Дефицит бюджета падает

Дефицит бюджета – 58 млрд руб

Большие налоговые маневры

Большие налоговые маневры

Налоги нам обещают до президентских выборов не менять. Но 2018 г. все ближе, а значит,

Рубль против барреля

Рубль проявил удивительную стойкость к падению цен на нефть, потеряв к «американцу» менее

Инфляция выросла на 0,2%

Росстат сообщил об инфляции в РФ и ЕС

Отток капитала будет $12–13 млрд в 2017—2019 гг.

ЦБ дал новый прогноз по оттоку капитала

Трудотень

Вице-премьер Ольга Голо­дец назвала тип бедности, распространенный в России, «уникальным».

Помогут с резервами

Помогут с резервами

Госбанки готовы уйти из Украины

Чиновников премируют за экономию

У чиновников появляются новые источники легального дохода

Назван самый богатый россиянин

Forbes опубликовал список миллиардеров

Инвестиции в роскошь

Темпы роста цен на коллекционные предметы роскоши серьезно замедлились, свидетельствует

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   21.02.2016 10:21:41

Акцизная лихорадка

В поисках пополнения бюджета цены отправятся вверх

Николай Вардуль Главный редактор Финансовой газеты


Ситуация с инициативами вокруг акцизов, старых, ну и, конечно, новых, живо напоминает плохую оперетту. Суеты, персонажей и переодеваний с избытком, а смысла — ноль. Понятно только одно: есть акцизы «чистые», т. е. проверенные и возобновляемые, а есть «нечистые», т. е. однодневки, которые с шумом появляются и с треском проваливаются. Хотя, увы, не все.

Старые, но недобрые

С 1 апреля правительство собирается поднять акцизы на бензин. Соответствующий законопроект, вносящий изменения в Налоговый кодекс, предполагает увеличение акциза на бензин пятого класса с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. руб. за 1 т, на дизтопливо — с 4,15 тыс. до 5,29 тыс. руб. за 1 т, на бензин ниже пятого класса — с 10,5 тыс. до 13,1 тыс. руб. В итоге бюджет собирается получить в текущем году дополнительно 89,3 млрд руб., значится в пояснительной записке к законопроекту.

Новые поборы разработаны, естественно, Минфином. 8 февраля документ одобрен правительственной комиссией по законотворческой деятельности. Все дружно «забыли» обещание президента не увеличивать налоговую нагрузку. Хотя президент говорил о налогах, а тут акцизы. Разницы никакой, но слова-то разные, значит, формально и обещание не нарушено.

Любопытно, что в правительстве произошел спор. Начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин заявил РБК, что увеличение акцизов неминуемо приведет к росту цен на бензин. Но министр финансов Антон Силуанов придерживается иного мнения, он заявил журналистам, что это не так, потому что цены на нефть в рублях снижаются.

Теоретически министр финансов прав. При снижении цен на нефть, цены на топливо должны также следовать вниз. И вот тут-то, чтобы перевозчики не слишком радовались и не привыкали слишком быстро к сладкой жизни, самое время ввести акциз, чтобы цены не падали слишком круто. По той же логике президент Обама совсем недавно предлагал ввести налог на добычу нефти — чтобы бензин не слишком быстро дешевел, следуя за нефтью, но за океаном идея не прошла. У нас пройдет. А цены — им у нас одна дорога и уж точно не вниз. И не только на бензин, но и дальше по цепочке.

Вредные акцизы

Много шума наделали акцизы на «вредные товары». Законопроектом депутата от фракции «Справедливая Россия» Олега Михеева сегодня предлагается внести изменения в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), предусматривающие включение в перечень подакцизных товаров, установленный п. 1 ст. 181 НК РФ, картофельных чипсов и газированных вод с различным содержанием подслащивающих или вкусоароматических веществ, соли и жиров.

Президент Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН) Дмитрий Петров, защищая свой товар, заявил, что нет критериев, по которым можно было бы отнести те или иные продукты к вредным — «все зависит от количества потребления». Петров призвал в союзники Гиппократа: «Все есть яд и все есть лекарство. Все зависит от дозы».

Первоначально законопроект Михеева был шире, он включал и продукты с использованием пальмового масла. Правительство законопроект справоросса не поддержало. В заключении на голубом глазу сказано: «Следует отметить, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. отмечалась необходимость на ближайшие четыре года „зафиксировать“ действующие налоговые условия», т. е. память у правительства избирательная. Рост акцизов на бензин, как уже было сказано, правительственная комиссия одобрила, а законопроект от депутата, формально представляющего оппозицию, отклонен из-за «изменений налоговой нагрузки». Политика — это сплошные двойные стандарты. Но хотя бы газировка обошлась без акцизов. Но это пока, Михеев внес свой законопроект повторно, как мы видели без пальмового масла, но с газировкой и чипсами.

Отсутствие в законопроекте пальмового масла не значит, что акциз на него точно не появится. За такой акциз активно выступает министр сельского хозяйства Александр Ткачев. В этой мере он видит поддержку отечественных производителей молока. 8 февраля он заявил: «Я думаю, что, с одной стороны, все то, что предлагает Минсельхоз по маркировке, когда на пачке масла, кефире, ряженке большими буквами, подчеркиваю, большими, крупными буквами, будет написано, что этот молочный продукт изготовлен с использованием пальмового масла. Также мы поднимаем штрафы значительно, кратно за нарушения правил маркировки. С другой стороны, предложения Минздрава по введению акцизов, которые всецело поддерживаем». Минздрав руководствуется своими соображениями, Ткачев же честно называет экономические причины: «Соблазн для всех тех, кто работает на этом рынке, использовать пальмовое масло, которое, как известно, в три раза дешевле, чем молоко, достаточно велик, поскольку экономика и себестоимость такой продукции, безусловно, гораздо выгоднее».

Определяющей, однако, должна стать позиция Минздрава. Если пальмовое масло несет в себе повышенные угрозы заболеваний, в том числе онкологических, то с ним надо поступать как с сигаретами. О чем и говорил Ткачев. Если же Минздрав не может привести доводы, которые убедили бы не только министра сельского хозяйства, заинтересованного в поддержке отечественного производителя, но и не зависимое от него экспертное сообщество, то лишать население в кризис самого дешевого продукта, содержащего растительный белок, неправильно.

Сейчас, похоже, взята пальмовая пауза. Но акциз, несмотря на заключение правительства на первоначальный законопроект Михеева, все равно может быть введен с 1 июля 2016 г. Об этом заявил министр уже не сельского хозяйства, а финансов Антон Силуанов. Тут уж ни у кого не остается сомнений в том, что главный мотив, конечно, не столько забота о здоровье налогоплательщиков, а пополнение бюджета.

Излишества разные нехорошие

В настоящее время в перечень подакцизных товаров входят алкоголь и некоторые виды спиртосодержащей продукции, табак, автомобильное и авиационное топливо, моторные масла, легковые автомобили и мощные мотоциклы. Было время, когда перечень был гораздо обширнее. Есть, как мы видели, искушение поакцизничать.

Любопытная история произошла, например, с автомобильными шинами. Сначала в РБК написали, что правительство готовит введение акциза и на них. И эту информацию подтвердил, в частности, председатель правления Ассоциации производителей шин и генеральный директор «NokianTyres Россия» Андрей Пантюхов. Потом с опровержением выступил министр финансов Антон Силуанов. Правда, опровержение было слишком лапидарным: «Такого решения нет». Его можно понимать и так: решения нет, но планы остались.

Возникает вопрос: почему шины? С одной стороны, автомобиль целиком и так подакцизен, зачем же облагать его акцизом по частям? С другой стороны, вредными шины никак не назовешь.

Если акциз на шины так или иначе рассматривался, то логика здесь одна: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!».

Что ж, Россия в акцизотворчестве далеко не самая креативная страна. Шины, например, облагаются акцизом в Индии, как, впрочем, и большинство изготовляемых в этой стране товаров. Есть и весьма любопытные акцизные решения. В ряде штатов США существует налог (его можно считать и акцизом) на запрещенные наркотики. Казалось бы, если товар (наркотик) запрещен, какой смысл облагать его налогом? А смысл есть. Это опыт из дела Аль Капоне, которого, как известно, удалось отправить за решетку не за убийства, а за неуплату налогов (точнее, за несоответствие трат официальным доходам). Как правило, доказать причастность крупных мафиози к производству и сбыту наркотиков гораздо труднее, чем неуплату налогов с их бизнеса, связанного с наркотиками.

Так что древо акцизов пышно расцветает.

Николай Вардуль

Что входит в стоимость бензина

Мнения лидеров   21.02.2016 10:21:41   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.