Общее собрание санкционеров

Чем грозит российской экономике «Кремлевский доклад» На прошлой неделе

Энергетика останется во власти угля и газа

Энергетика останется во власти угля и газа

Накануне открытия Давосского форума Международный валютный фонд повысил прогноз роста мировой

Самые высокие и самые низкие ставки корпоративного налога в мире

В поисках новых налоговых решений можно обратиться к зарубежным реалиям

Фискальный аватар

Президент Владимир Путин предложил правительству в самое ближайшее время оптимизировать

Паи без правил

В прошедшем году из 248 открытых паевых инвестиционных фондов со стоимостью чистых активов

Ипотечный рынок закончил год рекордами

Весь минувший год ипотечный рынок бил рекорды роста. Уже к началу ноября жилищных кредитов в

Кремлевские горки

Кремлевские горки

Публикация Минфином США «Кремлевского доклада» вызвала повышенную волатильность на российском

Недвижимые тренды

Первые оценки ведущих риэлтеров и девелоперов говорят о том, что рынок недвижимости в прошлом

Все в порядке. Падаем.

Российское промышленность провалила четвертый квартал

Цифровой разрыв

Цифровые технологии, компьютеризация и автоматизация различных процессов уже плотно вошли в

Все - в SPA!

Оздоровление, омолаживание и обретение гармонии с окружающим миром волновало человечество с

Собачий бизнес «кусается»

Собачий бизнес «кусается»

Собаководство, особенно элитное, – прибыльный и динамичный бизнес, объединяющий целый ряд

Торможение на высоте

Любителям активного зимнего отдыха осталось еще два месяца, чтобы вдоволь накататься на

Бизнес на фитнесе

Есть, по крайней мере, три повода поговорить о фитнесе именно сейчас. Во-первых, длительные

Московские кадеты дали присягу в Зале Воинской Славы

22 декабря в московском Музее Победы состоялось торжественное принятие присяги кадетов Школы

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Мнения лидеров   24.07.2015 12:20:42

Как проложить дорогу из кризиса

Чем для России ценен Азиатский банк инфраструктурных инвестиций



Как проложить дорогу из кризиса

Константин Ильковский готов отдать 115 тысяч гектаров вверенного его губернаторскому попечительству Забайкальского края китайцам. В аренду на 49 лет. забайкальскийкрай.рф

30 июня состоялось подписание «базового документа» о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). 2 июля правительство одобрило пакет документов, по которым российский Дальний Восток и территории, граничащие с КНР, станут одной из основных «зон ответственности» АБИИ. Что это значит?

Неблагоприятный забайкальский фон

Первой реакцией читателя может оказаться кривая ухмылка. Буквально только что мусолилась информация о том, что громадная территория Забайкалья может оказаться в долгосрочной аренде Китая, сообщалось даже о том, что работать на этой территории впредь будут исключительно китайцы. А теперь Москва «спихивает» с себя ответственность за важнейшую — инфраструктурную часть развития Дальнего Востока, перекладывая ее на только что созданный международный банк, первую скрипку в котором будет играть, конечно, все тот же Китай.

Реакция поверхностная, но небезосновательная. Да, Дальний Восток, несмотря на создание одноименного министерства и многочисленных федеральных программ продолжает ощущать дефицит внимания центральных властей к своим болям и надеждам. Так что информация о том, что губернатор Забайкальского края Константин Ильковский дал согласие на передачу в аренду на 49 лет участка земли площадью 115 тысяч гектаров китайской компании Huae Xingbang за 24 млрд рублей, легла на подготовленную почву.

Естественно, сразу же последовали возражения. Если передаваемый в аренду участок прилегает к государственной границе, то сделка требует одобрения Москвы. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, депутат КПРФ Николай Арефьев направил письмо генпрокурору Юрию Чайке с просьбой «детально рассмотреть вопрос законности и целесообразности возможной передачи приграничных территорий Забайкалья в аренду китайским инвесторам, специализирующимся на изготовлении швейных машин». Депутат также просит прокуратуру проверить действия чиновников, принимавших это решение «в ущерб интересам страны», на предмет коррупции.

