Генпрокуратура против ЦБ

Конфликт вокруг банка Югра

Приоритетный экспорт

Приоритетный экспорт

Определены приоритетные для экспорта отрасли

Рынок ушел в пике

Время покупать

Инфляция снова растет

В Банке России обратили внимание на негативные последствия крепкого рубля

Налоги недоплачивают

Эффективность взыскания налоговой задолженности снижается

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

Памятник на колесах

Продается подарок Гельмута Коля Борису Ельцину

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   24.07.2015 12:20:42

Как проложить дорогу из кризиса

Чем для России ценен Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

Николай Вардуль Главный редактор Финансовой газеты


Как проложить дорогу из кризиса

Константин Ильковский готов отдать 115 тысяч гектаров вверенного его губернаторскому попечительству Забайкальского края китайцам. В аренду на 49 лет. забайкальскийкрай.рф

30 июня состоялось подписание «базового документа» о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). 2 июля правительство одобрило пакет документов, по которым российский Дальний Восток и территории, граничащие с КНР, станут одной из основных «зон ответственности» АБИИ. Что это значит?

Неблагоприятный забайкальский фон

Первой реакцией читателя может оказаться кривая ухмылка. Буквально только что мусолилась информация о том, что громадная территория Забайкалья может оказаться в долгосрочной аренде Китая, сообщалось даже о том, что работать на этой территории впредь будут исключительно китайцы. А теперь Москва «спихивает» с себя ответственность за важнейшую — инфраструктурную часть развития Дальнего Востока, перекладывая ее на только что созданный международный банк, первую скрипку в котором будет играть, конечно, все тот же Китай.

Реакция поверхностная, но небезосновательная. Да, Дальний Восток, несмотря на создание одноименного министерства и многочисленных федеральных программ продолжает ощущать дефицит внимания центральных властей к своим болям и надеждам. Так что информация о том, что губернатор Забайкальского края Константин Ильковский дал согласие на передачу в аренду на 49 лет участка земли площадью 115 тысяч гектаров китайской компании Huae Xingbang за 24 млрд рублей, легла на подготовленную почву.

Естественно, сразу же последовали возражения. Если передаваемый в аренду участок прилегает к государственной границе, то сделка требует одобрения Москвы. Зампред комитета Госдумы по экономической политике, депутат КПРФ Николай Арефьев направил письмо генпрокурору Юрию Чайке с просьбой «детально рассмотреть вопрос законности и целесообразности возможной передачи приграничных территорий Забайкалья в аренду китайским инвесторам, специализирующимся на изготовлении швейных машин». Депутат также просит прокуратуру проверить действия чиновников, принимавших это решение «в ущерб интересам страны», на предмет коррупции.

Назывались и очевидные риски. Во-первых, после 49 лет это будет фактически территория Китая. Во-вторых, «где они что-то сажают, земля умирает. Там много лет ничего расти не будет». В-третьих, они будут демпинговать на сельхозрынке, в результате пострадает все российское сельское хозяйство.

Губернатор Ильковский оправдывался. В интервью «Известиям» он заявил: «Мы даем не иностранным гражданам в аренду землю, а российскому предприятию с иностранным капиталом. Собственники в нем китайцы. Мы предполагаем, что это будет не на 100% китайский капитал, наша доля составит от 25% до 50%. На начальном этапе это будет одно из инфраструктурных предприятий Забайкальского края, но если во время подготовки договора мы найдем российского частного инвестора, то это будет российский инвестор». Губернатора поддержал посол России в Китае Андрей Денисов. По его мнению, серьезных оснований для беспокойства в связи с возможной передачей в аренду китайской компании земель в Забайкалье не существует: Пекин «не дает ни малейшего повода для подозрений в намерениях претендовать на территории России».

Но это общо. А у депутата Арефьева конкретные вопросы. Он напоминает: участок земли, о котором идет речь, предназначен исключительно для сельского хозяйства, а китайская компания, которая собирается его «арендовать», занимается промышленным производством. «Они говорят, что будут там заниматься земледелием, животноводством и растениеводством. Кто этим будет заниматься? Фирма, которая производит швейные машинки (Huae Xingbang является „дочкой“ крупного китайского производителя швейных машин Zoje Resources Investment)? Одно это говорит о том, что тут настоящая афера».

Скандал налицо. Но стоит отметить два момента. В дискуссию вмешался российский посол в Китае, а это спонтанно не происходит. Кремль же сохраняет молчание. 22 июня Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, заявил: «Пока я это никак не комментирую». И добавил: «Если будет обращение, то соответствующие ведомства сообщат о своей точке зрения». В Кремле не могут не знать о негативном общественном восприятии известий о забайкальской долгосрочной аренде, значит, молчание — знак одобрения сделки. Отсюда и разговорчивость посла.

Что все это означает? Нам продемонстрировали оборотную сторону российского поворота на Восток. Бескорыстие — это из романов, а не из межгосударственных отношений, здесь все делается по принципу «ты — мне, я — тебе».

Что мы — им, понятно, а что же они — нам?

Дорога в будущее

Настала очередь АБИИ. Для чего Китаю этот банк? Для того, чтобы увеличить свое финансовое присутствие в Азии и в целом в мире, и для того, чтобы обеспечить финансовую поддержку своего мегапроекта — «Великого шелкового пути».

Для чего России в нем участвовать? Во-первых, есть немало российских политиков и политологов, которые видят в АБИИ начатки некой альтернативы американскому финансово-банковскому господству. Во-вторых, у России есть свой близкий к «Великому шелковому пути» изначально транспортный мегапроект — «Трансевразийский пояс развития» (ТЕПР). «Пояс» — потому что предполагается, что на базе современной железной дороги, других самых современных инфраструктурных проектов — от энергетики до Интернета будет заложена база для новых производств и в целом новой социально-экономической модели развития российских регионов. И совершенно неслучайно правительство РФ подчеркивает, что видит будущее поле деятельности АБИИ и на нашем Дальнем Востоке.

Это совсем не аренда. Это привлечение международных финансовых ресурсов для создания в первую очередь новой транспортной артерии, которая расширит транспортировку грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии в Европу. Конечные точки могут совпадать с «Великим шелковым путем», но российский маршрут гораздо прямее и безопаснее, по сравнению с сухопутным маршрутом «Великого шелкового пути». Это не значит, что они конкуренты. ТЕПР может частично быть «северной веткой» «Великого шелкового пути».

ТЕПР — это не только шанс на новое качество жизни российских регионов, но и заявка России на новое место в международном разделении труда — место великой транспортной державы. Ну и к тому же ТЕПР — это новые инвестиции как раз того, чего катастрофически не достает сегодня российской экономике.

ТЕПР — не маниловщина. Уже идущая модернизация Транссиба и БАМа — начало ТЕПР. Расширение его инвестиционной базы — важная задача. И АБИИ — один из способов ее решения.

Николай Вардуль

Мнения лидеров   24.07.2015 12:20:42   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.