ТОП 50 компаний: Подъемная сила прибыли

С конца ноября прошлого года индекс ММВБ, отражающий капитализацию крупнейших российских

Что будет с экономикой, если на выборах Президента РФ победит бизнес

Бизнес-омбудсмен и лидер партии Роста Борис Титов внезапно заявил о том, что в декабре

Резервы остаются

Резервы будут пополняться

Инвестировать в старость нужно сейчас

Проблема выплаты пенсий, их индексаций с каждым годом все острее и острее встает перед

Игра в переводного

До 31 декабря граждане имеют право подавать заявление на перевод в следующем году своих

Нефть резко подорожала

Последний раз нефть так дорого стоила в середине 2015 г

Нефтерубль и все-все-все

Нефтерубль и все-все-все

Нефтедобывающие страны в ходе непростых переговоров все-таки решили продлить соглашение

Дебют в декабре: Vivo выходит на российский рынок

Компания Vivo объявляет о выходе на российский рынок и представляет флагманские смартфоны

Ипотека процветает

Ипотечные ставки упади до исторического минимума

Инвестиции в золото поднялись до максимума

Политическая обстановка в мире подталкивает инвесторов к наращиванию доли защитных активов в

Самый роскошный рост

В этом году заметный доход принесли не только такие   традиционные виды инвестиций,

Фарфоровый агитатор и пропагандист

Фарфоровый агитатор и пропагандист

Советский фарфор, в отличие, например, от мейсенского, обычно не вызывает ассоциаций с чем-то

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Сколько стоит   27.11.2017 10:58:32

Фарфоровый агитатор и пропагандист

Рынок советского социалистического искусства

Фарфоровый агитатор и пропагандист

«Агитационный фарфор» уверенно дорожал на Западе и 1920-е годы, когда велся его официальный экспорт, и в 1990-е, когда его частным образом вывозили на зарубежные аукционы. А вот в самой России с определением цены дело обстояло сложнее.

И в советское время и позднее круг российских коллекционеров фарфора раннего РСФСР был крайне узок и слабо влиял на ситуацию на торгах. Большая часть «агитационного» фарфора вывозилась на Запад, поскольку за такие лоты там попросту давали больше. Но все же и в России он в целом дорожал, как из-за высокой зарубежной оценки, так и в связи с художественной уникальностью и малыми тиражами.

Однако позднее цены на него практически прекратили рост. И лишь относительно недавно внутренний спрос на агитационный фарфор начал вновь расти. На него повлияло появление на рынке новых специалистов, собирающих частные и корпоративные коллекции.

«Часто говорят, что на родине свое искусство особенно дорого. Но на самом деле мир маленький, и все возвращается на круги своя,  –  говорила главный эксперт Российского аукционного дома Светлана Честных в интервью «Голосу России». – Когда-то за рубежом гонялись за предметами советского искусства. Они были дорогими и в основном вывозились из страны. Теперь мы наблюдаем обратный процесс: приток ценностей идет в Россию. То, что в свое время попало за рубеж, покупается теперь на аукционах в Европе и Америке и привозится вновь в Россию. Искусство межнационально. Где на него смотреть – не столь важно. Главное, чтобы оно вообще было открыто». 

Революция в тарелке 

Ценность агитационного фарфора в первую очередь связана с его историей. После революции фарфоро-фаянсовые заводы оказались в тяжелом положении из-за отсутствия спроса и нехватки ресурсов. Единственным, кто смог удержать позиции, был Государственный (до революции – Императорский) фарфоровый завод. Его художники расписывали изделия (в основном посуду) лозунгами и символами социалистической эпохи.

Основной задачей таких изделий стала пропаганда нового образа жизни – отсюда и название «агитационный» фарфор. Среди авторов было много известных художников, таких как Казимир Малевич, Сергей Чехонин, Наталья Данько, Кузьма Петров-Водкин, Натан Альтман, Илья Чашник, Николай Суетин, Александра Щекотихина-Потоцкая. Так что сейчас покупатель платит еще и за имена авторов.

Художественным руководителем завода был Сергей Чехонин, ученик Репина, человек не только с российской, но и с мировой славой. Его работы, например, есть в Лувре. В РСФСР ему доверили разработку военных флагов и государственной печати РСФСР. В 1928 году он, впрочем, эмигрировал во Францию, но поначалу его, как и многих творческих людей того времени,  привлекала революционная эстетика.

Среди самых известных произведений завода бюсты Карла Маркса и Карла Либкнехта, а также рельеф, посвященный декабристам. Большая часть продукция была представлена посудой, в основном тарелками, которые расписывали цитатами Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Михаила Бакунина, Томаса Мора, Джона Рескина и других.

Первой живописной работой стало блюдо по рисунку Сергея Чехонина, созданное к октябрю 1918 года, на котором был нарисован герб РСФСР. Интересным элементом таких работ стало нанесение на посуду переделанных евангельских цитат по типу «Кто не работает, тот не ест» и «Царству рабочих и крестьян не будет конца». Если вначале фарфоровые тарелки расписывались по краям, то потом посуда стала сочетать изображения с текстом, как это было в ситуации с социалистическими плакатами.

Первые торги ими состоялись еще в начале 1920-х годов ради сбора средств для помощи голодающим. Экспорт продукции также оказался очень успешным. И уже в 1922 году агитационный фарфор был привезен на выставки Парижа, Берлина и Лондона. К 1926–1927 годам они удостоились многих высших наград. 

Аукционный держите шаг 

Формирование официальных коллекций фарфора 1918–1920-х годов началось в СССР в конце 1950-х годов. Важной вехой было издание каталога собрания Государственного музея керамики, которое включало в себя 174 произведения из раннего РСФСР. Но «агитационный» фарфор был уже признан  зарубежными коллекционерами, прочно обосновавшись на аукционах Sotheby’s и Christie’s.

После распада СССР в России произошел резкий взлет торгов антиквариатом, но к середине 1990-х наступило затишье. Позднее большая часть фарфоровой продукции стала продаваться в сезонных российских антикварных салонах, которые организовывал Экспо-парк. Многие частные собрания параллельно с этим оказались в ведении Государственного музея керамики, Третьяковской галереи и Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Но на торгах, например, Российского аукционного дома порой встречались очень представительные подборки агитационного фарфора.

Продолжает оставаться актуальной тема фальсификации. Самыми надежными в этом плане считаются тарелки на дореволюционных белых изделиях. На таком товаре должна присутствовать маркировка Императорского фарфорового завода (литеры «H-II», «A-II», «A-III») или знаки Временного правительства (двуглавый орел с цифрой 1917), которые после Октябрьской революции закрашивали новой маркой в виде перекрещенных серпа и молота.

Фальсификаторы, как правило, закрашивают маркировку простыми цветными геометрическими фигурами. Ситуацию усложняет двойная или тройная маркировки (сделанные в разное время) одного и того же изделия.

Также стоит помнить, что «агитационный» фарфор, созданный после середины 1920-х годов, резко падает в качестве, так как дореволюционная «база» закончились. Так что время создания изделия напрямую влияет на цену.

Самыми дорогими образцами на российском рынке считаются работы художников Государственного фарфорового завода. Но даже произведения малоизвестных авторов из более мелких Дмитровского, Волховского, Дулевского и Конаковского заводов могут стоит дорого в том случае, если они не имеют аналогов в известных музейных или частных коллекциях.

Редкость экземпляра нередко перевешивает художественные достоинства. Но при этом основу российского рынка составляют продажи мелкой пластики по демократичным ценам. И хотя рынок «агитационного» фарфора может считаться перспективным для инвестора, выходить на него стоит лишь в сотрудничестве со специалистом-искусствоведом.

Факт 

Фарфор относится к классу тонкокерамических изделий с белым, иногда искусственно окрашенным, просвечивающим керамическим материалом, который в зависимости от вида изготовляемой продукции покрывается или на покрывается прозрачной, а иногда и непрозрачной глухой глазурью. Основу фарфоровых изделий составляют тонкие смеси каолина, кварца, полевого шпата и огнеупорной глины. Твердый фарфор обжигается при 1370°C – 1410°C, хозяйственный –  при 1350°C–1320°C, а низкотемпературный –  при 1170°C–1250°C.

Есть два способа росписи фарфора: подглазурная и надглазурная. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся на неглазурованный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и плавно обжигается при температуре до 1350°C. Далее по глазурованной основе наносится надглазурная роспись и после она обжигается в муфельной печи при 780°C–850°C.

При надглазурном способе краска при обжиге вплавляется, уходя за тонкий слой глазури. При этом цветовая палитра становится богаче, так как краска начинает блестеть (если это не специальные декоративные матовые краски). Само покрытие не имеет шероховатостей и в дальнейшем лучше противостоят механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При покраске часто используют благородные металлы (золото, платина, серебро). 

Георгий Смирнов

Сколько стоит   27.11.2017 10:58:32   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.