Назывались и очевидные риски. Во-первых, после 49 лет это будет фактически территория Китая. Во-вторых, «где они что-то сажают, земля умирает. Там много лет ничего расти не будет». В-третьих, они будут демпинговать на сельхозрынке, в результате пострадает все российское сельское хозяйство.

Губернатор Ильковский оправдывался. В интервью «Известиям» он заявил: «Мы даем не иностранным гражданам в аренду землю, а российскому предприятию с иностранным капиталом. Собственники в нем китайцы. Мы предполагаем, что это будет не на 100% китайский капитал, наша доля составит от 25% до 50%. На начальном этапе это будет одно из инфраструктурных предприятий Забайкальского края, но если во время подготовки договора мы найдем российского частного инвестора, то это будет российский инвестор». Губернатора поддержал посол России в Китае Андрей Денисов. По его мнению, серьезных оснований для беспокойства в связи с возможной передачей в аренду китайской компании земель в Забайкалье не существует: Пекин «не дает ни малейшего повода для подозрений в намерениях претендовать на территории России».

Но это общо. А у депутата Арефьева конкретные вопросы. Он напоминает: участок земли, о котором идет речь, предназначен исключительно для сельского хозяйства, а китайская компания, которая собирается его «арендовать», занимается промышленным производством. «Они говорят, что будут там заниматься земледелием, животноводством и растениеводством. Кто этим будет заниматься? Фирма, которая производит швейные машинки (Huae Xingbang является „дочкой“ крупного китайского производителя швейных машин Zoje Resources Investment)? Одно это говорит о том, что тут настоящая афера».

Скандал налицо. Но стоит отметить два момента. В дискуссию вмешался российский посол в Китае, а это спонтанно не происходит. Кремль же сохраняет молчание. 22 июня Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, заявил: «Пока я это никак не комментирую». И добавил: «Если будет обращение, то соответствующие ведомства сообщат о своей точке зрения». В Кремле не могут не знать о негативном общественном восприятии известий о забайкальской долгосрочной аренде, значит, молчание — знак одобрения сделки. Отсюда и разговорчивость посла.

Что все это означает? Нам продемонстрировали оборотную сторону российского поворота на Восток. Бескорыстие — это из романов, а не из межгосударственных отношений, здесь все делается по принципу «ты — мне, я — тебе».

Что мы — им, понятно, а что же они — нам?

Дорога в будущее

Настала очередь АБИИ. Для чего Китаю этот банк? Для того, чтобы увеличить свое финансовое присутствие в Азии и в целом в мире, и для того, чтобы обеспечить финансовую поддержку своего мегапроекта — «Великого шелкового пути».

Для чего России в нем участвовать? Во-первых, есть немало российских политиков и политологов, которые видят в АБИИ начатки некой альтернативы американскому финансово-банковскому господству. Во-вторых, у России есть свой близкий к «Великому шелковому пути» изначально транспортный мегапроект — «Трансевразийский пояс развития» (ТЕПР). «Пояс» — потому что предполагается, что на базе современной железной дороги, других самых современных инфраструктурных проектов — от энергетики до Интернета будет заложена база для новых производств и в целом новой социально-экономической модели развития российских регионов. И совершенно неслучайно правительство РФ подчеркивает, что видит будущее поле деятельности АБИИ и на нашем Дальнем Востоке.

Это совсем не аренда. Это привлечение международных финансовых ресурсов для создания в первую очередь новой транспортной артерии, которая расширит транспортировку грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Европу. Конечные точки могут совпадать с «Великим шелковым путем», но российский маршрут гораздо прямее и безопаснее, по сравнению с сухопутным маршрутом «Великого шелкового пути». Это не значит, что они конкуренты. ТЕПР может частично быть «северной веткой» «Великого шелкового пути».

ТЕПР — это не только шанс на новое качество жизни российских регионов, но и заявка России на новое место в международном разделении труда — место великой транспортной державы. Ну и к тому же ТЕПР — это новые инвестиции как раз того, чего катастрофически не достает сегодня российской экономике.

ТЕПР — не маниловщина. Уже идущая модернизация Транссиба и БАМа — начало ТЕПР. Расширение его инвестиционной базы — важная задача. И АБИИ — один из способов ее решения.

Николай Вардуль

Мнения лидеров   24.07.2015 12:20:42   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.