ТОП-10 25 Ноя 2011, 13:17
В ружье!

Объем финансирования гособоронзаказа в России в 2012 году может составить 1,769 триллиона рублей, в 2013 году расходы вырастут до 2,236 триллиона рублей, в 2014 году — до 2,625 триллиона рублей, сообщил вице-премьер Сергей Иванов на заседании военно-промышленной правительственной комиссии.

«Проект уже сформирован, и он исходит из установленных федеральным бюджетом параметров, а также учитывает привлекаемые организациями ОПК средства под государственные гарантии», — уточнил вице-премьер.

Рост военных и военно-промышленных расходов — активно обсуждаемая и политиками, и экспертами тема. Известны подсчеты, из которых следует, что за 2009–2014 годы доля госрасходов только на национальную оборону вырастет практически в полтора раза — с 12,3 до 18,8%. И это будет только первая оборонная пятилетка, расходы будут только нарастать, их общий объем до 2020 года должен увеличиться на 23 трлн рублей.

Если с задачей удвоения ВВП российская экономика справилась (есть мнение, что так и не сперавилась) за 10–12 лет, то с удвоением военных расходов справится гораздо быстрее.

Обычно в качестве обоснования такого вооруженного спурта приводятся помимо геполитических и экономические аргументы. Но любопытно для начала сравнить рост военных расходов с сокращением расходов по статье «национальная экономика». За ту же пятилетку 2009–2014 годов их доля в бюджете упала с 17,1 до 11,3%. Если даже согласиться с тем, что гособоронзаказ — это форма поддержки отечественной промышленности, то на фоне падения расходов, идущих на национальную экономику, перекос очевиден. Куда он ведет?

Что именно оборонка проложит российской экономике дорогу к светлому, а тем более модернизационному будущему верится с трудом. Точнее, совсем не верится.

Во-первых, потому что есть опыт СССР. Он рухнул не в последнюю очередь из-за того, что экономика не вытянула гонку вооружений.

Во-вторых, эффективность военных расходов в СССР и в России — две вещи несовместные. Об этом говорят масштабы российских гособоронскандалов, космических провалов, и генеральской коррупции. Трудно не согласиться с замруководителя Счетной палаты Валерием Гореглядом, который со знанием дела называет гособоронзаказ одной из самых непрозрачных зон российской экономики.

В-третьих, рост военной экономики — это рост государственной экономики. И это при том, что, по признаню первых лиц государства его, государства, доля в экономике нуждается в сокракщении. Не из идеологических постулатов, а из соображений уже упомянутой экономической эффективности.

Госэкономика — это, как правило, монополизированная экономика. Монополии же по определению не заинтересованы в ускорении модернизации.

Здесь есть и еще один риск. Неминуемое наведение порядка в сфере оборонного комплекса силами спецслужб усилит и их роль в экономике. Частному же бизнесу, о чем неоднократно заявляли в РСПП и других общественных бизнес-объединениях нужна прямо противоположная динамика.

Вот и получается, что на танке или на баллистической ракете до модернизации, увы, не добраться.

Николай Вардуль

доля расходов федерального бюджета по разделам.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться