Экономика России: умеренный темп роста

По оценке Всемирного банка, экономика России вернулась к росту, и по итогам 2017 года ее

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

11 октября 2017 года в Москве прошла II Международная конференция по защите прав потребителей

ОСТРАЯ КРЕДИТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В общем финансировании инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов по экспертным

Сбербанк развивает деловые связи России и Китая

Семь российских и китайских компаний провели переговоры о сотрудничестве на площадке

МВФ повысил прогноз ВВП

Рост ВВП РФ будет значительно отставать от роста мировой экономики

Роуминг будет до нового года

ФАС пригрозил операторам мерами воздействия

Либерализация ОСАГО

Госрегулирование планируется отменить в 2020 г

Митио Каку: «Мы сможем пересылать свои эмоции и чувства через сети»

Такое заявление профессор Городского университета Нью-Йорка, специалист в области

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

О федеральном бюджете писать непросто. Документ этот огромный, выделить главное,

«Галс-Девелопмент» вдвое увеличила денежные поступления от продажи и аренды в 2017 году

Общая сумма поступлений от продажи недвижимости и арендной деятельности составила около 24,5

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

Компания Aser объявила о старте продаж этой флагманской модели, которая не имеет себе равных

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Сколько стоит   23.07.2017 08:34:08

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши

Хлеб как товар повседневного спроса менее всего ассоциируется с предметами роскоши, тем более что хлеб имеет ярко выраженный национальный колорит, а общественное сознание не привыкло рассматривать национальные товары как предметы роскоши. Взять квас – можно ли представить себе люксовый квас? Теоретически да, практически вряд ли. Тем не менее рынок обладает тем свойством, что ломает стереотипы. Если есть люди, которые готовы платить дорого неважно за что, любой товар можно сделать дорогим.

Рынок в целом

Сама система производства хлеба исторически построена так, что создает предпосылки для «лакшеризации» этого товара. В самом деле, в России 90% производителей хлеба – это мелкие и очень мелкие предприятия. В это трудно поверить, когда вы идете вдоль полок супермаркетов: там представлено два-три крупных производителя.

В самом деле, не менее 85% продукции выпускают большие хлебозаводы, которых насчитывается лишь 10% от субъектов рынка. Они делают прекрасный бизнес на объемах. Но малым предприятиям нужны свои ниши. К тому же товар малых предприятий получается дорогим из-за высоких издержек, которые не компенсируются объемами. Сама логика рынка заставляет малые предприятия идти в люксовый сегмент.

В середине этой мельницы стоят мини-пекарни при сетевых супермаркетах, которые начинают играть на рынке все более заметную роль за счет гарантированного сбыта. Их главный конкурент – недорогая и незамысловатая продукция крупных предприятий.

Хлеб относится к неэластичным видам продовольствия по цене и доходу, пишет в своем свежем исследовании эксперт рынка Иван Машинцев. И уточняет: такая оценка правильна только при «усредненном» подходе. Если рассматривать эластичность по доходу, то на отдельные сорта при увеличении доходов расходы сокращаются – эластичность спроса по доходам отрицательна (хлеб низкого качества). Факторы таковы: во-первых, рост доходов. Население отказывается от покупки хлеба в пользу других более дорогих продуктов. Во-вторых, мода на новые модели питания, в частности низко­углеводные диеты, которые ограничивают потребление хлеба, содержащего значительное количество углеводов. В-третьих, развитие домашнего хлебопечения в связи с появлением завоевавших большую популярность у населения хлебопечек. Наконец, существенные изменения качества продукции. Изменившиеся потребительские свойства хлеба приводят к отказу или уменьшению у части населения потребления данного вида продукции.

Первые четыре группы рассмотренных факторов вызваны происходящими социальными процессами в обществе, меняющими характер предпочтений индивидуумов, говорит Машинцев. Пятый фактор связан с проблемами самой отрасли – современными особенностями хлебопечения и качеством продукта.

Как делают бизнес

У массового потребителя человек, имя которого ассоциируется с непомерно дорогим хлебом – это эпатажный бизнесмен Герман Стерлигов, который продает буханку за тысячу рублей. Стерлигов играет на вере потребителя в то, что ручной труд лучше машинного. Люди отдают колоссальные деньги за домотканые покрывала и за книги, написанные от руки на особой, выделанной по старой технологии, бумаге. Почему бы им не купить хлеб, который смолот вручную? Здесь мы, безусловно, вступаем в сферу иррационального, но эта тяга есть, и Стерлигов ее уловил. Дальше нехитрый маркетинг: хлеб от Стерлигова запрещено есть и покупать лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, вызывающе одетым женщинам и вообще врагам России. Как мы помним из основ маркетинга, запрет является мощнейшим инструментом для продвижения товара. Стерлигов, в отличие от многих (да практически от всех), не вдается в дебри ценообразования и не пытается доказать, что издержки производства его хлеба огромны. Он просто говорит, что плата за его хлеб – это налог, который жители городов платят за то, что они живут в отрыве от природы и портят человеческую породу. Раз вы отказываетесь переехать на хутора и жить в «естественной нравственности», платите. Это также подкупает: однообразные агитки фермеров, толкующих о том, что товар сделан теплыми любящими руками, ночью и без продыха, а потому так дорог, порядком поднадоели. Товар у Стерлигова расходится без остатка, возвратов не бывает.

Меньше экзотики

Стерлигов и его теория цено­образования вкупе с маркетингом за гранью фола – это все-таки экзотика. Массовый рынок люксового хлеба выглядит спокойнее, но это не значит, что он менее интересен.

Близки к стратегии Стерлигова монастыри, которые практически все стали заметными локальными игроками на рынке хлеба. Маркетинг монастырей (только кажется, что он отсутствует) базируется на самом факте производства внутри стен обители и, естественно, по старинным рецептам. Он поддерживается убеждением, что продукты в старой Руси были исключительно вкусны и полезны (никто не знает, так ли это на самом деле), при этом монастырь, естественно, предстает хранителем этой старой традиции. Буханка монастырского хлеба стоит от 200 руб. и выше, и с некоторого уровня начинает попадать в категорию люксовых товаров. За таким товаром люди едут подчас далеко, тратя выходной день, и, согласитесь, это вовсе не то же, что потратить выходной в Ашане.

Наконец, после монастырей заметную роль в производстве люксового хлеба играют так называемые фермеры, т.е. сельские самозанятые жители. Редко кто из них осваивает технологию целиком, от поля до прилавка. Чаще всего покупается даже не зерно (как у Стерлигова), а мука, и на фермере остается процесс хлебопечения. Но если монастыри, скорее, традиционалисты, то фермеры, стремясь локализовать свой продукт по месту происхождения, де факто его интернационализируют. Именно они добавляют в хлеб экзотические орехи, средиземноморские глазури, наполняют булки заморскими фруктами, т.е. идут на поводу среднего класса, который в Италии бывал, хлеб там едал и обрадуется, увидев что-то знакомое у себя в стране.

Подобных потребителей явно больше, чем сторонников жестких политических или религиозных идей. На руку играет даже сочетание несочетаемого: старинный тверской хлеб с изюмом (много ли изюма было в старину в Твери?) хорош и тем, что он старинный и тверской, это греет патриотическую душу, но он совсем европейский, а это уже тешит вкус. За такой хлеб не стыдно просить и 500 руб., собственно просят и получают.

Ирина Ракетова  

Сколько стоит   23.07.2017 08:34:08   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.