Серая экономика

Как уживаются социальное государство и уклонение от налогов

Инвестиции на паузе

Инвестиции на паузе

Когда начнется приток?

Сын за отца отвечает

Новации от Минфина

Генпрокуратура против ЦБ

Конфликт вокруг банка «Югра»

Приоритетный экспорт

Определены приоритетные для экспорта отрасли

Падение «Югры»

Продолжается ползучий кризис российской банковской системы

Великий русский файервол

Великий русский файервол

Блогосфера в шоке

Сименс держит лицо

Концерн пострадал от санкций

Задорнов комментирует ситуацию вокруг «Югры»

Решение о выплатах принимали в ночи

Еще минус одна лицензия

Все банки попадаются на одном

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши

Как библиотека может стать банком

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

ТЭК   27.02.2012 11:01:37

Бензиновый омут

Бензиновый омут

ИТАР—ТАСС

В марте состоятся не только президентские выборы, но и начнется весенний сев. Поэтому ограничение цен на топливо, которым озаботилось правительство, получается двойного назначения. Цены послушаются, но ненадолго. Особенно на фоне решения властей в декабре снизить экспортную пошлину на сырую нефть и дважды повысить акцизы на бензин в 2012 году.

Свой вывод «Финансовая газета» обосновывает расчетами по технологической цепочке — от добычи нефти (и уплаты соответствующих налогов) до ее экспорта в сыром виде (с уплатой пошлин) или переработки с последующим использованием в России или экспортом (с соответствующими налогами). Во второй половине 2012 года цены снова пойдут в рост.

Цены и налоги

15 февраля Минэнерго направило в ФАС и Минэкономразвития свою формулу цены на бензин. Если формула будет утверждена, в 2012 году максимальная надбавка на тонну продаваемого топлива будет равна 4,5 тыс. руб., что составит 3,5 руб. за литр бензина АИ-92 и 3,6 руб. за литр дизельного топлива.

Если учесть, что до этого правительство предложило заморозить оптовые цены на топливо, то налицо очередной виток кампании по борьбе с ростом цен. К сожалению, борются не в месте максимальной накрутки. К тому же одной рукой борются, другой – стимулируют.

Нефтяник добыл тонну нефти. У него есть выбор: отправить ее на экспорт (проблему «доступа к трубе» сейчас не обсуждаем; предположим, он есть) либо отправить ее на переработку на НПЗ, получить топливо и продать его на внутреннем рынке. Нефтяная компания будет делать то, что ей выгоднее.

В России практически нет независимых НПЗ – 95% принадлежат самим нефтяным компаниям. Это ВИНКи — вертикально-интегрированные компании. В свое время по такой модели было решено приватизировать нефтяную отрасль. Под идею, что богатые нефтяники инвестируют в модернизацию устаревших маломощных НПЗ. И те вместо низкокачественного топлива для танков начнут производить потребительский бензин, ГСМ для сельского хозяйства и авиационный керосин.

Кое-какая модернизация была проведена. Рынок автомобильного бензина в целом насыщен, хотя авиатопливо регулярно оказывается в дефиците. Идея ВИНКов реализовалась, хотя и не на 100%. По крайней мере, в обозримом будущем никто от нее не откажется, и можно принять за данность, что НПЗ находится в собственности того же холдинга, что и буровая.

Себестоимость тонны нефти сильно различается из-за региональных условий. От $2,5 до $14 за тонну. Больше $10 стоит нефть, добытая с морских буровых платформ. Львиная доля российской нефти имеет себестоимость добычи $7–8 за тонну. Или около $1 за баррель. Заметим, что себестоимость часто завышают, включая не только издержки добычи, но и расходы на очистку и даже частично прокачку.

Продается на экспорт эта нефть по сегодняшней цене $115 за баррель. Выручка нефтяника $839,5 за тонну. Но сверхприбыль обложена налогами. Основным является экспортная пошлина. С 1 декабря правительство ее снизило с 65 до 60%. Сейчас она оценивается в $490–500 за тонну. Пошлина рассчитывается на основании мониторинга средних цен Минфина, который публикует его по 15-м числам. Возьмем верхнюю границу $500 за тонну, поскольку цена на нефть сейчас растет, и средний показатель Минфина может оказаться и выше $115 за баррель.

Кроме того, нужно еще заплатить НДПИ по ставке 16,5%, или $138,5 за тонну нефти. Надо платить также за «доступ к трубе», который предоставляет государственная монополия Транснефть. Ее ставки сильно колеблются в зависимости от региона добычи. В целом, налоговая нагрузка и сопутствующие расходы компании, отправившей сырую нефть на экспорт, составляют около 80% выручки. То есть при цене $115 за баррель нефтяник получит прибыль около $23 за тонну добытой нефти. Запомним эту цифру.

