Кипящий градус расслоения

Что главное в развитии экономики? Те или иные, положительные или отрицательные темпы роста,

AFP: глава Starbucks подал в отставку

AFP: глава Starbucks подал в отставку

Starbucks является самым крупным владельцем кофеен в мире

Настройка налоговой системы

Необходимо в 2017 году принять все соответствующие поправки к законодательству

Объединение идеологий

Разногласий у Минфина и МЭР по прогнозам социально-экономического развития не будет

ОПЕК смогла урезаться

Основное бремя сокращения добычи ляжет на Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт и ОАЭ

Красота сильнее кризиса

Российский рынок косметических препаратов стал восстанавливаться одним из первых. Компания

Фонд развития IT

Фонд развития IT

По замыслу министерства фонд будет являться некоммерческой организацией

Добыча нефти в России снизилась

Общая добыча нефти и конденсата в РФ в ноябре составила 45,884 миллиона тонн

"Турецкий поток" получил поддержку

Планируется, что проект будет закончен в декабре 2019 года

Привлекательный порт

DP World готов инвестировать в Россию 2 млрд долларов

Деньги — двигатель производительности

Самым лучшим мотиватором, способным подвигнуть сотрудников компании на совершение трудовых

Микрофинансирование. Революция

Микрофинансирование. Революция

16—18 ноября 2016 в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная XV Национальная конференция по

Награды предпринимателям

16 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялась торжественная Церемония награждения

Инфляция по-венесуэльски

100 венесуэльских боливаров на черном рынке стоят меньше 10 центов США

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Рынки   29.11.2011 10:16:23

«Двадцатка» вызвала финансового полицейского

«Двадцатка» вызвала финансового полицейского

Жозе Мануэль Баррозу и Ангела Меркель не уверены, что даже международному финансовому полицейскому по силам утихомирить кризис. ИТАР-ТАСС

Контроль и надзор в сфере финансов

Глобальный финансовый кризис начался с кредитных учреждений, поэтому и решения по ним, принятые в Каннах, были конкретные и жесткие.

Участники форума зафиксировали в итоговых документах следующие предложения:

Регулирование банков на национальном уровне нуждается в более активном внедрении требований Базельского комитета по банковскому надзору в отношении капитала банков (документ известен профессионалам под названием «Базель-2»). Повышаются требования по капиталу в отношении рыночных рисков и рисков по операциям с ценными бумагами (согласно требованиям Базельского комитета -II -5), особенно затронутых кризисом. Вводятся новые правила по капиталу и ликвидности, в частности уточняются определения капитала банка, увеличивается порог минимальных требований по капиталу (с действующих 8% до 10,5–13%), вводятся новые требования по операциям с деривативами (в основном, касающиеся ликвидности и левериджа, то есть «кредитного плеча»).

Критике была подвергнута практика выплаты бонусов топ-менеджерам, масштабы которых превосходят самые безудержные фантазии. Группа двадцати приняла «ограничивающие и регламентирующие» решения по этой проблеме еще в 2009 году в Питтсбурге. Однако согласно обследованиям Совета финансовой стабильности половина участников группы так и не ввели эти стандарты и ограничения в своих странах. Более того, обнаружились расхождения в интерпретации требований в разных странах. Такие «разночтения» могут привести к нежелательной конкуренции, подорвать основу внедрения этих норм регулирования и спровоцировать новый виток роста бонусов.

В этой связи Совету финансовой стабильности предложено создать специальный инструмент, позволяющий отслеживать ситуацию по этому вопросу. При этом результаты должны быть, во-первых, публичными, а во-вторых, на их основе должны быть разработаны новые уточненные регламентации по бонусам.

Принципиально новым стало введение такого понятия, как системно значимые финансовые институты, проблемы в которых могут оказать существенное негативное воздействие на мировую финансовую систему. По отношению к таким финансовым учреждениям, в первую очередь банкам, до конца 2012 года будут повышены надзорные требования, а также изменены правила их оздоровления и реструктуризации. С 2016 года крупнейшие банки должны сформировать капитал на 1–2,5% выше по сравнению с требованиями Базельского комитета, что позволит самортизировать возможные финансовые потери в случае кризиса и ограничит принятые риски.

Серьезность намерений подтверждается списком из 29 банков, которые рассматриваются Советом финансовой стабильности как системно значимые, к которым будут применяться новые надзорные правила. Список банков будет обновляться ежегодно. Аналогичный документ будет составлен и по небанковским финансовым учреждениям — страховым компаниям, клиринговым палатам, хедж-фондам. При этом отчетливо прозвучал призыв сформировать такие же списки по финансовым институтам на национальном уровне.

Еще на саммите Группы двадцати в Сеуле отмечалось, что ужесточение надзорных требований к банкам может привести к перекладыванию их рисков на «теневые банки». Эта система включает все финансовые учреждения, которые вовлечены в финансово-кредитные операции, но не подпадают под нормы и правила регулирования банковской системы. Их быстрое развитие ($60 трлн активов в настоящее время по сравнению с $27 трлн в 2002 году), в основном в США, явилось одной из главных причин уязвимости финансового сектора, которая стала очевидной во время кризиса.

В Каннах сформулирован ряд мер, призванных пресечь негативную роль «теневых банков». Ввести их собираются в течение следующего 2012 года. Среди них:

Более жесткие правила регламентирования финансовых отношений банков с «теневой системой», особенно в части отражения в балансах операций с такими учреждениями (финансовые гарантии, выкуп ценных бумаг и другие).Регулирование фондов, оперирующих на денежном рынке. Их активы в $3,9 трлн, которыми они располагали в 2010 году, играют важную роль в фондировании финансовых компаний. Рекомендации касаются свободы операций с этими деньгами, они направлены на предотвращение риска потерь для вкладчиков и клиентов этих компаний, как это произошло во время последнего кризиса. Регулирование операций по секьюритизации активов (то есть превращению кредитов банков в торгуемые ценные бумаги и переноса таким образом кредитного риска на финансовый рынок). Оно должно включать требование к учреждению, гарантирующему кредит, предусматривать в своих балансах определенные резервы на случай рисков. Более жесткие правила кредитования и ссуд под ценные бумаги с целью распределения рисков между участниками операций. В случае необходимости вводятся дополнительные меры регулирования для участников «теневой банковской системы», например хедж-фондов.

Регулятор

Какими бы ни были намерения, даже сформулированные в самой определенной и категоричной форме, всегда возникает вопрос, кто будет ответственным за их реализацию? Без конкретного исполнителя, причем наделенного соответствующими полномочиями, все инициативы, даже самые правильные и актуальные, останутся на бумаге.

Чтобы этого не произошло, предусмотрен исполнительный орган. На саммите Группы двадцати в ноябре 2008 года в Вашингтоне главы правительств и государств стран-участниц пришли к соглашению, что все стороны должны добиться соблюдения выработанных правил по регулированию рынков и надзору. Тогда они обязали Совет финансовой стабильности контролировать введение странами мер, рекомендованных саммитом, а также применение на практике странами-участницами стандартов международных организаций — Базельского комитета по банковскому надзору для банков, Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страховых компаний и Международной организации комиссий по ценным бумагам и биржам (IOSCO) для финансовых рынков.

В Каннах полномочия Совета выведены на новый более высокий уровень. Отметим, что Совет был сформирован в апреле 2009 года на базе Форума финансовой стабильности, созданного еще в 1999 году ведущими мировыми державами, совещавшимися в то время в формате «семерки» ведущих государств. Однако, несмотря на изменение названия, Совет продолжал оставаться преимущественно совещательным и рекомендательным органом.

Чтобы превратиться в эффективный инструмент регулирования мировых финансов и выполнять решения каннского саммита, исполнительный орган должен был получить более весомый мандат. На каннской встрече было признано, что за период, прошедший со времен Сеульского заседания, Совет внес большой вклад в регулирование финансовой системы, поэтому участники саммита без колебаний доверили ему ответственную миссию более высокого уровня, превратив в своего рода финансового полицейского, обеспечивающего порядок в сфере финансов. «Мы не допустим повторения предкризисного порядка, мы будем строго отслеживать внедрение наших решений по контролю за банками, внебиржевыми операциями и вознаграждениями»,- заявили участники саммита.

Совет получил собственный юридический статус и финансовую независимость, что придало большую свободу его действиям и легитимность его активности в рамках международного финансового сообщества. Усилена координирующая роль Совета в процессе разработки мероприятий по регулированию финансовой сферы, над которыми работают компетентные международные институты. Отныне он полномочен идентифицировать угрозы мировой финансовой системе и готовить предложения по необходимым реформам.

С учетом возрастания роли новых игроков в сфере международных экономических отношений был расширен круг участников Подготовительного комитета. В него включены представители прогрессирующих стран Африки и Среднего Востока, а также организаций (или правительств), которые еще не имеют представительства. Расширенный состав участников, несомненно, позитивно отразится на возможностях и авторитете подготовительного комитета и повысит легитимность его решений.

Уверенность в том, что Совет сможет выполнять свои функции контролера и регулятора, придают нововведения в правилах осуществления операций на финансовых рынках. Обязательное требование по раскрытию бенефициаров (получателей денег и владельцев компаний), а также присвоение персональных идентификационных кодов участникам финансовой сделки делает рынок прозрачным. Персонифицированные сделки практически исключают возможность построения схем, запутывающих следы движения средств и поэтому широко использующихся для легализации преступных доходов и вывода денег за рубеж.

Таким образом, одновременно наносится удар по «особой функции» офшоров, через которые в настоящее время прокручивается до $1,5 трлн ежегодно. В таких объемах неконтролируемые деньги представляют угрозу макроэкономической стабильности даже на глобальном уровне. Эти финансовые потоки наполняются деньгами, полученными от преступного бизнеса, мошеннических операций типа финансовых пирамид, рейдерских захватов, недоплаченных налогов крупного бизнеса и так далее. Но когда понятно, откуда и от кого деньги пришли и куда и кому потом переправлены, то тайный смысл существования офшоров утрачивается и интерес к ним исчезает.

