Как расширить «территорию финансовой безопасности»

11 октября 2017 года в Москве прошла II Международная конференция по защите прав потребителей

ОСТРАЯ КРЕДИТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В общем финансировании инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов по экспертным

Сбербанк развивает деловые связи России и Китая

Семь российских и китайских компаний провели переговоры о сотрудничестве на площадке

МВФ повысил прогноз ВВП

Рост ВВП РФ будет значительно отставать от роста мировой экономики

КАК ОБАНКРОТИТЬ САМЫХ НУЖДАЮЩИХСЯ?

Институт банкротства не стал общедоступным способом уйти от долгов. Практика показала, что не

Роуминг будет до нового года

ФАС пригрозил операторам мерами воздействия

Либерализация ОСАГО

Госрегулирование планируется отменить в 2020 г

Митио Каку: «Мы сможем пересылать свои эмоции и чувства через сети»

Такое заявление профессор Городского университета Нью-Йорка, специалист в области

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

О федеральном бюджете писать непросто. Документ этот огромный, выделить главное,

«Галс-Девелопмент» вдвое увеличила денежные поступления от продажи и аренды в 2017 году

Общая сумма поступлений от продажи недвижимости и арендной деятельности составила около 24,5

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

Компания Aser объявила о старте продаж этой флагманской модели, которая не имеет себе равных

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Мнения лидеров   03.03.2014 09:50:28

Всеядный Сечин

«Роснефть» хочет стать «Газпромом»

Всеядный Сечин

ИТАР-ТАСС

«Роснефть» заявила о своих планах прикупить в рамках допэмиссии акции «Транснефти» и вызвала переполох и в нефтяной отрасли, и в чиновничьих кабинетах. План может не реализоваться, но Игорю Сечину не откажешь в последовательности.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин уже прославился как инициатор принципиально новой формы приватизации. Он предлагал сделать «Роснефтегаз» — копилку акций самой «Роснефти» и «Газпрома» (председателем совета директоров которой он же и является) — инвестором при «приватизации» госпредприятий в нефтегазовой отрасли. То, что при поглощении одной госкомпании со стороны другой происходит вовсе не приватизация, а совсем наоборот — концентрация госсобственности, для него детали, главное — укрепление позиций «Роснефти».

На этом поле Сечин вел отчаянные лоббистские войны с правительством, и хотя ему удался стратегический прорыв — создание президентской комиссии по вопросам ТЭК, ответственным секретарем которой он же и стал, сам факт написания письма с предложением допэмиссии «Транснефти» в пользу «Роснефти» в адрес не президента Путина, а премьера Медведева, говорит о том, что стать над правительством Сечину не удалось.

Но атака Сечина продолжается. Теперь от общей установки — концентрации всех госактивов в нефтяной отрасли под своим крылом — он перешел к захвату контроля над главным владельцем системы нефтяных трубопроводов — госкомпании «Транснефть».

Игорь Сечин — прагматик. Он не строит империю ради самой империи, в контроле над «Транснефтью» главное для него — тарифы за прокачку нефти. Как пишут «Ведомости», располагающие копией письма Сечина Медведеву, Сечину не нравится предложение «Транснефти» о расширении мощности ВСТО с нынешних 37 млн т в год до 80 млн т к 2020 году за счет увеличения тарифов на 16,2%. Он указывает, что цена поставок нефти «Роснефтью» в адрес китайской CNPC предусматривает ее привязку к международным котировкам и не предполагает ее изменения в случае увеличения тарифа на транспортировку. Поэтому рост стоимости прокачки нефти в восточном направлении «приведет к уменьшению выручки „Роснефти“ и снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет», пишет Сечин. Он также недоволен учетом «Транснефтью» потерь нефти при транспортировке по методике Минэнерго, а не с учетом фактических величин. В итоге у монополии они составляют 0,3%, тогда как потери «Роснефти» в I квартале 2013 г. при транспортировке по межпромысловым нефтепроводам составили 0,185%. В год в системе «Транснефти» потери могут достигать 2 млн т, из которых 0,7 млн т приходится на «Роснефть», продолжает Сечин. Далее он сообщает Медведеву, что тарифы на транспортировку нефти в России значительно выше зарубежных. Так, тариф по нефтепроводу TAL из итальянского порта Триест в Германию, Австрию, Чехию составляет 0,216 руб./т-км, а средний тариф «Транснефти» — 0,42 руб./т-км. Наконец, «Транснефть» могла бы взять кредиты на расширение ВСТО, что «существенно не повлияет на ее финансовую устойчивость», которая «также подтверждается приобретением акций» НМТП, пишет Сечин.

