Российско-японское сотрудничество на Курилах

Вопрос о возврате «северных территорий» Токио не ставит

Фискальная лямка

Фискальная лямка

14 февраля Минфин вывесил «Предварительную оценку исполнения федерального бюджета

Азимуты очередной налоговой реформы

В России до 2018 г. действует мораторий на повышение налогов, но правительство уже начало

Классический цикл и никакой Сирии

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования опубликовал на своем сайте

Казначейство сопроводит

Казначейство готовится сопровождать средства

Роботы и чиновники

Президент Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов вместе с экспертами Центра

Что держит рубль наверху?

Что держит рубль наверху?

На минувшей неделе рубль укрепился до полуторагодовых максимумов в отсутствие сколь-либо

Россия наращивает возобновляемые источники энергии

По доле возобновляемых источников в энергетическом балансе Россия отстает от среднемирового

5G уже на пороге

Российские компании тоже участвуют в гонке за 5G

Сирия купит пшеницу

Шесть контрактов по 200 тысяч тонн

Глава МВФ — нехорошее место

Глава МВФ — нехорошее место

Против Кристин Лагард тоже выдвигались обвинения, а Стросс-Кана и вспоминать не хочется

Сердюков поработает в ОАК

Правительство не бросило Сердюкова

Врачам отменят надбавки

Москва решила не переплачивать медикам

Россияне стали богаче

Доходы россиян выросли

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   02.02.2012 10:00:40

Нужно развивать конкурентные преимущества

Валерий Миронов заместитель директора «Центра развития» ГУ–ВШЭ


Как правило, страны имеют либо сырьевые ресурсы, либо качественную рабочую силу. У России есть и то, и другое — на это конкурентное преимущество и надо опираться. То есть не оттеснять наши добывающие сектора, а развивать их, дополнять перерабатывающими отраслями.

Например, не просто добывать нефть и газ, а развивать нефтепереработку и нефтехимию. То есть создавать продукты с высокой добавленной стоимостью, которые будут приносить больше денег в бюджет. Вопрос в том, что прежде нужно дисконтировать капиталовложения, чтобы понять, какие сектора развивать. Нужно понимать, какие из имеющихся конкурентоспособных секторов развивать: авиапром, автопром или нефтегазопереработку, нефтехимию. Но уже есть понимание, что круг перспективных секторов составляют именно эти отрасли.

Транспортные коридоры из Азии в Европу, например, на основе Транссиба — тоже вариант. Но пока дешевле морские пути. Разве что появятся новые технологии, резко удешевляющие наземные перевозки — какие-нибудь поезда на воздушной подушке… Или если мы после вступления в ВТО допустим иностранных инвесторов в транспортный сектор и в сектор вторичных транспортных услуг — обслуживание аэропортов и проч. Тогда Россия действительно сможет стать транспортным мостом между Европой и Азией.

Что касается инновационных секторов, то я предложил бы здесь не складывать яйца в одну корзину. Не вкладываться только в нанотехнологии или IT-сектор, а вкладываться еще и в биотехнологии например. Эти отрасли могут «выстрелить». Но нужно понимать, что здесь вы, образно говоря, покупаете опцион. Поэтому нужно хеджировать риски, не закладываясь на что-то одно, не вкладывая на первом этапе значительные ресурсы. Идеально было бы зарабатывать деньги в реальном секторе, а часть полученных доходов вкладывать сюда: пропадут, так не жалко, зато выигрыш может быть колоссальным.

Но все это должно быть оформлено в виде стратегии. Причем стратегия развития экономики должна быть рассчитана на 15 лет, как минимум. А пока у нас «Стратегия-2020» принимается накануне 2012 года. Какая же это стратегия — на 8 лет? Стратегии должны быть рассчитаны лет на 20, не меньше.

Дело в том, что ее реализация во многом зависит от достижения инвестициями критического объема — и этот объем может достигаться очень долго. Поэтому, если через 10 лет нет результатов, нельзя отчаиваться, а нужно продолжать идти вперед и вкладывать деньги.

Другой вопрос, будет ли это делаться. Думаю, для предотвращения шараханья нужно закрепить стратегию в законе. Сейчас в Госдуме лежит законопроект о долгосрочном планировании, вернее о стратегии управления, там прописано составление стратегических планов, вернее, целого их комплекса, на уровне России, федеральных округов и секторов экономики. Но он нуждается в доработке — пока непонятен механизм исполнения и координации. Бизнесу же невозможно «спускать планы» как в советские времена.

Но само стратегическое планирование нужно непременно. Возможно, в содружестве науки, правительства и бизнеса — т.н. «тройной спирали». В разных странах такие «треугольники летящих гусей», как говорят в Японии, строились по-разному. В той же Японии главную роль здесь играло правительство. В Европе, где есть НИС (Национальная инвестиционная система), главную роль играет бизнес. Россия здесь, мне кажется, впереди планеты всей, потому что у нас главную роль играет наука: в консорциуме ВШЭ и РАНХ готовится «Стратегия-2020». Главное, чтобы эти разработки внедрялись в практику.

Мнения лидеров   02.02.2012 10:00:40   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.