Генпрокуратура против ЦБ

Конфликт вокруг банка Югра

Приоритетный экспорт

Приоритетный экспорт

Определены приоритетные для экспорта отрасли

Рынок ушел в пике

Время покупать

Инфляция снова растет

В Банке России обратили внимание на негативные последствия крепкого рубля

Налоги недоплачивают

Эффективность взыскания налоговой задолженности снижается

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

Памятник на колесах

Продается подарок Гельмута Коля Борису Ельцину

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   04.09.2015 10:29:12

Слово из трех букв

Какие проекты выбирает правительство для финансирования из средств ФНБ

Николай Вардуль Главный редактор Финансовой газеты


Слово из трех букв

Андрей Белоусов считает, что копилка ФНБ опустела настолько, что расходы из нее необходимо приостановить. foto.apec2012.ru

На тему ФНБ в последнее время высказались и помощник президента Андрей Белоусов, и министр экономического развития Алексей Улюкаев. Точнее, они говорили, что средства фонда уже изрядно истощены и его возможности как источника новых госинвестиций практически исчерпаны. Тем интереснее оценить последние приливную и отливную волны проектов, которые или получили заветный допуск к инвестиционным закромам Родины, или получили отказ. Проявились ли при этом какие-нибудь внятные приоритеты правительства?

Первое, однако, что прояснилось, — загадка. В январе ФНБ оценивался почти в 5 трлн руб., в марте, не доверяя, что правительство устоит под натиском многочисленных лоббистов, президент Владимир Путин замкнул распределение средств ФНБ на себя. С тех пор рубль сильно обесценился, но если в январе, по официальным данным, переоценка курса рубля из-за девальвации пополнила ФНБ на 1,5 трлн руб., то резонно предположить, что и августовская девальвация не прошла для ФНБ бесследно. В хорошем смысле.

Получается, что рублей в ФНБ прибавляется, но нам говорят, что инвестиционные закрома Родины закрываются. «Я был сам в свое время инициатором того, чтобы средства ФНБ тратить на поддержку, на реализацию таких крупномасштабных проектов. Но сегодня мы уже не то что подошли, но мы уже близки к тому моменту, когда нужно будет остановиться», — сказал Андрей Белоусов 17 августа.

Загадка. Впрочем, Белоусов сам ее и разгадал. Он пояснил свою позицию цифрами: на сегодняшний день из «более чем 4 триллионов рублей» средств ФНБ «около 1 триллиона уже вложено в проекты, которые являются структурообразующими для дальнейшего развития страны». Речь идет о таких проектах, как БАМ и Транссиб, ЦКАД и др.

Разгадка в том, что по принятым правилам 40% средств ФНБ могут расходоваться именно на инфраструктурные проекты. Остальное — в антикризисных целях. Если в январе в ФНБ числилось почти 5 трлн руб. (если точно, то на 1 января — 4,946 трлн руб.), а осталось порядка 3 трлн рублей (по Белоусову) и расходовались средства на БАМ, Транссиб, ЦКАД, то все в порядке.

Если бурный август пополнит ФНБ рублями, то БАМ на эту прибавку точно не расширишь.

Правда, возникает другая загадка. Если все как по писаному, почему в главных инфраструктурных госкомпаниях все взбаламучено. Глава РЖД Владимир Якунин внезапно ушел в отставку, глава Автодора Сергей Кельбах также знавал лучшие времена. В середине июля премьер Дмитрий Медведев объявил ему выговор «за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей». Автодор постоянно в прицеле проверяющих органов и ФАС, конфликт с которой и привел к выговору Кельбаху.

Положение у РЖД и Автодора разное. РЖД самостоятельно осваивает средства, Автодор — на тендерной основе распределяет средства между генподрядчиками. Понятно, что недовольные есть всегда. Они же и инициируют проверки.

Глубоко погружаться в эту тему вряд ли стоит. Упомянем лишь, что зона постоянно возникающих конфликтов — распределение средств в первую очередь из ФНБ и выбор генподрядчика при сооружении отдельных участков ЦКАД. Претензии к Автодору со стороны ФАС появились в конце прошлого года, когда антимонопольное ведомство получило жалобу «Стройгазконсалтинга», проигравшего «дочке» компании «АРКС» конкурс на строительство пятого участка ЦКАД.

Любопытно, что в СМИ была версия, по которой потенциальным сменщиком Кельбаха может стать вице-губернатор Санкт-Петербурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Владимир Лавленцев — сын основного акционера «АРКС» Александра Лавленцева.

Где большие деньги, особенно государственные, там и горячие страсти, и интриги.

С Владимиром Якуниным несколько проще. Он выдвигал масштабные проекты, реализация которых могла бы превратить Россию в великую транспортную державу, которая сумела бы, наконец, капитализировать свое транзитное положение между производящей Азией и потребляющей Европой, но поддержкой правительства не пользовался. Возможно, президент Владимир Путин поддержал в затянувшемся споре правительство, тогда отставка Якунина вполне логична. Остается только пожалеть, что других примеров того, когда чиновники или топ-менеджеры госкомпаний ставят интересы России, как они их понимают и отстаивают, выше соображений сохранения за собой обжитых кабинетов, наперечет.

Что на выходе? ФНБ должен был бы своими инвестициями в первую очередь поддержать реализацию инфраструктурных проектов, а они могли бы сыграть роль привлечения и частных инвестиций, которые неразвитая инфраструктура останавливает точно так же, как непривлекательный инвестиционный климат, а на деле крупнейшие инфраструктурные госкомпании, вместо того чтобы выступить в авангарде инвестиционного подъема (пусть за счет госсредств, раз других нет), сами оказываются едва ли не в предкризисном состоянии. И это при том, что в профессиональной компетенции и Якунина, и Кельбаха сомнений не выдвигается.

Чем еще отметилось распределение (или нераспределение) средств ФНБ? На четыре проекта «Роснефти» эти средства решено не выделять. Как ранее сообщал ТАСС, «Роснефть» направляла на согласование в Минэкономразвития для финансирования из ФНБ пять проектов: освоение месторождений Русское, Юрубчено-Тохомское, газовый проект «Роспана», Ангарский нефтехимический комплекс и завод «Звезда». Позднее замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов заявил, что министерство отправило на согласование в Минфин проект комплексного заключения по проекту «Звезда», и это заключение положительное. Речь идет о судостроительном заводе на Дальнем Востоке. Его судьба любопытна: если сейчас это ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудованию и модернизации атомных подводных ракетоносцев, то после реконструкции будет строить суда для добычи и транспортировки нефти и газа на шельфе. Вероятно, тоже подводные.

Последняя из одобренных заявок на использование средств ФНБ — проекты Россельхозбанка. Председатель правления банка Дмитрий Патрушев выдвинул новую стратегию: на сельское хозяйство должно направляться 70% его портфеля, а 30% — на остальные отрасли. Этой переориентации с исключительной поддержки сельского хозяйства «на другие отрасли», скорее всего, и послужат деньги ФНБ, как считают в правительстве. Если так, то Россельхозбанку повезло: ту же цель могли поставить и перед другими банками. Почему повезло, Дмитрий Патрушев знает наверняка.

Резонен вопрос: чего в последних решениях по распределению средств ФНБ больше — четко выраженных приоритетов, которые должны повысить сопротивляемость экономики кризису, или традиционного лоббизма. Ответ, по-моему, очевиден.

Николай Вардуль

Мнения лидеров   04.09.2015 10:29:12   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.