Тайны отечественного производителя

Теперь предположим, что нефть отправлена на переработку для последующей продажи топлива на внутреннем рынке. Интересно одновременно считать в тоннах и в литрах. Как известно, бензин легче воды (его плотность 0,78). Нефть бывает разная, встречается и такая, что в воде тонет, плотность больше 1. А легкая (светлая) нефть имеет плотность 0,77. Впрочем, и то и другое – для России экзотика. Стандарт российской нефти имеет плотность 0,82–0,92. При расчетах условного топлива принимают среднюю плотность нефти 0,85. В тонне нефти 850 литров. Себестоимость нефти тогда получается $0,009 за литр.

Но на НПЗ она поставляется по 1600 руб. за тонну, или $53. Таким образом, нефтяная компания сразу получает прибыль в $53-$7=$46 за тонну. Но нужно платить налоги. Помимо обычной налоговой нагрузки в 40% нефтяники платят еще НДПИ 16,5%. У них остается примерно $20 за тонну нефти.

Дальше самое интересное. На производство тонны бензина требуется 2,15 тонны нефти. Или из 850 литров нефти получается 395 литров бензина. И этот бензин уходит с НПЗ по цене 16 тыс. руб. за тонну или 20,5 руб. за литр (в тонне бензина 780 литров). То есть цена готового продукта (бензина) превышает цену сырья ровно в десять раз.

Именно на НПЗ идет основная накрутка. Во-первых, процесс передела технологически сложен. Это действительно «большая химия». Оборудование до сих пор неэкономично: много ценного сырья вылетает в трубу. В прямом смысле сжигается, уходит в отходы. Такого соотношения цен сырье/продукт нет нигде в мире, кроме России. На европейских НПЗ этот коэффициент около 9; в США 8,5–9; в Японии 9,5. И это при гораздо больших затратах на экологию.

Но есть и вторая сторона этой медали: нежелание ВИНКов этот коэффициент снижать. При сложном, затратном производстве гораздо легче сэкономить на налогах. В частности, на налоге на прибыль. Нефтяные компании утверждают, что рентабельность НПЗ равна нулю, если они вообще не убыточны. Возможно, это правда. Но НПЗ были и остаются пасынками ВИНКов. Они их модернизируют, но на прибыльность выводить не хотят: тогда дополнительные налоги придется платить.

А тут еще и государство им «помогает»: именно высокую оптовую цену НПЗ оно и предложило заморозить в начале февраля. Заметим: не снизить, а зафиксировать.

Дальше все достаточно просто. Заправки иногда тоже входят в систему ВИНКов, но есть конкуренция со стороны независимых участников рынка. Покупая бензин по 16 тыс. руб. за тонну, АЗС заливают его в баки потребителям по 28 руб. за литр. Или по 22 тыс. руб. за тонну. Некоторые, правда, умудряются продавать по 35 руб. за литр или по 27 тыс. руб. за тонну. Предложенная Минэнерго формула, ограничивающая накрутка АЗС 4,5 тыс. руб. за тонну, направлена именно против них.

Допустим, она будет принята, и АЗС начнут продавать по 20,5 руб. за тонну или по 26,3 руб. за литр. Стоит ли потребителю радоваться? Несколько недель, видимо, да. Но не дольше, и вот почему.

Как было показано, чистая прибыль нефтяной компании от экспорта – $23 за тонну. А от внутренней переработки – около $20 за тонну в предположении, что рентабельность НПЗ нулевая (а так в отчетности!). То есть экспорт получается выгодней внутреннего рынка. Значит, погонят на экспорт.

Такое в России уже бывало — и каждый раз возникал дефицит топлива на внутреннем рынке. Причем первый удар принимали авиакомпании (авиационный керосин очень сложен в производстве), а затем и рядовые автомобилисты. И никакие ограничительные меры правительства не спасали: нефтяники все равно находили способ отправлять сырье на экспорт.

Существует реальный риск повторения бензинового кризиса и во втором полугодии 2012 года. Причем снижение экспортных пошлин на сырую нефть с 1 декабря его активно провоцирует. Если уж есть желание повернуть нефтяников лицом к внутреннему рынку, необходимо не замораживать цены административно, а держать налоговую нагрузку хотя бы на уровне равной выгодности.

Но государство в 2012 году запланировало два повышения акциза на бензин: в январе (состоялось) и в июле. С 1 июля ставка составит уже 7882 руб. за тонну. Если представить себе, что административными мерами стоимость бензина на заправках удерживается на нынешнем уровне, то налоговая нагрузка увеличится еще на 1,5%. А с января 2013-го ставка уже 9750 руб. за тонну. При таких раскладах не будет развивать ни НПЗ, ни собственную сеть АЗС: экспорт сырья выгоднее.

Иное дело, если мировые цены на нефть вдруг упадут. Тогда ситуация развернется. Но падать им, учитывая напряженность вокруг Ирана, просто не с чего. Однако похоже, что правительство хочет подстраховаться и на этот случай: внутренний акциз на бензин от мировых цен на нефть не зависит. Бюджет пополнится в любом случае. Вот только потребителя ждет либо дефицит топлива либо рост цен примерно на 10% в полугодие.

Инна Григорьева, Павел Чувиляев

ТЭК   27.02.2012 11:01:37   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.