Возможен ли диалог с «Платоном»

Возможен ли диалог с «Платоном»

Вся правда о том, кто и за что платит налог.
Консультации / Екатерина Шестакова 19 Мар 2018, 11:57
Возможен ли диалог с «Платоном»

Введение системы «Платон» в 2015 году вызвало ожесточенные споры, ведь к акцизам и транспортному налогу прибавился еще один платеж. «Платоном» сегодня называют весь проект, подразумевающий оплату проезда большегрузами по трассам федерального значения: и нововведенный платеж, и средства его сбора. Название произошло от слов «платить» и «тонна», и ничего общего с именем греческого философа, другом и учителем Аристотеля не имеет.

Система автоматически взимает деньги с владельцев грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн как компенсацию за наносимый ими ущерб дорогам. Средства списывают со счета, закрепленного за конкретным автомобилем. Так госбюджет получает ежедневно финансовые вливания и направляет их на содержание системы, в доход инвесторов и на ремонт дорог. У «Платона» собственная база данных, в которую внесено свыше 2 млн автомобилей и более 51 тыс. км дорог. На роль главного оператора «Платона» правительство выбрало компанию «РТ-Инвест» ТС.

Основная цель системы – улучшить состояние дорожного полотна федеральных трасс на территории всей России. Поврежденные дороги планируется полностью заменить, не прибегая к средствам федерального бюджета. Концессионер за свой счет возводит всю инфраструктуру, которая затем передается во владение правительства. При этом исключается возможность реставрации дорог.

Зачем нужен новый сбор

1. Чтобы восстановить так называемую дорожную справедливость по принципу «пользователь платит».

Минтранс вменяет тяжеловесному транспорту 56% от общего урона дорогам. По данным Общероссийского народного фронта на 01.02.2018 на карту «Убитых дорог» добавлено 25 750 км и 26 389 участков

2. Деньги идут в дорожный фонд и расходуются на улучшение федеральных дорог.

Прогноз по ежегодным поступлениям – 40 млрд руб.

3. Новый сбор «убивает» перевозчиков, работающих без регистрации.

По оценке Roland Berger Strategy Consultants, российский рынок автоперевозок представлен 46 тыс. компаний, 90% из них – малый бизнес и теневой сектор.

Для вольных дальнобойщиков разработана система штрафов и несколько вариантов контроля за передвижением грузовых транспортных средств по дорогам федерального значения.

Что грозит за не уплату

Сначала предполагалось, что штрафовать будут юридические лица. Штраф мог составить до 1 млн руб. Но после протестов дальнобойщиков суммы штрафов были пересмотрены в меньшую сторону.

Размер и порядок уплаты штрафа по системе «Платон» описаны в статье 12.21.3 КоАП РФ.

Штраф выпишут, если автомобиль весом более 12 тонн передвигается по федеральным трассам:

▪          с неисправным либо отключенным бортовым прибором;

▪          без бортового прибора в кабине водителя или если на расчетном счете нет средств, необходимых для оплаты;

▪          после израсходования денежных средств на личном расчетном счете;

▪          с отклонением по времени или от маршрута, не имея при этом бортового устройства и не информируя об этом операторов;

▪          без оплаты маршрута владельцем и оповещения оператора.

Как и с кого «Платон» собирает деньги

Россия – не единственное государство, которое ввело платежи для пользователей магистралей. Впервые эту идею реализовали в Австрии – там уже с 2004 года магистрали оборудованы соответствующей техникой, действует система тарифов. За один километр дороги дальнобойщики платят от 15 до 44 евроцентов.

В прошлом году компанией ASFiNAG было инвестировано порядка €500 млн на постройку новых дорог и около 485 млн на реконструкцию старых. Toll Collect и ASFi№ NAG в 2010 году инициировали запуск программы TOLL2GO, которая предназначается для тех, кто совершает рейсы на грузовом транспорте из одной страны в другую.

В Германии с грузовых автомобилей массой свыше 7,5 тонн взимается плата, величина которой зависит от уровня выбросов в окружающую среду и осей транспортного средства и варьируетcя от 8 до 22 евроцентов за один километр. Оплата производится либо при выборе определенного маршрута, либо при помощи бортовых приборов.

