Серая экономика

Как уживаются социальное государство и уклонение от налогов

Инвестиции на паузе

Инвестиции на паузе

Когда начнется приток?

Сын за отца отвечает

Новации от Минфина

Генпрокуратура против ЦБ

Конфликт вокруг банка «Югра»

Приоритетный экспорт

Определены приоритетные для экспорта отрасли

Падение «Югры»

Продолжается ползучий кризис российской банковской системы

Великий русский файервол

Великий русский файервол

Блогосфера в шоке

Сименс держит лицо

Концерн пострадал от санкций

Задорнов комментирует ситуацию вокруг «Югры»

Решение о выплатах принимали в ночи

Еще минус одна лицензия

Все банки попадаются на одном

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши

Как библиотека может стать банком

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   15.07.2017 10:06:43

Бюджетные новации

Почему Россия не Норвегия?

Николай Вардуль Главный редактор Финансовой газеты


Вочередной раз обновлена бюджетная трехлетка на 2017 г. и на 2018–2019 гг. В чем смысл поправок? Бюджет стал жестче и здоровее.

Курс – снижение дефицита

В 2017 г. дефицит бюджета уменьшится с 3,2% до 2,1% ВВП. При этом прогнозируемая цена на нефть увеличится до $45,6 с предыдущих $40. Снизится и показатель инфляции. Теперь вместо 4% он составил 3,8%.

На поддержку сельского хозяйства будет выделено еще 10 млрд руб. и 25 млрд руб. на докапитализацию Россельхозбанка. Дополнительно 900 млн руб. заложили на строительство автотрассы «Таврида» в Крыму.

На 2018 г. доходы бюджета согласованы в 14,659 трлн руб., расходы – 16,222 трлн руб.

Параметры бюджета рассчитаны исходя из более низкой (в сравнении с обновленным прогнозом Минэкономразвития на 2017 г.) цены нефти Urals ($40,8 за баррель в 2018 г., $41,6 – в 2019 г. и $42,4 – в 2020 г.) и заметно более слабого курса рубля, который спрогнозировало МЭР в базовом сценарии (плавное ослабление с 69,8 руб./долл. до 72,7 руб./долл. в 2020 г.). Подобный сценарий предполагает рост рублевой цены нефти с 2848 руб./барр. до 3082 руб./барр. в 2020 г., что и должно позволить нарастить нефтегазовые доходы (сценарий Минфина предполагает их рост с 5,4 трлн руб. в 2018 г. до 5,8 трлн руб. в 2020 г.).

Но главная тенденция, названная министром финансов, другая: доля доходов, не связанных с нефтью и газом, будет увеличиваться из года в год. Если в 2017 г. правительство ожидает долю ненефтегазовых доходов на уровне 60% от всех доходов, то в 2018 г. этот показатель составит уже 63%.

Дополнительные нефтегазовые доходы сверх $40 за баррель подлежат изъятию в резервные фонды по новым бюджетным правилам. Вступление этого принципа в полном объеме запланировано Минфином на 2019 г.

«При формировании бюджета исходим из того, что при любой ситуации на нефтяном рынке, при любых иных внешних вводных событиях необходимо сохранять устойчивость и сбалансированность бюджетной системы. Мы откорректировали общую конструкцию бюджетного правила, установлена так называемая цена отсечения на нефть марки Urals на уровне $40 за баррель, ежегодно предполагается ее индексация», – заявил премьер Дмитрий Медведев.

По его оценке, сбалансированный бюджет – это, во-первых, бюджет, который при любой внешнеэкономической конъюнктуре позволяет выполнять обязательства перед людьми: вовремя выплачивать зарплату, пенсии, пособия, стипендии и в соответствии с законодательством их индексировать. Во-вторых, это бюджет, в котором есть деньги для финансирования важнейших проектов в сфере транспорта, энергетики, программ по развитию образования, здравоохранения, по жилищному строительству. Нужно также поддержать ключевые сектора промышленности и сельского хозяйства, помогать региональным бюджетам и предусмотреть дополнительные резервы, чтобы использовать их в случае необходимости.

Дефицит бюджета на 2018 г. запланирован в 1,561 трлн. «Это самый низкий дефицит за последние годы. В дальнейшем предусматривается постепенное сокращение дефицита бюджета – до 0,9% в 2019 г., до 0,8% в 2020 г.», – пообещал министр финансов Антон Силуанов. Это и есть решающий показатель.

Поскольку расходы в следующем году сократятся по сравнению с текущим годом почти на 400 млрд руб., необходима их инвентаризация. Дмитрий Медведев уверен, что «резервы для оптимизации расходов есть практически по каждому направлению».

Снижение дефицита бюджета позволит сократить использование резервов. Правительство считает, что их использование в 2018 г. будет вдвое ниже, чем в текущем. Уже с 2019 г. Минфин полностью предлагает отказаться от использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и будет финансировать дефицит бюджета в основном за счет заимствований.

«Основным источником финансирования дефицита бюджета станет привлечение на внутреннем финансовом рынке. Мы предусматриваем привлечение в чистом виде чуть более 1 трлн руб. на протяжении трехлетнего периода. Основным источником будут ОФЗ, которые мы планируем выпускать в валовом выражении более 1,5 трлн руб.», – сообщил Антон Силуанов.

Представленная бюджетная конструкция не дает лоббистам развернуться. Для согласования межведомственных противоречий по расходам Антон Силуанов предложил создать специальный резерв на сумму всего 77 млрд руб. Его и предлагается разделить до сентября этого года. По формуле, обозначенной Минфином, в этот резерв будет отправлено до 2% от незащищенных статей бюджета. Двухпроцентное сокращение не коснется статей расходов на оплату труда и выплату денежного довольствия, на финансирование публично-нормативных обязательств, международных договоров, межбюджетных трансфертов в государственные внебюджетные фонды, содержание судебной системы и обслуживание госдолга.

«Излишняя жесткость»

Цифр много. Чтобы в них не утонуть, надо вычленить главное.

Во-первых, правительство по традиции предпочитает не верить в возможность существенных колебаний цен на нефть и фактически на ближайшие годы исходит из их сегодняшнего уровня с некоторым страховочным шажком вниз.

Во-вторых, отчасти неверие в рост цен на нефть – лейтмотив очень жесткой финансовой конструкции. Любопытно, что даже Алексей Кудрин назвал параметры бюджета вполне здравыми, но тем не менее счел, что Минфин проявил излишнюю жесткость к сокращению расходов. «Ниже 34% расходов опускаться сейчас не стоило бы в связи с тем, что у нас большие задачи по финансированию структурных изменений в экономике, по укреплению инфраструктуры страны, в бюджетных сферах – образовании, здравоохранении», – приводит агентство Rambler News Service слова Кудрина. По его подсчетам, в проектировках Минфина речь идет об урезании расходов до 33% ВВП в 2020 г.

В-третьих, дело, конечно, не в 33 или 34% расходов в ВВП, содержательный вывод, вытекающий из жесткого сокращения расходов, в общем виде формулируют на ленте агентства «Прайм» аналитики Райффайзенбанка: «Представленный Минфином план фактически не содержит в себе реализации обсуждаемых реформ и структурных изменений бюджета (например, роста расходов для поддержки экономики или налоговых маневров): изменение параметров связано в основном с корректировкой макроэкономического сценария. Этого же не предусматривает действующий базовый макропрогноз Минэкономразвития. Таким образом, создается впечатление, что правительство фактически консервирует существующий порядок вещей, отказываясь от активных действий, так как они либо в настоящий момент не находят широкой поддержки (налоговый маневр, повышение пенсионного возраста), либо их предпочитают отложить на более длительный срок».

Первым закончится Фонд национального благосостояния

Самое резонансное нововведение – это объединение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Минфин многократно предупреждал о приближающихся сроках исчерпания Резервного фонда. Но объединение суверенных фондов, по сути, означает кончину ФНБ. Потому что объединение фондов – это именно отказ от целей, которые ставились перед ним. Именно так еще год назад ставил вопрос Антон Силуанов: «Если закончатся средства Резервного фонда, то ФНБ – точно такой же резервный фонд».

Напомним, первоначально задачей Резервного фонда ставилась страховка федерального бюджета на случай неблагоприятной нефтяной конъюнктуры. ФНБ, создававшийся за счет нефтегазовых доходов после пополнения средств Резервного фонда был страховкой прежде всего Пенсионного фонда. Россия в этом следовала за примером Норвегии. Именно риски Пенсионного фонда Счетная палата выдвигала в качестве возражений против объединения фондов, но теперь за все будет отвечать бюджет.

Потом было решено использовать ФНБ для финансирования инфраструктурных проектов, на эти цели было зарезервировано почти 40% его средств.

Слияние двух фондов простимулировало исчерпание Резервного фонда, которое, по оценке Минфина, должно произойти в 2017 г.

Николай Вардуль

Мнения лидеров   15.07.2017 10:06:43   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.