RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

15 ноября 2017 года в Москве состоялся XI Ежегодный форум «Будущее страхового рынка»,

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Поиск новых механизмов экономического развития и новых финансовых инструментов, создание

Есть деньги на пенсии?

Госдума приняла поправки в бюджет ПФР

Автомобили вновь пользуются спросом

Сентябрь стал месяцем сбора урожая не только для сельских жителей, но и для дилерских

Сто лет одиночества

Исполнилось сто лет тому, что десятки лет называли Великой Октябрьской социалистической

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

14 ноября 2017 года состоялось выступление генерального директора ГК «Результат» Гончарова

OPPO выпустила смартфон F5 из серии  Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

OPPO выпустила смартфон F5 из серии Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

Ведущая глобальная технологическая компания OPPO представила в России свой первый

Российские компании знают, как построить "умные" города

В Барселоне проходит Международный форум Smart City Expo World Congress 2017. Это одно из

«Галс-Девелопмент»: вторая очередь ЖК «Наследие» введена в эксплуатацию

«Жилой квартал «Наследие» – один из самых успешных проектов компании «Галс-Девелопмент»,

Физлиц не пустят на криптобиржи

Возобладал подход ЦБ к регулированию крипторынка

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

Ценная старина

Рынок антиквариата – одно из самых закрытых и непубличных пространств в России. Далеко не все

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Индустрия   09.06.2012 10:41:22

Варяги на колесах

Второе пришествие иностранцев в Тольятти

Варяги на колесах

Эта «копейка» сошла с конвейера в апреле 1970 года. В музее, где она запарковалась, утверждают: машина на ходу. Valera N-Trubin

До конца года альянс Renault-Nissan завершит сделку по приобретению контрольного пакета тольяттинского автогиганта. Полностью сделка будет закрыта в 2014 году.

Сегодня «Ростехнологиям» принадлежит 28,89% акций «АвтоВАЗа», из которых гос­корпорация оставляет себе блокирующий пакет. В рамках заключенной сделки будет создано совместное предприятие, куда «Рос­технологии» и Renault-Nissan внесут свои активы. Затем это СП полностью выкупит пакет, принадлежащий «Тройке Диалог». В настоящее время заканчивается работа по экологической экспертизе Волжского автозавода: будущий владелец контрольного пакета хочет знать, что же все-таки его ждет здесь на самом деле.

Согласно достигнутым договоренностям, Renault-Nissan вложит в СП 750 млн долл. (300 млн — Renault и 450 млн — Nissan) и получит в нем долю в размере 67,13% к середине 2014 года. Всего же совместному предприятию будет принадлежать 74,5% акций «АвтоВАЗа». Как сообщает РИА «Новости», в обмен на инвестиции франко-японского альянса «Ростехнологии» проведут реструктуризацию долгов автопроизводителя.

Один из главных вопросов, беспокоящих сейчас экспертное сообщество в связи с «АвтоВАЗом», это перспективы нынешнего менеджмента тольяттинского завода. Ранее представители зарубежного альянса неоднократно заявляли, что готовы сохранить на предприятии российских управленцев. Однако сейчас все громче звучат предположения, что руководство завода неминуемо сменится и операционный контроль в компании будет передан людям из Renault.

Учитывая планы французов и японцев наладить на вазовских мощностях выпуск автомобилей своих марок (вместе с «Ладами»), такое развитие событий вполне вероятно. Уже объявлено, что в рамках программы модернизации Волжского автозавода на предприятии появится новая производственная линия, стоимостью более полумиллиарда долларов. По расчетам, все это должно позволить заводу к 2014 году выйти на проектную мощность в 1,6 млн автомобилей в год и стать одним из крупнейших в мире.

Автоград

О том, как все начиналось, сейчас не вспоминает только ленивый. Правда, оценивается история главного автозавода нашей страны по-разному. С одной стороны, для тех лет и того уровня развития организация такого масштабного производства была настоящим технологическим прорывом, а с другой — к тому моменту, как первые «Жигули» пошли на экспорт, в Европе эти автомобили были уже устаревшими.

В 1966 году у высшего руководства нашей страны родилась амбициозная идея: построить автомобильный завод небывалых масштабов и выпускать «народный» автомобиль.

Целей было сразу несколько. Во-первых, в стране к тому времени скопилось достаточно большое количество денег, не обеспеченных товарами, и появление в продаже доступной по цене машины — предела мечтаний советского человека — должно было заставить граждан распаковать заначки. Во-вторых, новый автомобиль должен был стать одним из ведущих экспортных товаров. Ну и в-третьих, наличие современного конкурентоспособного автопрома во все времена считалось неотъемлемым признаком любой сильной державы.

Инициатором строительства нового автозавода стал тогдашний председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Однако самостоятельно строить завод «с нуля» не планировалось: было решено найти зарубежных партнеров, которые могли бы экспортировать сюда свои технологии и оказать помощь в налаживании всего производственного процесса.

Практически сразу выбор пал на итальянский концерн «Фиат», который предложил наиболее выгодные условия. За основу была выбрана модель «Фиат-124», которая в 1966 году была признана в Европе автомобилем года.

Процесс согласований прошел на удивление быстро. 20 июля 1966 года было принято решение разместить будущий автогигант в городе Тольятти. А уже 15 августа глава концерна «Фиат» Джанни Альелли прибыл в Москву для подписания контракта с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым.

Итальянцы должны были разработать и построить автомобильный завод с полным производственным циклом, провести его полное техническое обеспечение и подготовить необходимых специалистов. Они с блеском справились. На строительство корпусов, их полное оснащение (включая производство необходимого оборудования) ушло три года вместо запланированных шести. И в апреле 1970 года с главного заводского конвейера сошли первые автомобили «ВАЗ-2101».

Конструктивно новые «Жигули» практически полностью повторяли ту знаменитую модель «Фиата». Однако ценность этих автомобилей заключалась в том, что все ключевые узлы и детали «копейки» были сделаны в СССР.

В конце 1973 года с тольяттинского конвейера сошел миллионный автомобиль. А в 1974 году Волжский автозавод начал экспортировать свою продукцию в Великобританию. Однако к моменту выхода на британский рынок «Фиату-124» — прообразу вазовского бестселлера — уже исполнилось восемь лет, и было понятно, что эта машина безнадежно устарела, так же как и технологии, применяемые при ее производстве.

Главным конкурентным преимуществом вазовской продукции на зарубежных рынках была ее дешевизна. Поначалу для рачительных иностранцев, привыкших считать деньги, дешевое средство передвижение от советского автопрома было отличной

альтернативой подержанным автомобилям. Но довольно быстро цена перестала быть решающим фактором: гораздо важнее оказались комфорт, безопасность и экологичность. А как раз этими качествами советские машины никогда и не отличались. К тому же европейские нормы по выбросам СО2 постепенно ужесточились настолько, что вазовские машины оказались там вне закона.

Все последующие модели «Жигулей» и «Лад» не смогли преодолеть этот важный рубеж. Тольяттинские машины так и не стали экспортным бестселлером. Исключением стала разве что «Нива» — маленький внедорожник, который привлекал нетребовательных покупателей не только низкой ценой, но и отличными ходовыми качествами: полным приводом и прекрасной проходимостью.

Не было бы счастья…

Внутри страны у продукции Волжского автозавода конкурентов практически не было. Многие десятилетия руководство этого предприятия могло позволить себе работать, зная, что покупатели сметут все, что им предложат.

Час «икс» пробил, когда в постреформенную Россию начали приходить зарубежные автопроизводители. Чтобы завоевать доверие и лояльность россиян, многим зарубежным автоконцернам потребовались годы. Но, видя их возрастающую активность, «АвтоВАЗ» тем не менее не предъявил ничего в противовес. Каждая новая его модель еще до схода с конвейера оказывалась устаревшей и морально, и технологически и вместо того, чтобы становиться бестселлером, превращалась в объект насмешек и злых шуток.

Было понятно, что спасти ситуацию может только глобальная модернизация автозавода. Но с ней не торопились. И счастья этого, наверное, так бы и не видать, если бы не помогло несчастье — экономический кризис 2008–2009 года.

Многомиллиардные долги, рекордное падение объемов производства (более чем на 43%), тяжкий груз социальных обязательств градообразующего предприятия — выбраться из такой трясины не помогли даже огромные бюджетные вливания. Государство пыталось стимулировать продажи вазовской продукции, предлагая, например, субсидировать проценты по автокредитам. «АвтоВАЗ» даже объявил о сокращении почти трети работников, общая численность которых составляла на тот момент 100 тыс. человек. Правда, правительство страны не дало ему совершить этот отчаянный шаг: было согласовано увольнение только 5 тыс. человек.

Что характерно, Министерство промышленности и торговли подготовило письмо в правительство, в котором говорилось, что в нынешнем виде «АвтоВАЗ» нежизнеспособен и спасти его можно только лишь сократив 50 тыс. работников. Дальнейшая господдержка автогиганта признавалась экспертами Минпрома нецелесообразной, а деньги, выделяемые ему из бюджета, они предлагали потратить «на стабилизацию рынка труда в Самарской области».

К экспертам правительство не прислушалось. Но зато почти сразу после этого, в самый разгар мирового экономического кризиса, корпорация Renault-Nissan вдруг заявила о том, что хочет наладить на «АвтоВАЗе» производство бюджетных моделей своих автомобилей и готова вложить в работу завода немалые средства.

Рынок переполняли слухи и размышления о том, как именно российское правительство «выжало» из франко-японцев эти щедрые обещания. Считалось, что ни один бизнесмен не захочет покупать допотопное производство. Однако, придя на завод, иностранцы начали с качества производства комплектующих для автомобилей, выпускаемых на «АвтоВАЗе». В итоге за два года показатели надежности запчастей улучшились в десять раз.

Для разработки новых моделей на завод был приглашен известный автомобильный дизайнер Стив Маттин, сотрудничавший с компаниями «Mercedes-Benz» и «Volvo». Дизайн никогда не был сильной стороной российского автопрома во многом из-за ограниченных возможностей заводов, выпускающих комплектующие. Устаревшие производственные линии, «заточенные» под угрюмые формы вазовской продукции, просто не могли воплотить в жизнь никакие дизайнерские задумки. Но теперь у российского автопрома появился шанс стать актуальнее и краше.

Как скоро у Маттина появится возможность увидеть свое детище в серийной продаже, предугадать сложно. Но уже понятно, что новейшая история нашего автогиганта в очередной раз подтверждает печальную российскую традицию: без варягов нам никак не справиться.

Юлия Земцова

Индустрия   09.06.2012 10:41:22   

Тэги: Автопром, Автоваз, Renault-Nissan, Ростехнологии, Тройка Диалог, Тольятти

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.