Аналог «Платона» в Словакии находится под контролем компании SkyToll: платежи взимаются с грузовых транспортных средств массой свыше 3,5 тонн, однако под действие данной системы подпадают только определенные трассы на территории страны. За один километр дороги плата составляет от 9 до 24 евроцентов и зависит от соответствия экологическим стандартам и массы автомобиля.

Способов взимания денежных средств с водителей в России несколько: для оплаты авансовым способом оформляют дорожные маршруты, а деньги можно внести в любом Центре поддержки клиентской базы. Необходимо заполнить специальную форму и учетную запись, зарегистрированную через личный кабинет на сайте Платон.ру.

Бортовое устройство, устанавливаемое в кабинах транспортных средств, работает полностью в автоматическом режиме. Наибольшая доля крупных сделок с офисной недвижимостью пришлась в первом квартале на иностранные компании: из 10 крупнейших операций 6 — это аренда или покупка офисов зарубежными компаниями

При оформлении маршрутной карты плата поступает с лицевого счета владельца автомобиля. Для этого должна быть регистрация в системе «Платон». Оплатить выбранный маршрут можно безналичным способом: с банковского счета оператора либо банковской картой через терминал или личный кабинет и по мобильному приложению.

Платить за проезд по автодорогам федерального значения обязаны водители грузовых автотранспортных средств, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн. В эту цифру входят вес самой машины, максимально возможный вес груза, вес водителя, пассажиров и их багажа. В перечень автоматически попадают еврофуры и грузовые прицепы, а также автопоезда.

Пассажирский транспорт, например, автобус, чья максимально разрешенная масса с пассажирами и всем багажом составляет свыше 12 тонн, не облагается платой за проезд. Но только в том случае, если в документации зарегистрировано назначение – пассажирские перевозки. Если же заявлена функция грузопассажирских перевозок, то водителю уже придется оплачивать пройденный километраж. Плата на дорогах за транспортировку грузов, превышающих 12 тонн, касается только коммерческого транспорта независимо от фактической массы перевозимого груза.

Под действие «Платона» не подпадают:

▪          большегрузный автотранспорт, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок;

▪          весь служебный спецтранспорт, оборудованный специальной аэрографией и проблесковыми маячками (пожарные машины, транспорт аварийно-спасательных служб, медицинской помощи, военной автоинспекции, полиции);

▪          вся военная автотехника Министерства обороны РФ;

▪          весь легковой автотранспорт до 3,5 тонн;

▪          грузовые машины с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн.

Оплате в системе «Платон» подлежит только проезд по федеральным магистралям, которые имеют буквенно-циферную нумерацию, начинающуюся на литеру М.

Любой водитель или собственник большегруза имеет право не платить, если в системе не тарифицируется проезд, осуществленный по платным для любого автотранспорта участкам дорог; не оплачивается проезд по трассам регионального значения, узкоколейкам и гравийкам, проселочным дорогам и в населенных пунктах; бесплатно можно перевозить грузы на автотранспорте с допустимой массой менее 12 тонн.

В РФ каждый грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой более 12 тонн в обязательном порядке оборудуется системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных на основе GSM/GPRS. Если какие-либо машины с такой массой хоть иногда покидают пределы населенного пункта, на них устанавливаются специальные приборы и регистрируется аккаунт в системе «Платон». Ну а если они на регулярной основе задействованы в грузоперевозках, имеет смысл установить внутри специальное бортовое устройство, которое фиксирует фактически пройденный маршрут и направляет данные в систему контроля. 

Для единичных поездок водитель может воспользоваться маршрутной картой – документом, где указаны данные об автомобиле, маршруте проезда и сроках поездки. На его основе рассчитывается размер оплаты. Отклонение от указанного маршрута не разрешено. Для контроля используются стационарные рамки и мобильные пункты – автомобили со спецоборудованием.

На текущем этапе использования «Платона» предусмотрена оплата постфактум. Однако деньги должны быть внесены на индивидуальный счет, закрепленный системой за конкретным большегрузом, заранее, до поездки. Получив сигнал с бортового устройства, система рассчитывает стоимость и списывает средства в автоматическом режиме. В случае нарушения режима проезда или отсутствия регистрации в системе «Платон», равно как при неисправном бортовом устройстве, на водителя и/или владельца крупнотоннажника будет наложен внушительный штраф.

Размер платы для многотоннажных автомобилей (тариф за один километр пути) по федеральным трассам составляет 1,9 руб/км. Такое решение принял премьер-министр Дмитрий Медведев после встречи с мелкими и средними предпринимателями, которая состоялась 23 марта 2017 года. Тариф складывается из значения 3,73 и поправочного коэффициента 0,51. Индексация не будет применяться по 30 июня 2018 года.

 

Торговая организация ООО «Автотранспорт» на балансе имеет грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой 18 тонн, используемый ею для перевозки груза. Для определения маршрута движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения ООО «Автотранспорт» используется бортовое устройство, предоставленное безвозмездно оператором. 

Согласованная сторонами в договоре безвозмездного пользования стоимость бортового устройства – 3000 руб. Перед выпуском автомобиля в рейс оператору перечислен платеж в размере 20 000 руб. В январе 2017 года автомобилем пройдено по дорогам общего пользования федерального значения 920 км. В связи с этим оператором начислена плата в размере 1 407,6 руб. (920 км x 1,53 руб.). Организация при исчислении налога на прибыль применяет метод начисления.

Сумма предварительно внесенной оператору платы (20 000 руб.) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, не является расходом и отражается в составе дебиторской задолженности (пп. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). 

Затраты в виде платы в счет такого возмещения вреда относятся к расходам по обычным видам деятельности и учитываются в размере, определяемом оператором системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства (пп. 5, 6, 7 ПБУ 10/99). Расходы признаются при наличии условий, определенных п. 16 ПБУ 10/99, в том отчетном периоде, в котором выполнен рейс (п. 18 ПБУ 10/99).

Зарегистрированные в системе «Платон» перевозчики освобождаются от транспортного налога, используя право налогового вычета. Чтобы подтвердить это право, владелец большегрузной машины должен принести в налоговую инспекцию ряд документов.

Уменьшить транспортный налог можно только, если выплату «Платона» и транспортного налога производит одно и то же лицо. Если большегруз взят в лизинг или наемный водитель самостоятельно вносит платежи, то воспользоваться вычетом не удастся.

Расчет стоимости поездки можно произвести 2 способами: составление маршрутных карт; автоматизированная система расчета бортовым устройством. Бортовое устройство выдается бесплатно в отделениях Росавтодора, работает от прикуривателя.

Маршрутная карта формируется из сведений о предстоящем маршруте и включает следующую информацию: порядковый номер; Госзнак большегруза; дату и время выдачи; срок действия; протяженность участков и описание дорог федерального значения; размер оплаты.

Оформить карту можно несколькими способами: в терминалах самообслуживания; в Центрах поддержки пользователей системы «Платон»; в личном кабинете сайта http://platon.ru; в мобильном приложении. Срок ее действия ограничен 30 днями. Пользоваться можно сразу после оплаты. Неиспользованную карту можно вернуть вплоть до момента окончания ее действия.

Налог или не налог?

С одной стороны, платеж не поименован в Налоговом кодексе РФ, то есть является не налоговым платежом.

С другой стороны, это обязательный платеж и по сути является налогом, то есть одно и то же транспортное средство облагается и транспортным налогом, и платежами в системе «Платон» (гл. 28 НК РФ). Единственное различие между ними в том, что транспортный налог – региональный, а платежи в «Платон» – федеральные. Порядок расчета налога за грузовой автомобиль, по которому вносятся платежи в систему «Платон», следующий:

▪          рассчитывается транспортный налог за налоговый период в общеустановленном порядке (как произведение мощности двигателя в лошадиных силах и соответствующей налоговой ставки);

▪          определяется налог, подлежащий уплате в бюджет, как разница между суммой налога, рассчитанной за налоговый период (п. 1), и суммой платы в систему «Платон», внесенной за этот налоговый период (но не более начисленной суммы налога);

▪          если результат равен нулю или отрицательный, сумма налога принимается равной нулю.

Таким образом, несмотря на то что «Платон» не установлен Налоговым кодексом РФ, он является фактически налоговым платежом.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться