ВВП РФ в марте вырос

ВЭБ говорит о выходе экономики РФ из рецессии

Как реформировать государство

Как реформировать государство

В Высшей школе экономики прошла ежегодная апрельская конференция, в которой традиционно

Новое удвоение

Несырьевой экспорт тормозит засилье государства в экономике

Декриминализация УК

В России за решеткой более 600 тысяч человек, их охраняют 200 тысяч

Хочешь господдержку — иди на экспорт

Расширение несырьевого экспорта — ключ диверсификации экономики

Дивиденды «Алроса»

Дивиденды «Алроса» могут составить 8,93 рубля на акцию

Треть сгущенки поддельная

Треть сгущенки поддельная

Пальмового масла в сгущенке не обнаружено

Минфин начинает продажу ОФЗ для населения

ВТБ и Сбербанк завтра начнут продавать ОФЗ для населения

Продажи смартфонов растут

Население стало покупать более дорогие смартфоны

Чай? Элементарно!

Зов кресла

Серьезные изменения в кабинете министров не за горами, в один голос утверждают источники,

Кудрин: все продать

Кудрин: все продать

400 млрд рублей от приватизации дополнительно

Прожиточный минимум увеличат

Документы уже поступили в правительство

Финансовый фестиваль пройдет 22 апреля

Финансовый фестиваль завершит Всероссийскую неделю финансовой грамотности

Сбербанк самый дорогой российский бренд

Бренд Сбербанка вырос за год

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   17.10.2015 09:02:37

Бюджет слепили из того, что было

Бухгалтерия вместо экономической политики

Николай Вардуль Главный редактор Финансовой газеты


Бюджет слепили из того, что было

Бюджет 2016 г. официально характеризуется как исключительно жесткий. «Бюджетная политика не может быть в настоящий момент никакой иной, кроме как максимально жесткой», — напутствовал главный правительственный финансовый документ премьер-министр Дмитрий Медведев. Минфину удалось выполнить главную цифровую задачу, поставленную президентом, — бюджет, по крайней мере на стадии законопроекта, удалось удержать в пределах 3%-ного дефицита. Минфин даже сумел снизить его до 2,8% ВВП, но в последний момент вернулся к 3%. На 170 млрд руб. выросли расходы на оборону, обоснование — Сирия.

Доходы

Общий вид федерального бюджета таков: доходы запланированы на уровне 13,58 трлн руб. (216 млрд долл. по текущему курсу), расходы — 15,94 трлн руб.

В 2015 г. дефицит ожидается также в пределах 3% ВВП.

Сразу стоит отметить инфляционный оптимизм бюджета: рост цен на будущий год запланирован на уровне 6,4%, что почти в два раза ниже ожидаемого в этом году (12–13%). У такого оптимизма, как давно известно, есть простенькое двойное дно.

Если инфляция перепрыгнет бюджетный ограничитель, для самого бюджета это только плюс, его доходы от этого увеличатся. Так что в какой-то мере это бюджетная заначка.

Доходы уменьшатся в 2016 г. на 2,2 трлн руб. по сравнению с трехлетним бюджетом и на 382 млрд по сравнению с июньскими проектировками. Это очевидный финансовый шок, особенно если замеры произвести в долларах. Поэтому Минфин и правительство напряженно искали новые доходы.

Прежде всего взоры были обращены на ТЭК. Логика Минфина заключалась в том, что сырьевые экспортеры, прежде всего нефтяники и газовики, получили дополнительную прибыль от девальвации рубля, а раз так, то где доля бюджета?

Нефтяники, ведомые Игорем Сечиным, главой «Роснефти», при поддержке Минэнерго первый натиск Минфина, предложившего при расчете НДПИ на нефть использовать не текущий, а специальный курс рубля, что, по некоторым подсчетам, приводило в среднем к росту фискальной нагрузки в $2 с каждого барреля экспортируемой нефти, отбили. Но полностью от дополнительного обложения им уйти не удалось. За счет сохранения экспортной пошлины на нефть в 2016 г. на уровне 42% от получаемых доходов бюджет получит дополнительно около 200 млрд руб. (в рамках налогового маневра пошлина должна была снизиться до 36%), за счет корректировки НДПИ для Газпрома в бюджет будет направлено еще 100 млрд руб. Для сравнения: по первоначальному варианту, нефтяники должны были бы за счет нового подсчета НДПИ на нефть заплатить в бюджет порядка 600 млрд руб.

Остальные дописточники не такие полноводные. От увеличения с 75 до 90% доли прибыли ЦБ РФ, зачисляемой в федеральный бюджет, — 56 млрд руб. От повышения ставок утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, введения утильсбора для самоходных машин и прицепов к ним — 56,5 млрд руб. От индексации ставки на табачную продукцию в 2016 г. в бюджет дополнительно поступит 2,2 млрд руб. От введения платежа в возмещение вреда, причиняемого дорогам машинами свыше 12 т, — 39,6 млрд руб. Доходы от приватизации в 2016 г. прогнозируются на уровне 33,2 млрд руб., в 2015 г. они оцениваются Минфином на уровне 5 млрд руб. Но это ненадежный источник, достаточно сказать, что по бюджетной трехлетке 2015—2017 гг., доходы от приватизации на 2016 г. планировались на уровне 99,9 млрд руб.

Расходы

Естественно, бюджет верстается ради расходов. Но бюджет-2016 «красен» не столько расходами, сколько их урезанием.

Кое-кто до последнего пытался убедить публику в том, что социальные и военные расходы бюджета секвестру не подлежат. Это, конечно, не так. Масштабы социальных и военных расходов в бюджете настолько велики, что, если бы их не тронули, пришлось бы убрать все остальные расходы, что попросту невозможно.

Можно, конечно, погрузиться в дефиниции: что считать социальными расходами, а что — нет. Но факт состоит в том, что сэкономили на пенсионерах. И настоящих, и будущих.

Индексация пенсий на 4% вместо положенных по закону 12% сэкономит бюджету около 560 млрд руб. — каждый процент индексации стоит казне 70 млрд руб., подсчитал министр финансов Антон Силуанов. На те же самые, несоизмеримые с фактической инфляцией 4% будут проиндексированы пенсионные выплаты военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате техногенных катастроф, инвалидам. Это — из карманов тех, кто уже на пенсии. Из карманов тех, кто официально признается самыми незащищенными. Из карманов тех, кто исправно ходит на выборы. Правда, на встрече премьера с «единороссами» 6 октября говорилось о возможности «второй индексации» пенсий по итогам первого полугодия 2016 г.

Сэкономили и на будущих пенсионерах. Принято решение о заморозке (третий год подряд) накопительных пенсий. Естественно, это решение не стали оглашать ни президент, ни премьер. 6 октября о нем официально заявили глава Пенсионного фонда Антон Дроздов и глава бюджетного департамента Минфина Алексей Лавров. Цена вопроса — бюджет получит дополнительно 340 млрд руб.

Любопытную во многих отношениях деталь отмечает, например, Reuter: «В статье Дмитрия Медведева в „Российской газете“ было написано, что накопительная пенсионная система — это основной источник длинных денег. Ровно в этот же день было принято решение о заморозке».

Замораживание — важная характеристика бюджета-2016. Оно распространяется на зарплаты чиновников и бюджетников, военнослужащих, силовиков, судей, на материнский капитал.

Конечно, можно утешаться тем, что соцрасходы в физическом выражении не урезаны, но свои обязательства государство урезало, это бесспорно.

Ножницы Минфина дотянулись и до военных статей расходов. Ранее бюджет Минобороны был сокращен на 227 млрд руб., но все же 170 млрд руб. в последний момент решили вернуть.

aleksashenko

Сергей Алексашенко: «Спрос, финансируемый федеральным бюджетом, снизится на 8–9%»

Если сокращаются социальные и военные расходы, то что уж говорить об остальных. По оценке Сергея Алексашенко, сокращение финансирования авиационной промышленности составляет 35%; АПК — 27%; атомной энергетики — 48%. Добавим в этот скорбный список потерь ЖКХ: расходы на этот комплекс сокращаются на 40%.

Алексашенко в издании Forbes пишет: «Можно смело утверждать, что в реальном выражении совокупный спрос, финансируемый федеральным бюджетом, снизится на 8–9%, т. е. бюджет внесет свой заметный отрицательный вклад в экономическую динамику будущего года. Но даже такая бюджетная конструкция не кажется прочной самому правительству — не случайно в проект закона заложена норма о том, что Минфин имеет право забрать из Резервного фонда дополнительные полтриллиона рублей, если доходы бюджета окажутся ниже планируемых (что вполне может случиться, стоит только нефтяным ценам скатиться вниз еще процентов на 10–15 или экономике отложить переход к стадии роста на пару кварталов), или если не получится привлечь запланированные полтриллиона рублей на внутреннем финансовом рынке (про выход на внешние рынки капитала в будущем году Минфин даже не заикается) — а такое опасение выглядит вполне обоснованным, пенсионные накопления в стране просто исчезают, как класс, а нерезидентов, которые и финансировали весь прирост рыночного госдолга, сегодня и калачом с маком на этот рынок не заманишь».

Что от бюджета-2016 экономике поддержке ждать не придется, — это, впрочем, увы, не сенсация. Это проводимая экономическая политика.

Николай Вардуль

budget

Мнения лидеров   17.10.2015 09:02:37   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.