Три недели дефляции

Дефляция сложилась в размере 0,1%

2017 год может стать поворотным для авторынка России

2017 год может стать поворотным для авторынка России

По данным Ассоциации европейского бизнеса, июль 2017 г. ознаменовался увеличением уровня

Вера в экономику

Во многом данный оптимизм - эффект низкой базы

Либерализация ОСАГО

Нововведения призваны защитить автовладельцев

Серая экономика

Как уживаются социальное государство и уклонение от налогов

ФАС прекратила дело против Microsoft

Программы Microsoft стали доступны для сторонних антивирусов

ЦБ разместил ОБР под 9,18%

ЦБ разместил ОБР под 9,18%

Ставка купона ОБР привязана у учетной ставке

Bitcoin подорожал еще на 18%

Bitcoin Cash дешевеет

S&P опасается за газ в ЕС

"Газпром" сможет самостоятельно финансировать проекты

Либерализация ОСАГО

Нововведения призваны защитить автовладельцев

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши

Как библиотека может стать банком

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Стиль жизни   04.09.2013 12:51:00

Какие мигранты нужны России?

Как согласовать национальные интересы с глобальным процессом

Какие мигранты нужны России?

Тема миграции все горячее, точнее, не сама трудовая миграция, а проблемы, ею порождаемые. В качестве кипятильника выступили выборы московского мэра. Чего в этой теме больше — политики, экономики, культуры?

Миграция: пароль и отзыв

Трудовая миграция развивается не только в России, это одна из мировых тенденций, проявление глобализации. Но это вовсе не значит, что национальное государство, в том числе российское, не должно стремиться создать эффективный механизм регулирования этого процесса. Понятно, что сделать это возможно только на федеральном уровне.

Московский мэр, кем бы он ни был, с такой задачей не справится. При выборах мэра первостепенное значение должны иметь те задачи, которые Москве по плечу. И здесь тоже полно вопросов. Почему основные транспортные магистрали города взялись кардинально реконструировать, не предприняв даже попытки выяснить мнение самих москвичей? Разве все проблемы московского ЖКХ связаны исключительно с дворниками-таджиками? Они-то как раз свое дело делают. Почему с прямой подачи мэрии вымываются мелкие торговые точки реальной шаговой доступности? Тротуарная плитка — что это было? Зачем, кто в результате обогатился? Вопросов полно, да, они коммунальные, но таковы и выборы.

Миграция — тема, сразу приобретающая острое звучание. Политики тут как тут. Но это очень сложная проблема. Регулировать трудовые потоки гораздо сложнее, чем потоки капиталов, что пока не вполне удается и странам, уже накопившим в этом богатейший опыт. Возникает масса острейших социокультурных и национальных проблем.

Искать эффективные решения, конечно, нужно. Но сам факт выдвижения проблем, связанных с миграцией, на первый план в сфере политики тревожен. Тревогу порождают исторические параллели. В нашей стране педалирование национальных проблем (а они уверенно выходят в теме миграции на первый план) всегда было признаком грядущих масштабных, в том числе и политических, перемен. Российским революциям всегда предшествовала активная поддержка властью радикально-националистических сил. Сталинский режим дал первую течь после того, как стареющий вождь попытался разыграть карту борьбы с безродным космополитизмом. Советский Союз разрушил парад именно национальных суверенитетов, а ему в России предшествовал взрыв популярности общества «Память» и довольно спорной активности самих «памятников». Вот и теперь в России популярность политика напрямую зависит от того, как он будет отстаивать русские интересы, ущемляемые «понаехавшими».

Стоит обратить внимание на то, как быстро и радикально меняются акценты реальной, а не провозглашаемой миграционной политики. Существуют Основные положения Концепции миграционной политики РФ до 2025 года, документ относительно недавно — 14 июня 2012 года — утвержден президентом Владимиром Путиным. Он выдержан в либерально-интернациональном духе.

Судите сами, вот его основные положения:

«Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Согласно расчету Федеральной службы государственной статистики о перспективной численности населения до 2030 года (высокий и средний варианты), учитывающему результаты Всероссийской переписи населения и динамику демографических процессов последних лет, численность населения страны на начало 2025 года составит 142,8 — 145,6 миллиона человек».

«Миграционное законодательство Российской Федерации не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. Оно ориентировано на привлечение временных иностранных работников и не содержит мер, способствующих переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов».

«Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затрудняется неоправданной сложностью получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также неурегулированностью правового положения иностранных граждан. Прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации».

«Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие и обеспечивают рост благосостояния населения. Для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционных процессах, вся система управления ими в Российской Федерации должна быть модернизирована».

Суть такова: для России трудовая иммиграция полезна, а главное, что необходимо мигрантам, — помощь в их адаптации.

Какие мигранты нужны России Ромодановский

Глава ФМС Константин Ромодановский разложил миграционную политику по этажам. Первый – экономический, второй – правоприменительный, третий – демографический. ИТАР-ТАСС

Глава ФМС Константин Ромодановский, естественно, утверждает, что концепция внедряется и выполняется. Он расставляет четкие акценты: с миграцией «не надо бороться, надо регулировать, чтобы миграция давала выгоду. Выгоду прежде всего нашей экономике. И, возвращаясь к концепции, я хочу подчеркнуть, что самая главная цель и задача миграционной политики — это экономика, вопросы экономического развития страны. На втором плане стоит демография и на третьем уровне — вопросы правопорядка, национальной безопасности. Вот это уже третий блок. Но первое — экономика. Миграция должна приносить больше выгоды, нежели давать какие-то издержки для нашего российского государства».

Статистика глобализации

Статистика подтверждает, что миграция постоянно наращивает обороты. Признаваемой всеми полной статистики трудовых мигрантов в России нет, Ромодановский оперирут цифрой в 11 млн человек в 2013 году. Зато есть данные ЦБ РФ о сопутствующих финансовых потоках.

Личные переводы

Личные переводы из России в страны СНГ

Личные переводы в Россию из стран дальнего зарубежья

Еще раз: миграция — глобальный процесс. Россия — участница крупнейших в мире миграционных потоков. В список входят маршруты Мексика-США, Россия-Украина, Украина-Россия, Бангладеш-Индия, Турция-Германия, Казахстан-Россия и Россия-Казахстан.

Чье зеркало кривое?

Так в чем же эволюция подходов российских политиков к теме миграции? До недавнего времени очень многие разделяли подход, выраженный ведущим научным сотрудником Института социально-экономических проблем народонаселения Еленой Тюрюкановой: «Российская экономика не выживет без привлечения труда мигрантов», — считает она. По ее словам, к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 млн, а к 2025 году — на 18–19 млн человек. Самое интенсивное сокращение трудовых ресурсов происходит в 2009–2017 годах, когда убыль трудоспособного населения будет превышать 1 млн человек в год. Но у Тюрюкановой речь идет только о демографии, а по классификации Константина Ромодановского это второй уровень проблем миграции из трех, первый уровень — экономика, третий — правоохранительный.

Так выживет ли Россия без привлечения труда мигрантов? И какие мигранты России нужны? Эти вопросы в последнее время стали ставить и обсуждать по-новому.

Во-первых, ряд политиков призывают внимательно оценить переводы мигрантов из России. По официальной статистике, денежные переводы гастарбайтеров на родину наиболее значимы для Таджикистана и Молдавии (по 36% ВВП), а также Киргизии (27% ВВП). Например, Алексей Навальный, известный российский политик и кандидат в мэры Москвы, обращает внимание на то, что из России фактически вывозится ВВП одной из среднеазиатских стран. Более того, на встрече с избирателями 8 августа он утверждал, что «40% существующих таджиков-мужчин работают в Москве. Они всей страной сюда переезжают», вызывая сверхнагрузки на федеральный и московский бюджеты.

Во-вторых, политики, конечно, не могут обойти стороной так называемую этническую преступность. Сергей Собянин, например, говорил о том, что, если «убрать» все преступления, совершаемые в Москве приезжими, столица «будет самым безопасным городом на планете».

Но вернемся к экономике. Бюджетную нагрузку со стороны мигрантов признают все. Сергей Алексашенко, глава Центра развития ВШЭ, призывает оглянуться на США. Он рассуждает так:

«Америка, так же как и Россия, — экономика растущая, и требуются рабочие руки. Возникает куча проблем, связанных с тем, что люди могли нелегально въехать 10–15 лет назад, появились дети, которые уже стали легальными, родились на территории Америки, имеют американское гражданство, ходят в школы. Они всю эту ситуацию хотят раскапывать. И отсюда я делаю два вывода, чем это принципиально, попытаюсь объяснить, отличается от того, что у нас.

Первое — они не закрывают на это дело глаза, не пытаются всех иммигрантов нелегальных из страны выгнать. Они хотят привести фактическое состояние дел в соответствие с юридическим. Раз уж вы прожили здесь столько лет, раз уж вы получили каким-то образом образование, ваши дети здесь образование получили, у вас здесь работа есть, дадим вам разрешение. Вы уж прожили здесь много. Легализуйтесь.

А второй важный подход, который нужно отметить, — американцы, когда они легализуют иммигрантов вообще, неважно по амнистии или раньше, они исключительное внимание уделяют тому, чтобы иммигранты, новые резиденты Америки, сразу начинали платить налоги. То есть они получают все права граждан, за исключением права избирать и быть избранными и обязаны платить налоги, да?

Одним из мотивов реформы миграционного законодательства является в том числе и расширение налоговой базы. С тем, чтобы с нелегальных заработков вот этих нелегальных мигрантов, серых заработков, собирать налоги. И это важно. Это важно, потому что, так же как и в России, частично американский бюджет несет расходы, американские бюджеты на уровне штатов, на уровне графств несут расходы на образование, на здравоохранение и так далее.

В России ситуация другая. То есть подход другой — не пущать. Ну-ка, все вон. Вы понаехали тут, мешаете нам жить. И что меня поражает, что вообще не обсуждается вопрос о том, чтобы заставить этих людей платить налоги на территории Российской Федерации.

Вопрос о том, что давайте мы дадим большие права, ну, въехали они здесь, они здесь легально работают, у многих из них есть разрешение на работу, неважно, куплено оно через ФМС или официально получено, они получают здесь зарплату. Вот с этой зарплаты российский бюджет, московский бюджет, тульский бюджет, оренбургский и так далее, и так далее фактически не получает налогов. А расходы несет».

Его подход такой: если мигранты въехали, работают и в криминальных разборках не участвуют, то полицейские меры не нужны. Главное — обеспечить расширение за счет мигрантов налоговой базы, чтобы они платили налоги.

В принципе же «миграция рабочих сил в Россию — это процесс объективный. Потому что в России дефицит рабочих рук, у нас их просто не хватает».

С тем, что мигранты должны легализоваться и платить налоги, согласны все. Алексей Навальный предлагает принять закон, который бы раз и навсегда отлучал от государственного или муниципального заказа тех предпринимателей, которые используют нелегальный труд мигрантов.

А вот против того, что России без мигрантов не справиться из-за дефицита рабочих рук, есть возражения. Владимир Милов, бывший замминистра энергетики, а ныне политик («Демократический выбор») придерживается иной позиции.

«Трудовые мигранты России нужны, — с этим Милов согласен, но он предлагает сделать следующий шаг.- Вопрос только в том, какие».

«Анализ статистики дает однозначный ответ, который не терпит никаких интерпретаций: экономике нужны высококвалифицированные мигранты, так как рост происходит в секторе высоких квалификаций. Проблема дефицита квалифицированного труда всегда в топ-3-4-5 наряду с коррупцией, налогами и так далее. Россия испытывает дефицит, будет ли это продолжаться — вопрос, ответ на него зависит и от системы образования.

Какие мигранты нужны России Милов

Владимир Милов считает, что сегодняшние гастарбайтеры снижают уровень производительности труда в России. by AleAlexander

Дефицит у нас странный. Представителям Европы, Японии, Америки — тем, кто действительно может привезти нам знания и опыт, — очень сложно получить разрешение на работу в России. При этом мы держим открытыми двери для людей из стран, которые в силу своих особенностей не могут поставлять нам никакой высококвалифицированной помощи.

К сожалению, риторика очень многих аналитиков служит оправданием такой миграционной политики. За основу здесь берется очень примитивный аналитический подход, когда мы выделяем один тренд — плохая демография, накладываем другой тренд — существующую динамику на рынке труда, и делаем выводы. При этом не учитываются некоторые фундаментальные вещи».

Милов уточняет: «Одна из особенностей российской экономики — это чрезвычайно низкая производительность труда. Она в два-три раза ниже, чем в развитых странах, чем в США или Германии».

«В России очень низкая по меркам цивилизованного мира производительность труда. В условиях избытка неквалифицированной рабочей силы прежде всего в госсекторе говорить о том, что у нас дефицит рабочих рук, это просто глупость. Кроме того, у нас в отраслях, где задействован труд мигрантов, просто неприлично низкий уровень автоматизации. А такая автоматизация и есть альтернатива завозу мигрантов».

Позиция Милова, ее разделяет Институт Гайдара, в том, что, завозя неквалифицированную рабочую силу из Средней Азии, Россия консервирует свое и без того громадное отставание от развитых стран по такому ключевому показателю, как уровень производительности труда. Если к этому добавить имеющие резервы рабочей силы, неэффективно занятой в госаппарате и госсекторе, то сложившаяся модель трудовой иммиграции в Россию только вредит интересам ее экономического прогресса.

Но так как подобная миграция выгодна тем, кто использует мигрантов, нарушая их экономические, и не только, права и интересы, процесс продолжается, как и распространение сопровождающего его негатива в виде связанной с криминалом теневой экономикой.

Вывод достаточно очевиден. Миграция объективна, но это не значит, что этот процесс можно пустить на самотек. Не помогут и полицейские меры, высылки и тому подобное.

Миграционная политика должна быть именно комплексной политикой, то есть системой мер, направленных на достижение поставленных целей.

К сожалению, приходится констатировать, что цели, сформулированные в Концепции миграционной политики, недостаточны. Они слишком прекраснодушны и оторваны от практики.

Да, мигрантам надо помочь адаптироваться. Но сначала необходимо усилить меры правового, а потом и силового нажима не на мигрантов, а на тех, кому выгоден их полулегальный статус. Параллельно пора результативно взяться за перераспределение собственно российской рабочей силы. Это гораздо сложнее, чем устраивать телегеничные рейды, здесь одного командирского голоса и ОМОНа явно недостаточно. Но цель миграционной политики — это не только законопослушный налогоплательщик-таджик, занятый на стройке или в сфере ЖКХ, но и масштабное привлечение в Россию таких специалистов, которые смогут внести заметный вклад в рост производительности труда. Именно этим должна гордиться ФМС, а для этого она должна превратиться из полицейской структуры в нечто гораздо более ответственное.

Николай Вардуль

Стиль жизни   04.09.2013 12:51:00   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.