Ставится заслон и коррупционным операциям. Участники саммита единодушны относительно необходимости безотлагательного введения жестких международных правовых рамок, принятию мер на национальном уровне по предотвращению и борьбе с коррупционными явлениями, в том числе в отношениях между партнерами из разных стран.

Для успешной борьбы на этом, да и на других направлениях требуются координация международных усилий, а также укрепление взаимодействия между государственным и частным секторами экономики. И, конечно, активность международного финансового полицейского.

Игорь Костиков, Михаил Беляев

Регулятор

Какими бы ни были намерения, даже сформулированные в самой определенной и категоричной форме, всегда возникает вопрос, кто будет ответственным за их реализацию? Без конкретного исполнителя, причем наделенного соответствующими полномочиями, все инициативы, даже самые правильные и актуальные, останутся на бумаге.

Чтобы этого не произошло, предусмотрен исполнительный орган. На саммите Группы двадцати в ноябре 2008 года в Вашингтоне главы правительств и государств стран-участниц пришли к соглашению, что все стороны должны добиться соблюдения выработанных правил по регулированию рынков и надзору. Тогда они обязали Совет финансовой стабильности контролировать введение странами мер, рекомендованных саммитом, а также применение на практике странами-участницами стандартов международных организаций — Базельского комитета по банковскому надзору для банков, Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страховых компаний и Международной организации комиссий по ценным бумагам и биржам (IOSCO) для финансовых рынков.

В Каннах полномочия Совета выведены на новый более высокий уровень. Отметим, что Совет был сформирован в апреле 2009 года на базе Форума финансовой стабильности, созданного еще в 1999 году ведущими мировыми державами, совещавшимися в то время в формате «семерки» ведущих государств. Однако, несмотря на изменение названия, Совет продолжал оставаться преимущественно совещательным и рекомендательным органом.

Чтобы превратиться в эффективный инструмент регулирования мировых финансов и выполнять решения каннского саммита, исполнительный орган должен был получить более весомый мандат. На каннской встрече было признано, что за период, прошедший со времен Сеульского заседания, Совет внес большой вклад в регулирование финансовой системы, поэтому участники саммита без колебаний доверили ему ответственную миссию более высокого уровня, превратив в своего рода финансового полицейского, обеспечивающего порядок в сфере финансов. «Мы не допустим повторения предкризисного порядка, мы будем строго отслеживать внедрение наших решений по контролю за банками, внебиржевыми операциями и вознаграждениями»,- заявили участники саммита.

Совет получил собственный юридический статус и финансовую независимость, что придало большую свободу его действиям и легитимность его активности в рамках международного финансового сообщества. Усилена координирующая роль Совета в процессе разработки мероприятий по регулированию финансовой сферы, над которыми работают компетентные международные институты. Отныне он полномочен идентифицировать угрозы мировой финансовой системе и готовить предложения по необходимым реформам.

С учетом возрастания роли новых игроков в сфере международных экономических отношений был расширен круг участников Подготовительного комитета. В него включены представители прогрессирующих стран Африки и Среднего Востока, а также организаций (или правительств), которые еще не имеют представительства. Расширенный состав участников, несомненно, позитивно отразится на возможностях и авторитете подготовительного комитета и повысит легитимность его решений.

Уверенность в том, что Совет сможет выполнять свои функции контролера и регулятора, придают нововведения в правилах осуществления операций на финансовых рынках. Обязательное требование по раскрытию бенефициаров (получателей денег и владельцев компаний), а также присвоение персональных идентификационных кодов участникам финансовой сделки делает рынок прозрачным. Персонифицированные сделки практически исключают возможность построения схем, запутывающих следы движения средств и поэтому широко использующихся для легализации преступных доходов и вывода денег за рубеж.

Таким образом, одновременно наносится удар по «особой функции» офшоров, через которые в настоящее время прокручивается до $1,5 трлн ежегодно. В таких объемах неконтролируемые деньги представляют угрозу макроэкономической стабильности даже на глобальном уровне. Эти финансовые потоки наполняются деньгами, полученными от преступного бизнеса, мошеннических операций типа финансовых пирамид, рейдерских захватов, недоплаченных налогов крупного бизнеса и так далее. Но когда понятно, откуда и от кого деньги пришли и куда и кому потом переправлены, то тайный смысл существования офшоров утрачивается и интерес к ним исчезает.

Ставится заслон и коррупционным операциям. Участники саммита единодушны относительно необходимости безотлагательного введения жестких международных правовых рамок, принятию мер на национальном уровне по предотвращению и борьбе с коррупционными явлениями, в том числе в отношениях между партнерами из разных стран.

Для успешной борьбы на этом, да и на других направлениях требуются координация международных усилий, а также укрепление взаимодействия между государственным и частным секторами экономики. И, конечно, активность международного финансового полицейского.

Игорь Костиков, Михаил Беляев

">
Рынки   29.11.2011 10:16:23   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.