RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

15 ноября 2017 года в Москве состоялся XI Ежегодный форум «Будущее страхового рынка»,

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Поиск новых механизмов экономического развития и новых финансовых инструментов, создание

Есть деньги на пенсии?

Госдума приняла поправки в бюджет ПФР

Автомобили вновь пользуются спросом

Сентябрь стал месяцем сбора урожая не только для сельских жителей, но и для дилерских

Сто лет одиночества

Исполнилось сто лет тому, что десятки лет называли Великой Октябрьской социалистической

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

14 ноября 2017 года состоялось выступление генерального директора ГК «Результат» Гончарова

OPPO выпустила смартфон F5 из серии  Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

OPPO выпустила смартфон F5 из серии Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

Ведущая глобальная технологическая компания OPPO представила в России свой первый

Российские компании знают, как построить "умные" города

В Барселоне проходит Международный форум Smart City Expo World Congress 2017. Это одно из

«Галс-Девелопмент»: вторая очередь ЖК «Наследие» введена в эксплуатацию

«Жилой квартал «Наследие» – один из самых успешных проектов компании «Галс-Девелопмент»,

Физлиц не пустят на криптобиржи

Возобладал подход ЦБ к регулированию крипторынка

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

Ценная старина

Рынок антиквариата – одно из самых закрытых и непубличных пространств в России. Далеко не все

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Финансовые рынки   16.10.2017 17:21:00

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

Как заморозить расходы 

«Замороженным» (не путать с «отмороженным»!) проект федерального бюджета получился, видимо, потому, что именно таковыми фактически оказались его расходы.

В 2018 году расходы федерального бюджета должны составить 16,5 трлн руб., что на 200 млрд руб. меньше по сравнению с утвержденными расходами на 2017 год (по закону № 415-ФЗ с учетом изменений). Но ожидаемое исполнение закона о федеральном бюджете на 2017 год может и вовсе превысить 17 трлн руб., что означает резкое сокращение расходной части бюджета в 2018 году.

В 2019 году такое сокращение расходов в номинальном выражении продолжится до 16,4 трлн руб. Только в 2020 году планируемые расходы федерального бюджета могут вырасти и составить 17,2 трлн руб. В процентном отношении к ВВП плановые расходы федерального бюджета должны снизиться с 18,1% в 2017 году до 17% (2018 год), 15,9% (2019 год) и 15,6% (2020 год).

Неудивительно, что реализация столь жесткой бюджетной политики должна привести к снижению дефицита бюджета с 2,2% в 2017 году до 0,8% в 2020 году.

Чем обосновано столь значительное снижение расходов? Ведь примечательно, что расходы снижаются даже в 2018 году по сравнению с 2017 годом. То есть, несмотря на будущие президентские выборы, расходы все равно будут урезаться. Причем важно иметь в виду, что не в номинальном, а в реальном выражении снижение расходов будет еще более значительным (примерно на 5%, если сравнивать 2019 год с 2018 годом).

Собственно говоря, наши финансовые власти еще в 2016 году, когда, как мы понимаем, и было фактически принято решение о замораживании расходов на 2017–2019 годы, обосновывали такой подход тем, что через уменьшение доли государственных расходов в процентном отношении к ВВП и дефицита бюджета будут созданы условия для роста частного спроса. Надо сказать, что это достаточно спорное предположение.

Несомненно, госрасходы раздувать не надо, дефицит бюджета необходимо снижать, но все-таки все хорошо в меру. То есть предполагается, что частному бизнесу просто деваться будет некуда в условиях урезанного бюджета, поэтому частный спрос будет увеличиваться. Хорошо, если бы было так. Но создаются ли для этого финансовые условия? Пытаясь ответить на данный вопрос, посмотрим на то, что у нас сегодня происходит с таким показателем, как сальдированный финансовый результат деятельности организаций (прибыль минус убытки): он снизился в январе-июле 2017 года на 6,7% по сравнению с январем-июлем 2016 года. Это такие у нас формируются условия для частного спроса? А ведь 2017 год в плане бюджетных ограничений гораздо лучше по сравнению с тем, что планируется в 2018–2019 годах.

Итак, бюджет «замороженный» и дефицитный. Бюджетный дефицит 2018 года в 1,3% по отношении к ВВП – это почти 1,3 трлн руб. Покрывать этот дефицит собираются прежде всего за счет средств Фонда национального благосостояния, из которого потребуется взять более 1,1 трлн руб. для реализации данной задачи.

Тем не менее, несмотря на всю жестокость бюджета, государственный долг будет расти: с 15,6% по отношению к ВВП в 2018 году до 16% в 2020 году. Если вспомнить, что еще в 2011 году этот показатель составлял менее 9%, то подобный рост госдолга не может не настораживать. Пока прогнозируемые на ближайшую бюджетную трехлетку показатели не представляют, казалось бы, никакой опасности, это вам не 60–80–100%. Но ведь важны динамика и условия, в которых формируется она. Динамика показателя госдолга к ВВП в последние годы однозначная – рост, несмотря на жесткие бюджетные ограничения.

Итак, расходы федерального бюджета сокращаются, хотя в номинальном выражении, может, кому-нибудь покажется, что они всего лишь замораживаются. Общая цифра, конечно, важна, но интересны и еще более важные детали, то есть, что происходит по отдельным направлениям расходов. 

Как сократить расходы 

И в текущем 2017 году, и в 2018 году резко сокращаются расходы на национальную оборону: с удельных 23% в суммарных расходах бюджета в 2016 году до 18,3% в 2017 году и до 16,8% в 2018 году. С одной стороны, это позитивный момент, потому что производительными такие расходы трудно назвать. С другой стороны, понятно, что для работников оборонной отрасли и для Вооруженных Сил это будет достаточно болезненно. В особенности непросто будет тем, кто ведет прикладные исследования в области национальной обороны, потому что соответствующие расходы должны в 2018 году буквально обвалиться на 19% (на 66,8 млрд руб.) по сравнению с 2017 годом.

Но, может быть, тогда столь же резко, но только в сторону увеличения вырастут расходы на здравоохранение и образование, другие социальные траты? Смотрим: расходы на образование растут с 3,6% от ВВП в 2017 году до 4% в 2018–2019 годах, а затем вновь снижаются до 3,9%. На здравоохранение – опять же рост с 2,3% в 2017 г??? оду до 2,8% в 2018 году, со снижением до 2,6% в 2019 году. Расходы на социальную политику снижаются: с 30,2% в 2017 году до 28,5% в 2018 году, затем подрастают до 29% в 2019 году.

Что с расходами на национальную экономику? Может, экономия на национальную оборону перешла в плюс для национальной экономики? Да, есть небольшой рост доли расходов на национальную экономику в суммарных расходах: с 14,2% в 2017 году до 14,5% в 2018–2019 годах, потом опять снижение до 14,2% в 2020 году.

Если же посмотреть на бюджетные инвестиции за счет средств федерального бюджета (в рамках ФЦП и непрограммной части ФАИП), то расходы по разделу «Национальная экономика» снижаются с 799,7 млрд руб. в 2017 году до 667,4 млрд руб. в 2018 году, 563,4 млрд руб. в 2019 году и 532,1 млрд руб. в 2020 году.

Таким образом, снижение доли расходов на оборону фактически не приводит к соответствующему росту ни социальных расходов, ни трат на образование и здравоохранение, ни расходов на национальную экономику. Вот и получается, что общие расходы заморозили в основном за счет оборонных трат. Сделали, казалось бы, все очень правильно. Хотя, безусловно, не надо было изначально раздувать эти расходы, чтобы не было потом необходимости мучительно сокращаться.

«Замороженный» бюджет на ближайшую трехлетку может иметь весьма неприятные долгосрочные последствия. В 2017 году экономика перешла к экономическому росту. Да, он весьма неустойчивый, качество его оставляет желать лучшего, но все-таки экономика стала расти. И в такой момент очень важно использовать возможности федерального бюджета именно для стимулирования экономического роста. Пусть показатель дефицита бюджета был бы несколько большим, сейчас не это важно. Важно то, что начавшийся экономический рост должен быть поддержан. Но такого, как мы видим на примере проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, не происходит. Причем не происходит ни в краткосрочной перспективе (здесь большое значение имеют траты на национальную экономику), ни в долгосрочном плане (расходы на образование и здравоохранение).

Экономике в настоящее время трудно расти, так как санкционное противостояние усиливается, по-прежнему нет уверенности в стабильном росте мировой экономики, мировые цены на нефть в обозримой перспективе даже не приблизятся к уровням в $100 за баррель, которые мы видели еще несколько лет назад.

В таких условиях важность федерального бюджета для стимулирования экономического роста повышается. Увы, бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов здесь не помощник. Но тогда не надо будет удивляться, что мы получим не только «замороженный» бюджет, но и экономически «замороженный» рост. Или об экономическом росте придется говорить уже в другой терминологии. «Отмороженный»? Будем надеться, что нет. Выводы сделаем, уроки выучим.

Игорь Николаев директор Института стратегического анализа ФБК 

Финансовые рынки   16.10.2017 17:21:00   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.