС

Цифровые финансы 23 Май 2012, 23:56
Частный корабль идет к МКС

22 мая 2012 года компания SpaceX со второй попытки провела запуск ракеты «Фалькон» с грузовиком «Дракон» на Международную космическую станцию. Первый запуск был прерван из-за технических неполадок: менее чем за секунду до старта бортовой компьютер зафиксировал превышение давления в одном из двигателей. Инженеры выявили неполадку. Оказался неисправным один из запорных клапанов, и его заменили на новый.

При успешном завершении полетных задач компания официально станет  первой в истории фирмой, запустившей к МКС космический корабль. До этого частники не могли себе позволить такие дорогостоящие миссии, полеты осуществлялись силами финансируемых государством таких агентств, как НАСА или ЕКА.

Целью миссии является доставка еды и оборудования на орбитальную космическую станцию, но у нее есть и другое значение. Этот полет призван наглядно продемонстрировать изменения в космической стратегии США. НАСА рассчитывает, что частные компании возьмут на себя заботу о быте на МКС, при этом высвободив время и деньги для более долгосрочных и сложных проектов.

НАСА помогает SpaceX и Orbital в разработке их собственных ракет и отделяемых космических аппаратов-капсул. Когда они будут доведены до необходимых стандартов, программа грузовых поставок на МКС сможет работать на полную мощность.

После закрытия программы полетов американских шаттлов у Америки не осталось кораблей, на которых можно отправить людей в космос. Сейчас США приходится покупать для своих астронавтов проезд на российском корабле «Союз» по цене в $60 млн за человека.

Представители компании SpaceX заявляют, что к 2015 году смогут запускать людей на орбиту по цене в $20 млн за место. В связи с этим от успеха этого полета зависит, как новая стратегия НАСА будет воспринята обществом, а также правительством США.

Многие члены американского конгресса не спешат делать оптимистические выводы относительно перспектив частного сектора в космической отрасли. Так, руководитель департамента НАСА по коммерческим космическим полетам Фил Макалистер — Phil McAlister отметил, что в НАСА разумным ориентиром на первый коммерческий пилотируемый полет к МКС считают 2017 год.

Некоторые СМИ и эксперты поспешили объявить, что этот запуск «кладет конец монополии России в космосе» и даже «наносит удар по космическому престижу России». Подобные взгляды разделяют далеко не все…

Член-корреспондент Российской академии космонавтики Юрий Караш призывает не спешить: «Давайте дождемся момента, когда „Дракон“ пристыкуется к МКС, когда на борт станции перенесут доставленные грузы и корабль успешно отстыкуется. Вот тогда можно будет сказать, что начался обратный отсчет времени господства российского „Союза“, доставляющего сейчас космонавтов на орбиту".

По его словам, для того чтобы в космос отправился пилотируемый вариант „Дракона“, нужно еще очень много и напряженно работать. Хотя заявка, которую сделала компания SpaceX, по его мнению, очень серьезная.

"SpaceX, конечно, может стать серьезным конкурентом Роскосмоса. Но есть и положительный момент. Доставка грузов и особенно людей на борт станции — это огромная ответственность. Если что-то у „Союза“ пойдет не так, получается, что даже вернуть людей со станции будет невозможно. В этом контексте появление второй — резервной системы доставки в космос — это хорошо.

На мой взгляд, частная космическая отрасль в США имеет большие перспективы. Люди с огромными капиталами вкладывают свои — я подчеркиваю, свои личные средства в развитие авиакосмической отрасли. А вот российские олигархи это делать вряд ли будут. Так что, когда доведут до ума ракетоноситель „Ангара“ или создадут новый отечественный пилотируемый космический корабль, неизвестно», – говорит Караш.

А вот как прокомментировал заявления SpaceX историк космонавтики полковник В. В. Будыка: «Слова одной из песен В.Высоцкого "Все не так уж сумрачно вблизи…" вполне применимы и к этому случаю. Что, собственно говоря, произошло?  Частная компания, в значительной степени финансируемая НАСА, создала космический корабль и запустила его с космодрома НАСА. До этого другие частные компании строили космические корабли на деньги НАСА, а последняя сама их запускала со своего космодрома. Отличие здесь, следовательно, лишь в том, кто выполнял запуск. Откуда возьмется в этом случае гигантская экономия  в будущем, совершенно пока неясно.

Обещанная стоимость пилотируемого запуска в $20 млн  вместо $60 млн у России пока всего лишь слова, ничем не подтвержденные. Реальная стоимость единственного состоявшегося запуска, насколько известно, не обнародована и сравнивать пока нечего.   

И об ударе по космическому престижу России говорить пока рано. Обратимся к статистике. По данным агентства космического страхования http://www.space-ins.ru, в 2011 году Россия выполнила 32 космических старта, из которых 4 было неудачных. 19 запусков с одной неудачей пришлись на долю Китая, 18 (также с одной неудачей) — на долю США. Может ли нынешний, не до конца завершенный, кстати, полет (стыковка ведь еще не состоялась) как-то подорвать российские позиции? Не более, чем выпуск новой модели «Запорожца» позиции, скажем, Хонды или Мазды.   

До 2017 года, когда эксперты реально ожидают запуска «Dragon» в пилотируемом варианте, еще пять лет. Эти пять лет российская космонавтика, несмотря на тяжелую полосу, в которой она сейчас находится, на месте стоять не будет. И я уверен, что «первый звонок» — обсуждаемый запуск, будет ею услышан и оценен. Вот тогда, по осени, и будем считать цыплят.»

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться