ВВП РФ в марте вырос

ВЭБ говорит о выходе экономики РФ из рецессии

Как реформировать государство

Как реформировать государство

В Высшей школе экономики прошла ежегодная апрельская конференция, в которой традиционно

Новое удвоение

Несырьевой экспорт тормозит засилье государства в экономике

Декриминализация УК

В России за решеткой более 600 тысяч человек, их охраняют 200 тысяч

Хочешь господдержку — иди на экспорт

Расширение несырьевого экспорта — ключ диверсификации экономики

Дивиденды «Алроса»

Дивиденды «Алроса» могут составить 8,93 рубля на акцию

Треть сгущенки поддельная

Треть сгущенки поддельная

Пальмового масла в сгущенке не обнаружено

Продажи смартфонов растут

Население стало покупать более дорогие смартфоны

Чай? Элементарно!

Из Китая в Европу с РЖД

Подписано соглашение о развитии контейнерных перевозок

Зов кресла

Серьезные изменения в кабинете министров не за горами, в один голос утверждают источники,

Кудрин: все продать

Кудрин: все продать

400 млрд рублей от приватизации дополнительно

Прожиточный минимум увеличат

Документы уже поступили в правительство

Финансовый фестиваль пройдет 22 апреля

Финансовый фестиваль завершит Всероссийскую неделю финансовой грамотности

Сбербанк самый дорогой российский бренд

Бренд Сбербанка вырос за год

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Мнения лидеров   03.03.2014 09:50:28

Всеядный Сечин

«Роснефть» хочет стать «Газпромом»

Всеядный Сечин

ИТАР-ТАСС

«Роснефть» заявила о своих планах прикупить в рамках допэмиссии акции «Транснефти» и вызвала переполох и в нефтяной отрасли, и в чиновничьих кабинетах. План может не реализоваться, но Игорю Сечину не откажешь в последовательности.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин уже прославился как инициатор принципиально новой формы приватизации. Он предлагал сделать «Роснефтегаз» — копилку акций самой «Роснефти» и «Газпрома» (председателем совета директоров которой он же и является) — инвестором при «приватизации» госпредприятий в нефтегазовой отрасли. То, что при поглощении одной госкомпании со стороны другой происходит вовсе не приватизация, а совсем наоборот — концентрация госсобственности, для него детали, главное — укрепление позиций «Роснефти».

На этом поле Сечин вел отчаянные лоббистские войны с правительством, и хотя ему удался стратегический прорыв — создание президентской комиссии по вопросам ТЭК, ответственным секретарем которой он же и стал, сам факт написания письма с предложением допэмиссии «Транснефти» в пользу «Роснефти» в адрес не президента Путина, а премьера Медведева, говорит о том, что стать над правительством Сечину не удалось.

Но атака Сечина продолжается. Теперь от общей установки — концентрации всех госактивов в нефтяной отрасли под своим крылом — он перешел к захвату контроля над главным владельцем системы нефтяных трубопроводов — госкомпании «Транснефть».

Игорь Сечин — прагматик. Он не строит империю ради самой империи, в контроле над «Транснефтью» главное для него — тарифы за прокачку нефти. Как пишут «Ведомости», располагающие копией письма Сечина Медведеву, Сечину не нравится предложение «Транснефти» о расширении мощности ВСТО с нынешних 37 млн т в год до 80 млн т к 2020 году за счет увеличения тарифов на 16,2%. Он указывает, что цена поставок нефти «Роснефтью» в адрес китайской CNPC предусматривает ее привязку к международным котировкам и не предполагает ее изменения в случае увеличения тарифа на транспортировку. Поэтому рост стоимости прокачки нефти в восточном направлении «приведет к уменьшению выручки „Роснефти“ и снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет», пишет Сечин. Он также недоволен учетом «Транснефтью» потерь нефти при транспортировке по методике Минэнерго, а не с учетом фактических величин. В итоге у монополии они составляют 0,3%, тогда как потери «Роснефти» в I квартале 2013 г. при транспортировке по межпромысловым нефтепроводам составили 0,185%. В год в системе «Транснефти» потери могут достигать 2 млн т, из которых 0,7 млн т приходится на «Роснефть», продолжает Сечин. Далее он сообщает Медведеву, что тарифы на транспортировку нефти в России значительно выше зарубежных. Так, тариф по нефтепроводу TAL из итальянского порта Триест в Германию, Австрию, Чехию составляет 0,216 руб./т-км, а средний тариф «Транснефти» — 0,42 руб./т-км. Наконец, «Транснефть» могла бы взять кредиты на расширение ВСТО, что «существенно не повлияет на ее финансовую устойчивость», которая «также подтверждается приобретением акций» НМТП, пишет Сечин.

Суть — проблемы «Транснефти» требуют решения, а решить их могут потребители ее услуг — нефтяные компании и, конечно, в первую очередь «Роснефть», которая готова вложиться в акции «Транснефти» и контролировать ее решения. Источник в «Роснефти» сообщил агентству «Прайм», что допэмиссия — это одна из возможных форм участия нефтяников в строительстве новых трубопроводов. По его словам, только это участие позволит решить вопрос оптимизации затрат «Транснефти».

Правительство Сечину не вняло. Инвестпрограмма «Транснефти» до 2020 года в объеме 1,99 трлн руб. с учетом средств на расширение ВСТО рассмотрена на совещании у Медведева. Министр энергетики Александр Новак рассказал, что допэмиссия не рассматривалась.

Дальше началась перепалка между «Роснефтью» и «Транснефтью» в лучших традициях «вороньей слободки». В последовавшем заявлении «Транснефти» говорится: «Поспешная инициатива „Роснефти“ может вызвать лишь сожаление, и сравнить ее можно только с недостойной этой компании истерикой». Зампред «Роснефти» по связям с общественностью Михаил Леонтьев дебютировал в новом качестве и, кто бы сомневался, за словом в карман не полез: «Реакция „Транснефти“ является лучшей иллюстрацией к обозначенной „Роснефтью“ проблеме, когда инфраструктурная компания навязывает всей отрасли и всей экономике свои имманентные цели и интересы. Здесь применим термин „транспортобесие“. Суть его — описание ситуации, когда целью транспортировки является сама транспортировка», а не обслуживание интересов пользователей трубы.

Естественно, инициатива «Роснефти» не осталась не замеченной другими нефтяными гигантами. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что «Транснефть» обладает достаточными ресурсами для финансирования расширения трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Понятно, что труба в распоряжении «Роснефти» означает ее новое мощное конкурентное преимущество, что не может понравиться ее конкурентам.

Высказалась по поводу раздора в нефтяном семействе и глава Росимущества Ольга Дергунова. Она видит два юридических препятствия для реализации идеи Сечина. Первое заключается в том, что снижение доли государства в «Транснефти» ниже 75% плюс одна акция может происходить только по указу президента (сегодня доля государства в «Транснефти» — 78,1%). Второе препятствие — прямой запрет одним госкомпаниям поглощать другие, это и был ответ правительства на «приватизацию» по-сечински.

Правда, умудренная Ольга Дергунова делает оговорку: «Правительство может выйти с предложением обойти эти ограничения, однако для этого должны быть очень значимые аргументы, потому что это создаст прецедент, от которого мы все уходили начиная с 2012 года».

Сечин, конечно, знал, что в правительстве его идею встретят в штыки. Раз он продолжает атаку, значит, видит шансы на успех, которые, конечно, связаны с позицией президента Владимира Путина. Так что матч продолжается.

У истории о возможной покупке «Роснефтью» «Транснефти» есть еще один любопытный поворот. Игорь Сечин не ограничивает свою активность нефтяным рынком. Как известно, именно он является одним из негласных сторонников отделения добывающих отраслей «Газпрома» от газовых трубопроводов. Цель — вовсе не реформа естественных монополий по либеральным лекалам, а все то же укрепление позиций «Роснефти», на этот раз ее газовых подразделений, которым легче будет конкурировать с газпромовцами, если их лишить трубы. На родном нефтяном рынке «Роснефть» при этом стремится стать аналогом «Газпрома», чтобы как раз заполучить те преимущества, которые она же стремится отнять у «Газпрома» на газовом рынке.

Никаких догм, только бизнес.

Николай Вардуль

Мнения лидеров   03.03.2014 09:50:28   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.