Новая модернизация

Сценарии и прогнозы 05 Июн 2012, 11:56
Новая модернизация

Новая позиция и новые перспективы, открывающиеся перед Игорем Сечиным, только на первый взгляд не имеют отношения к новому правительству. Да, теперь Сечин в него не входит. Но президентский указ от 22 мая, весьма своеобразно трактующий приватизацию в нефтяной промышленности, при которой бюджет мало того что ничего не получает, а даже наоборот, «Роснефтегаз» «инвестирует в приватизацию» «Роснефти», то, что давно должно быть в бюджете, — речь идет о дивидендах, причитающихся государству по акциям «Роснефти» и «Газпрома», открывает новую главу российской нефтяной отрасли. Это переход от административного контроля к контролю экономическому, но все равно государственному.

Это принципиально другой вид модернизации. Когда о ней применительно к экономике говорил Дмитрий Медведев, то имел в виду снижение доли государства в экономике. Указ же Путина нацелен на то, чтобы сделать госконтроль эффективнее или во всяком случае полнее. Одно дело представлять информацию на стол чиновнику по его запросам и совсем другое дело, когда весь экономический контроль над компаниями сосредоточен в холдинге, владеющем их контрольными пакетами.

Вот такая теперь модернизация.

Есть, конечно, и человеческий фактор. Что полный и на этот раз экономический контроль сначала за государственными нефтяными компаниями, а потом, возможно, не только над ними — недаром муссировалась информация о том, что госхолдинг может распространить свой контроль и на частный «Сургутнефтегаз», требует соответствующего рулевого, — это понятно. Точно так же, как и то, что никто лучше Игоря Сечина ни по близости к Владимиру Путину, ни по политическому и административному весу, ни по опыту, уже накопленному в ходе курирования ТЭКа, на эту роль не подходит.

А как же приватизация? Применительно к нефтяным компаниям она подождет. Именно на этом с самого начала настаивал Сечин. Во власти у него были оппоненты. Эльвира Набиуллина возражала против затягивания приватизации в ТЭКе и в нефтяной отрасли в особенности. Теперь ее в правительстве нет. Говорят, она не согласилась остаться даже на посту вице-премьера, ответственного за социальные вопросы. Может быть, в частности, потому, что видела: приватизация пойдет совсем не по тому пути, по какому она рассчитывала. Возражал и Аркадий Дворкович. Он громко заявлял, что все должно идти так, как и было предусмотрено президентом Медведевым. Вышло так, как написано в указе, подписанном президентом Путиным. А из него можно сделать вывод, что в 2015 году, когда истечет время инвестиций «Роснефтегаза», может быть и состоится поворот к нормальной приватизации, приватизация распространится на госкомпании, но не на госхолдинг «Роснефтегаз», который и в новых условиях сохранит всю полноту контроля.

Но Дворкович в правительстве. В ранге вице-премьера он курирует отрасли реальной экономики и никак не комментирует указ, который содержит мощнейший потенциал фактического вывода контроля за развитием нефтяной отрасли в госхолдинг, полномочий у которого будет побольше, чем у правительства и Дворковича. Не стоит, наверное, напоминать, что речь идет о сердцевине российской экономики.

Итак, первая тайна нового кабинета — он может уступить значительную часть контроля за развитием нефтяной отрасли реанимированному холдингу «Роснефтегаз». Если к этому добавить, что свои проблемы «Газпром» зачастую решает напрямую с президентом, получается, что правительство слезло с углеводородной иглы. Но это вряд ли большое достижение, поскольку экономика все больше от этой иглы зависит.

Вторая тайна кабинета — принципиально новый расклад сил в его экономическом блоке. Всегда было так, что при всем разнообразии лиц и позиций в правительстве в целом в его экономическом блоке собирались единомышленники, традиционно придерживавшиеся более правых (либеральных) взглядов по сравнению с обществом в целом и парламентом. Теперь все по-другому.

С передачей структур, отвечающих за гособоронзаказ, от Мин­обороны военно-промышленной комиссии правительства активным участником экономического блока становится вице-премьер Дмитрий Рогозин. Об этом свидетельствует как объем проходящих через него бюджетных денег, так и то, что на оборонно-промышленный комплекс возложена задача быть мотором модернизации всей экономики.

Стоит ли говорить о том, что трудно найти чиновников со столь различными взглядами на развитие экономики, как Рогозин и министр финансов Антон Силуанов. Численный перевес вроде за «либералами», к которым можно отнести помимо Силуанова и Игоря Шувалова, и Аркадия Дворковича, но Рогозин в состоянии позаботиться о том, чтобы споры сотрясали экономический блок. Тем более, что у него есть мощный союзник — Владислав Сурков, который отвечает за инновации без погон и к тому же руководит правительственным аппаратом. Так что даже в экономическом блоке дух единой команды может выветриться.

А вероятность новой волны мирового кризиса растет.

Николай Вардуль

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться