На задворках токенизации

Перспективы регулирования криптоактивов.
Цифровые финансы / Антон Лосев 12 Мар 2018, 13:09
На задворках токенизации

Цифровизация проникает во все новые сегменты экономики, вытесняя классические технологии. В погоне за удешевлением, удобством и скоростью транзакций с активами постепенно уходит материальный носитель подтверждения права собственности на них. О последних тенденциях и перспективах нормативно-правового регулирования токенизации активов специально для «Финансовой газеты» рассказывает заместитель руководителя Департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Антон Лосев.

Еще десять лет назад сделки без физического перемещения актива (с недвижимостью, ценными бумагами и т. д.) осуществлялись через классические реестры и базы данных. Но в последние пять лет появились технологии токенизации. Они направлены на создание цифровых юридически значимых представлений активов для простого и надежного совершения сделок.

Особенно востребована токенизация нематериальных активов, требующих лишь подтверждения права собственности: товарные знаки, квоты на выбросы и пр. Находит она применение и в сделках с предметами с уникальными характеристиками, не имеющими конечного товара для сопоставления, например, подержанными машинами. Но и другие активы – как деньги, акции, производные финансовые инструменты, недвижимость, складские документы или драгоценные металлы – получили свое цифровое представление. Криптовалюты – частный случай токенизации активов, и в нынешнем своем виде они являются основным препятствием к легализации и нормативно-правовому регулированию этой технологии в целом.

В РФ для этого потребуются поправки в Гражданский кодекс, законы «О национальной платежной системе», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг». При этом необходимо будет определить токен в качестве платежного средства с набором признаков фиатных валют и обязательствами эмитента.

В настоящее время ни одна юрисдикция на законодательном уровне не описывает полностью весь набор таких признаков. Но де-факто токены обладают большинством из них и имеют преимущества перед фиатными валютами. Токенизация позволяет передавать активы от одного владельца к другому без участия посредников путем занесения записей транзакций в цепочку последовательных блоков. Снижение рисков за счет прозрачности истории, автономное выполнение условий сделки и ее моментальное заключение позволяют токенам повысить ликвидность актива и выступать в качестве обеспечения других сделок наравне с ценными бумагами.

Технология позволяет повысить ликвидность товара путем подтверждения его потребительских характеристик третьей стороной, что позволяет увеличить стоимость и сократить срок продажи. Токенизация помогает преодолеть ряд препятствий для увеличения ликвидности: большое количество собственников актива или отдельных его частей, отсутствие стандартизированного продукта для оценки, равно как и возможности менять один актив на другой, невозможность его использования в качестве средства платежа, а также сложности с подтверждением истории владения и высокие затраты на оформление сделок.

Криптоактивы ждут закона

Для повсеместного внедрения блокчейн-технологий необходимо нормативно-правовое регулирование нового класса инструментов – криптоактивов. Одной из существующих проблем в токенизации является отсутствие юридически значимых документов, подтверждающих покупку актива, для постановки его на баланс владельца. Традиционные инвестиционные фонды видят здесь определенные риски и одновременно – новые возможности при инвестировании в такие активы, как, например, недвижимость или произведения искусства.

При сделках с криптоактивами необходимо выделять риски юридической значимости цифрового представления активов, двойной траты и несанкционированного доступа к ключам. Они зависят не только от платформы, на которой осуществляется сделка, но и от компетенций по осуществлению транзакций.

Изменение законодательства в части депозитарной деятельности позволит вывести в правовое поле кастодиана криптоактивов–межотраслевое решение с использованием технологий блокчейн. Он выполняет идентификацию владельцев кошельков, хранение секретных ключей шифрования, оценку цифровых активов на основе рыночных данных. Все заинтересованные стороны без раскрытия клиентской базы смогут иметь прямой доступ к криптоактиву, возможность инициировать сделки и получать информацию об активах, минуя посредников.

Механизм взаимодействия с кастодианом криптоактивов такой же, как и с обычным депозитарием: банк или фонд заключают договор на право хранения. С момента регистрации и до закрытия счета клиента все ключи доступа хранятся в депозитарии, что позволит регуляторам осуществлять контроль денежных потоков и снять основные препятствия для легализации токенизации. Клиент получит за свой криптоактив обычную депозитарную расписку – юридически значимый документ, который может поставить на баланс. Технология блокчейн соответствует международному стандарту ISO 20022 обмена электронными сообщениями между финансовыми организациями, что позволяет внедрить информационный обмен между депозитарием и клиентом в существующую инфраструктуру. Изменение законодательства позволит клиентам хранить криптоактивы и видеть их на своем балансе таким же образом, как классические активы.

Белорусская легализация токена

Интересный опыт изменения законодательного поля недавно предоставила Беларусь. Учитывая то, что наше экономическое пространство интегрировано гораздо глубже, чем с другими странами Евразийского союза, он может быть полезен и для России.

21 декабря прошлого года принят Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики». Он легализует криптовалюты и ICO не только в самой республике, но и на территории Союзного государства России и Беларуси. Парк высоких технологий Республики Беларусь, срок действия специального правового режима которого был продлен Декретом, стал своего рода офшором для российских участников.

Положения декрета «О развитии цифровой экономики» включают в себя расширение списка направлений деятельности компаний-резидентов. Теперь ими могут стать разработчики решений на основе блокчейна, систем машинного обучения на основе искусственных нейронных сетей, беспилотного транспорта, программного обеспечения, а также медицинские и биотехнологические компании.

Декрет снимает для них ограничения на операции с электронными деньгами, разрешает открытие счетов в иностранных банках без получения разрешения белорусского Нацбанка. Введение для резидентов парка отдельных институтов английского права позволит заключать опционные договоры, соглашения о неконкуренции с работниками и другие распространенные в международной практике документы. Это направлено на упрощение структурирования сделок с иностранным капиталом.

В Беларуси создана правовая основа для оборота токенов, чтобы резиденты парка могли оказывать услуги криптобирж и обменников, а также привлекать финансирование путем ICO. За юрлицами декрет закрепляет права создавать и размещать токены, осуществлять операции через биржи, физическим лицам дает право заниматься майнингом, владеть токенами, приобретать и отчуждать их за белорусские рубли, иностранную валюту и электронные деньги, а также завещать. До 1 января 2023 года из налогооблагаемой базы исключается выручка и прибыль от операций с токенами. Для физлиц приобретение и продажа токенов не считается предпринимательской деятельностью, а токены и доходы от операций с ними не подлежат декларированию. Особенностью регулирования является то, что все операции должны будут осуществляться через резидентов парка.

Льготный криптовалютный контроль

Для таких компаний вводится уведомительный порядок проведения валютных операций, отменяется обязательная письменная форма внешнеторговых сделок, вводится подтверждение проведенных операций первичными документами, составленными в одностороннем порядке. Льготы включают отмену налога на прибыль (применяется взнос в 1% от валовой выручки в пользу администрации парка), снижение ставки подоходного налога до 9% и расчет взносов в Фонд социальной защиты населения по среднему по стране, а не фактическому показателю заработной платы.

Иностранные компании, оказывающие маркетинговые, рекламные, консультационные и иные услуги резидентам, декрет освобождает от налога на добавленную стоимость и на доходы, что поможет продвигать белорусские IT-продукты за рубежом. Иностранные компании освобождают и от налога на доходы от отчуждения долей в уставном капитале и паев в имуществе резидентов парка. Упрощена процедура найма квалифицированных зарубежных специалистов.

Обеспокоенность со стороны России могут вызвать упрощение валютных операций, снижение налогового и финансового контроля, легализация оборота криптовалют, а также технологий их обращения и распространения. Создаются предпосылки экспансии иностранных IT-продуктов и технологий на российский рынок. Может возникнуть угроза создания каналов финансирования террористических организаций, отмывания денежных средств и уклонения от уплаты налогов.

Но наряду с негативными сценариями, присутствуют и позитивные. Субъектам российской IT-индустрии предоставляется возможность развития собственных проектов в благоприятной среде. Территориальное ограничение действия декрета рамками Парка высоких технологий перекладывает на госорганы Беларуси риски либерализации законодательства. Для субъектов же российской экономики открывается возможность участия в обкатке инновационных технологий на территории государства, имеющего похожее законодательство, систему госуправления и экономику.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться