Каменный гостинец

Как восстанавливается российский ювелирный рынок.
Часы и ювелирные украшения / Елена Пылаева 26 Фев 2018, 15:57
Каменный гостинец

Не за горами 8 марта, а, значит, мужчинам пришла пора задуматься о подарках. Проверенный вариант – это ювелирное украшение, но не любое. При выборе драгоценностей следует учитывать характер, стиль, наклонности их будущей хозяйки, а также модные тренды года. Тогда вы произведете нужное впечатление, а заодно поддержите отечественный ювелирный бизнес, который только-только начал восстанавливаться после кризиса.

Свежие камни

Сдержанная и элегантная классика, а именно золото или серебро с небольшими бриллиантами, не покидает олимпа моды на протяжении многих лет. Универсальный вариант для офиса, ресторана или похода в театр. И тем не менее трендом этого года и в одежде, и в ювелирных украшениях стала массивность.

Так что обращайте внимание на размер. Если это серьги, то они должны доставать до шеи или даже плеч. Вставки из драгоценных или полудрагоценных камней тут будут очень даже уместны. А более смелым стилисты предлагают не бояться ассиметрии. Скажем, сочетания крупной сережки с крошечной.

Вообще-то золото – серьезный металл, но в этом сезоне над ним полагается немного поиронизировать. В моде не тяжеловесная солидность, а украшения в виде ягод, фруктов, животных и даже насекомых. Так что брошь-муха с крыльями из цветной эмали и золотым брюшком с вставками из драгоценных камней будет особо актуальной.

Еще один тренд в «ювелирке» – многослойность. Если кольцо, то не на одном пальце. Множество браслетов и цепочек, как считают дизайнеры, придаст образу динамику. 

Конечно, новой драгоценности быть не обязательно. Как известно, они испокон веков переходят от поколения к поколению. Бывают и магазины, торгующие драгоценностями б/у, разумеется, после предварительной чистки и полировки. А если вам предстоит торжественное мероприятие, но покупать дорогостоящее колье на один день нет желания, его можно даже взять напрокат. Но ювелиры возлагают все надежды на сторонников именно новых драгоценностей, ведь отрасль переживает не лучшие времена.

В режиме падения

Ювелирный бизнес (в первую очередь региональный) почувствовал приближение кризиса еще в конце 2013 года. По оценке экспертов, в 2014 году рынок золотых изделий в весовом выражении просел более чем на 10%, в 2015-м – на 40%, а в 2016-м – на 12%. Одна из причин – падение доходов россиян и, соответственно, спроса, который к началу 2016 года достиг восьмилетнего минимума. Средний чек «усох» в 2–3 раза, впрочем, как и вес продаваемых изделий. Относительную стабильность демонстрировала лишь «классика» с одиночными бриллиантами, помолвочные и обручальные кольца.

Под влиянием негативных факторов ювелиры начали хитрить. Чтобы удешевить продукцию, ее делают пустотелой и легкой, а пробу ниже, порой замалчивая об этом. Иной раз производители завышают и характеристики камней, заменяя их синтетическими.

Одновременно на ювелирный бизнес усилилось давление со стороны контролирующих структур. Налоговики заподозрили ряд компаний в создании схем по уклонению от уплат НДС. Растут штрафы и число проверок по части соблюдения закона в области регулирования оборота драгметаллов и драгкамней. К тому же в 2016 году были внесены поправки в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Теперь при покупке ювелирных изделий на сумму более 40 тыс. руб. наличными или 100 тыс. руб. по карте покупатель должен предъявить паспорт, а продавец – передать полученные данные в Росфинмониторинг. Многих потенциальных клиентов принятая мера отпугнула.

Но есть и позитивный момент. Кризисные годы привели к резкому сокращению ввоза ювелирных изделий. Обвал рубля и рост себестоимости импорта заставил часть игроков перевести свое производство на территорию России. Если в 2013 году на импортные ювелирные изделия приходилось около 70%, то уже сейчас доля отечественной продукции на рынке составляет более 75%. При этом уровень негатива в покупательском настроении постепенно снижается, и потребители возвращаются в привычные для себя ценовые сегменты (средний и премиум), из которых уходили в разгар кризиса.

Слагаемые роста

Под влиянием кризиса перестраивается весь ювелирный рынок. Крупные компании снижают объемы производства и вводят режим экономии расходов. А более успешными оказываются средние и малые предприятия, не обремененные большими издержками и кредитами, гибко реагирующие на спрос.

Сейчас, как и в кризис 2008 года, наблюдается «уход в серебро». Соответственно, ассортимент и разнообразие изделий из этого металла увеличиваются. Эксперты считают серебряную нишу наиболее перспективной в ближайшее время. Растут предложения на рынке и по золоту, но только в категории его легкого веса.

Малосерийные авторские работы также остаются востребованными. Они могут выглядеть на миллион, но стоить значительно дешевле. Как и изделия необычного дизайна, где ювелир может выразить свою индивидуальность и адресовать их, хотя и узкой, зато проверенной аудитории.

И конечно, в ювелирном бизнесе приходится учитывать и специфику российского рынка, который отличается от европейского своим консерватизмом и инертной динамикой развития. Так, модели, придуманные еще в советские времена, до сих пор пользуются популярностью. А качественная и потому дорогая бижутерия никогда не будет восприниматься нашей публикой как альтернативная замена ювелирным украшениям даже для повседневного использования. Тогда как ежедневное ношение драгоценностей еще со школьной скамьи в России в порядке вещей, чего не скажешь о европейцах.

Рейтинг драгоценностей

Самую низкую строку в рейтинге драгоценных камней занимают обычные изу-мруды и сапфиры. Безупречные камни оцениваются в $6–8 тыс. за карат.

Далее идет биксбит, он же красный берилл или красный изумруд – от $10 тыс.

От $12 тыс. стартует камень-«хамелеон», который меняет свой цвет в зависимости от освещения, – аметист.

Немного дороже бирюзовый турмалин параиба, обладающий неповторимым неоновым свечением даже в полумраке.

Затем идет рубин, родственник сапфира. Наибольшую ценность представляют азиатские экземпляры цвета «голубиной крови» – $15 тыс. за карат.

Цена алмаза очень зависит от чистоты и окраски, и начинается она от $15 тыс.

Карат прозрачного жадеита зеленого цвета, носящего название империал, оценивается в $20 тыс.

Грандидьерит долгое время считался самым редким драгоценным камнем, сделки с ним заключались на сотни тысяч долларов, но сейчас выяснилось, что это не так, и он котируется примерно наравне с изумрудом.

А возглавляет рейтинг красный алмаз. Он действительно крайне редок и встречается в Австралии и Бразилии. Цена может превышать $1 млн за карат.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться