Активность платежного баланса РФ снижается

Платежный баланс РФ сократился сильнее, чем снизились цены на нефть

Двери Китая широко открыты

Двери Китая широко открыты

Китай борется с оттоком капиталов

Без инноваций

Если на науке и образовании экономить, они деградируют

Дональд Трамп нашел формулу сотрудничества с Россией

Трамп не оговорил снятие санкций Крымом или Донбасом

Адресная поддержка вместо льготного НДС

Минфину нужен полновесный НДС

Автостраховщики и мошенники

Основанием для обращения в суд является нарушение прав страхователей страховщиками

Саудовская Аравия диверсифицирует свой ТЭК

Саудовская Аравия диверсифицирует свой ТЭК

Саудовцы готовы инвестировать в возобновляемую и атомную энергетику

ЦБ трясет частные пенсионные фонды

ЦБ заглядывает в инвестиционный портфель пенсионных фондов

Московская «вторичка» дешевеет

Метр «вторички» в Москве дешевле 200 тыс. рублей

Господдержка промышленности

Больше других от государства получит автопром

«Большая восьмерка»

Первый триллионер появится в течение ближайших 25 лет

Умные вымирают

Умные вымирают

Ум не способствует размножению

Зарплату гостопменеджеров регулировать не будут

В России гостопменеджеры получают в разы больше, чем их коллеги в Китае

Безусловный базовый доход для европейцев

Финляндия уже экспериментирует с безусловным базовым доходом

Пенсия подрастет

На 2017-й год обещано две индексации пенсий

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   02.02.2012 10:00:40

Нужно развивать конкурентные преимущества

Валерий Миронов заместитель директора «Центра развития» ГУ–ВШЭ


Как правило, страны имеют либо сырьевые ресурсы, либо качественную рабочую силу. У России есть и то, и другое — на это конкурентное преимущество и надо опираться. То есть не оттеснять наши добывающие сектора, а развивать их, дополнять перерабатывающими отраслями.

Например, не просто добывать нефть и газ, а развивать нефтепереработку и нефтехимию. То есть создавать продукты с высокой добавленной стоимостью, которые будут приносить больше денег в бюджет. Вопрос в том, что прежде нужно дисконтировать капиталовложения, чтобы понять, какие сектора развивать. Нужно понимать, какие из имеющихся конкурентоспособных секторов развивать: авиапром, автопром или нефтегазопереработку, нефтехимию. Но уже есть понимание, что круг перспективных секторов составляют именно эти отрасли.

Транспортные коридоры из Азии в Европу, например, на основе Транссиба — тоже вариант. Но пока дешевле морские пути. Разве что появятся новые технологии, резко удешевляющие наземные перевозки — какие-нибудь поезда на воздушной подушке… Или если мы после вступления в ВТО допустим иностранных инвесторов в транспортный сектор и в сектор вторичных транспортных услуг — обслуживание аэропортов и проч. Тогда Россия действительно сможет стать транспортным мостом между Европой и Азией.

Что касается инновационных секторов, то я предложил бы здесь не складывать яйца в одну корзину. Не вкладываться только в нанотехнологии или IT-сектор, а вкладываться еще и в биотехнологии например. Эти отрасли могут «выстрелить». Но нужно понимать, что здесь вы, образно говоря, покупаете опцион. Поэтому нужно хеджировать риски, не закладываясь на что-то одно, не вкладывая на первом этапе значительные ресурсы. Идеально было бы зарабатывать деньги в реальном секторе, а часть полученных доходов вкладывать сюда: пропадут, так не жалко, зато выигрыш может быть колоссальным.

Но все это должно быть оформлено в виде стратегии. Причем стратегия развития экономики должна быть рассчитана на 15 лет, как минимум. А пока у нас «Стратегия-2020» принимается накануне 2012 года. Какая же это стратегия — на 8 лет? Стратегии должны быть рассчитаны лет на 20, не меньше.

Дело в том, что ее реализация во многом зависит от достижения инвестициями критического объема — и этот объем может достигаться очень долго. Поэтому, если через 10 лет нет результатов, нельзя отчаиваться, а нужно продолжать идти вперед и вкладывать деньги.

Другой вопрос, будет ли это делаться. Думаю, для предотвращения шараханья нужно закрепить стратегию в законе. Сейчас в Госдуме лежит законопроект о долгосрочном планировании, вернее о стратегии управления, там прописано составление стратегических планов, вернее, целого их комплекса, на уровне России, федеральных округов и секторов экономики. Но он нуждается в доработке — пока непонятен механизм исполнения и координации. Бизнесу же невозможно «спускать планы» как в советские времена.

Но само стратегическое планирование нужно непременно. Возможно, в содружестве науки, правительства и бизнеса — т.н. «тройной спирали». В разных странах такие «треугольники летящих гусей», как говорят в Японии, строились по-разному. В той же Японии главную роль здесь играло правительство. В Европе, где есть НИС (Национальная инвестиционная система), главную роль играет бизнес. Россия здесь, мне кажется, впереди планеты всей, потому что у нас главную роль играет наука: в консорциуме ВШЭ и РАНХ готовится «Стратегия-2020». Главное, чтобы эти разработки внедрялись в практику.

Мнения лидеров   02.02.2012 10:00:40   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.