Суть — проблемы «Транснефти» требуют решения, а решить их могут потребители ее услуг — нефтяные компании и, конечно, в первую очередь «Роснефть», которая готова вложиться в акции «Транснефти» и контролировать ее решения. Источник в «Роснефти» сообщил агентству «Прайм», что допэмиссия — это одна из возможных форм участия нефтяников в строительстве новых трубопроводов. По его словам, только это участие позволит решить вопрос оптимизации затрат «Транснефти».

Правительство Сечину не вняло. Инвестпрограмма «Транснефти» до 2020 года в объеме 1,99 трлн руб. с учетом средств на расширение ВСТО рассмотрена на совещании у Медведева. Министр энергетики Александр Новак рассказал, что допэмиссия не рассматривалась.

Дальше началась перепалка между «Роснефтью» и «Транснефтью» в лучших традициях «вороньей слободки». В последовавшем заявлении «Транснефти» говорится: «Поспешная инициатива „Роснефти“ может вызвать лишь сожаление, и сравнить ее можно только с недостойной этой компании истерикой». Зампред «Роснефти» по связям с общественностью Михаил Леонтьев дебютировал в новом качестве и, кто бы сомневался, за словом в карман не полез: «Реакция „Транснефти“ является лучшей иллюстрацией к обозначенной „Роснефтью“ проблеме, когда инфраструктурная компания навязывает всей отрасли и всей экономике свои имманентные цели и интересы. Здесь применим термин „транспортобесие“. Суть его — описание ситуации, когда целью транспортировки является сама транспортировка», а не обслуживание интересов пользователей трубы.

Естественно, инициатива «Роснефти» не осталась не замеченной другими нефтяными гигантами. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что «Транснефть» обладает достаточными ресурсами для финансирования расширения трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Понятно, что труба в распоряжении «Роснефти» означает ее новое мощное конкурентное преимущество, что не может понравиться ее конкурентам.

Высказалась по поводу раздора в нефтяном семействе и глава Росимущества Ольга Дергунова. Она видит два юридических препятствия для реализации идеи Сечина. Первое заключается в том, что снижение доли государства в «Транснефти» ниже 75% плюс одна акция может происходить только по указу президента (сегодня доля государства в «Транснефти» — 78,1%). Второе препятствие — прямой запрет одним госкомпаниям поглощать другие, это и был ответ правительства на «приватизацию» по-сечински.

Правда, умудренная Ольга Дергунова делает оговорку: «Правительство может выйти с предложением обойти эти ограничения, однако для этого должны быть очень значимые аргументы, потому что это создаст прецедент, от которого мы все уходили начиная с 2012 года».

Сечин, конечно, знал, что в правительстве его идею встретят в штыки. Раз он продолжает атаку, значит, видит шансы на успех, которые, конечно, связаны с позицией президента Владимира Путина. Так что матч продолжается.

У истории о возможной покупке «Роснефтью» «Транснефти» есть еще один любопытный поворот. Игорь Сечин не ограничивает свою активность нефтяным рынком. Как известно, именно он является одним из негласных сторонников отделения добывающих отраслей «Газпрома» от газовых трубопроводов. Цель — вовсе не реформа естественных монополий по либеральным лекалам, а все то же укрепление позиций «Роснефти», на этот раз ее газовых подразделений, которым легче будет конкурировать с газпромовцами, если их лишить трубы. На родном нефтяном рынке «Роснефть» при этом стремится стать аналогом «Газпрома», чтобы как раз заполучить те преимущества, которые она же стремится отнять у «Газпрома» на газовом рынке.

Никаких догм, только бизнес.

Николай Вардуль

Мнения лидеров   03.03.2014 09:50:28   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.