Три недели дефляции

Дефляция сложилась в размере 0,1%

2017 год может стать поворотным для авторынка России

2017 год может стать поворотным для авторынка России

По данным Ассоциации европейского бизнеса, июль 2017 г. ознаменовался увеличением уровня

Вера в экономику

Во многом данный оптимизм - эффект низкой базы

Либерализация ОСАГО

Нововведения призваны защитить автовладельцев

Серая экономика

Как уживаются социальное государство и уклонение от налогов

ФАС прекратила дело против Microsoft

Программы Microsoft стали доступны для сторонних антивирусов

ЦБ разместил ОБР под 9,18%

ЦБ разместил ОБР под 9,18%

Ставка купона ОБР привязана у учетной ставке

Bitcoin подорожал еще на 18%

Bitcoin Cash дешевеет

S&P опасается за газ в ЕС

"Газпром" сможет самостоятельно финансировать проекты

Либерализация ОСАГО

Нововведения призваны защитить автовладельцев

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши

Как библиотека может стать банком

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Транспорт и инфраструктура   12.01.2012 15:33:07

900 млн на «интернетизацию» «Сапсанов»

900 млн на «интернетизацию» «Сапсанов»

rzd.ru

Доступ в Сеть пассажирам железнодорожного транспорта в России до недавнего времени был даже теоретически невозможным — покрытие сотовой связи можно было найти только в населенных пунктах, а транспортные артерии закрывались по остаточному принципу. Только год-другой назад операторы «Большой тройки» начали, не торопясь и постепенно, выставлять базовые станции, которые «подсвечивали» бы ЖД-полотно. Дело в том, что на этом стало можно заработать.

Сами сотрудники РЖД, кстати, от отсутствия сотовой связи не страдали — в качестве служебной связи здесь используются транкинговые решения, которые обладают и дальнобойностью и высокой емкостью сети. Пользователям же оставалось в пути довольствоваться взглядом в окна и, в редких случаях, смотреть ТВ, если приемники были смонтированы в купе. Как вариант — электронные или бумажные книги или печатная пресса. Полноценным доступом в Сеть оснащены только вагоны фирменного поезда Latvijas Ekspresis, который курсирует по маршрутам Москва — Рига, и Санкт-Петербург — Рига. Связь здесь обеспечивают хотспоты Wi-Fi, которые получают доступ в Сеть по сети CDMA2000 на частоте 450 МГц. Что показательно — для пассажиров это бесплатно. Организатором сервиса выступил латвийский оператор мобильной связи «Телеком Балтия» (Triatel), который выполнил весь проект сам: от подбора оборудования до его монтажа и тестирования.

Более масштабный проект решили развернуть в компании «МегаФон» — организовать доступ в Сеть для пассажиров скоростных поездов «Сапсан», которые следуют от Санкт-Петербурга до Москвы и от Москвы до Нижнего Новгорода. Правда, стоимость решения оказалось достаточно большой. Не смотря на то, что официально доступность сотовой связи от этого оператора на всем протяжении от Москвы до Санкт-Петербуга составляет 80%, в реальности все куда как хуже. Скорость даже с помощью внешнего USB-модема часто рвется из-за высокой скорости самого состава и ухудшенных параметров приема внутри металлического корпуса состава.

В этой связи решение «МегаФон» было двухступенчатым. Большая часть из 900 млн. руб., выделенных на этот проект (а именно 800 млн. руб.), пошла на создание той инфраструктуры, которую надо было строить давным-давно. Для улучшения качества связи оператор установит 123 новые базовые станции, из них 88 — на специально построенных вдоль полосы отвода РЖД антенно-мачтовых сооружениях. В этом наконец-то достигнута договоренность с РЖД — помог официальный статус «оператора для Олимпийских игр»: стройка после ЦФО явно пойдет по ЖД-трассам в Сочи. Из этих объектов связи 39 вышек построит компания «Русские башни» — чисто теоретически их смогут сдавать в аренду и другим операторам «Большой тройки», правда магистральные каналы на эксклюзивной основе подведет «придворный» оператор ТТК. Антенны базовых будут направленными и ориентированы вдоль ЖД-полотна (скорее всего задействуют два сектора вместо трех), что увеличит дальность их работы, а на площадках поставят как оборудование для сетей 2–2,5G, так и 3G: то есть можно будет не только выходить в Сеть, но и совершать голосовые вызовы. Проект по стройке завершится до конца марта 2012 года. По этой сумме вопросов нет.

Но вот 100 млн. руб., которые выделяются на создание инфраструктуры доступа в 8 составах «Сапсан», которые курсируют между крупными городами РФ, вызывают сомнение. Что не самом деле необходимо сделать для того, чтобы в каждом вагоне поезда был Wi-Fi? Если речь идет о доступе в Интернет через сотовую сеть, то нужны Wi-Fi-роутеры и мобильные модемы: по два устройства каждого типа на один вагон (работают парами «в связке»). Они подключаются к бортовой сети вагонов и весь монтаж занимает не больше нескольких дней работы совместной бригады специалистов оператора связи и работников вагонного депо. И это только потому, что «Сапсаны» постоянно в разгоне и «отдыхают» только несколько ночных часов. В процессе монтажа устанавливаются специальные внутренние направленные Wi-Fi-антенны в вагоне (вдоль прохода между креслами) и внешние UMTS-антенны на крыше (в случае с «Сапсанами» речь идет, видимо, о замене части крыши на пластиковые кожухи), прокладываются кабельные трассы, устанавливается соединение всех компонентов решения, организуется его включение и тестирование. В одном составе «Сапсана» 12 вагонов, следовательно 24 модема. Учитывая тот факт, что составы не переформатируются, система может управляться централизованно из купе начальника поезда: вся ИТ-инфраструктура там есть. Кроме того, все модемы обеспечивают «прозрачный доступ» в Интернет без дополнительного управления — как только они получают питание и обнаруживают SIM-карту, сразу подключается выход в Сеть.

Если речь идет, для примера, о выходе в Сеть с помощью спутниковой связи, то решение даже сложнее — к «разводке» по вагонам необходимо будет добавить спутниковый модем, нетбук для настройки доступа и управления антенным постом, специальную антенну. Причем, стандартные спутниковые антенны для такой работы, конечно, не подойдут — нужен специальный комплекс на поворотной платформе (уровень наклона от 0 до 90º, поворот — на 360º по своей оси), который кроме точного наведения на спутник, обеспечивал бы еще и постоянную подстройку с учетом скорости и направления движения поезда. Для настройки обычно используют контроль за уровнем сигнала, данные GPS/Глонасс, а также математические вычисления (аналогичные артиллерийским системам наведения). Кроме того, передатчик на антенне нужен достаточно мощный — стандартными 1–2 Вт много «не навоюешь». Отметим, что во время испытаний РЖД, которые проходили июле—августе 2010-го, у участвовавших в испытании операторов стояли передатчики мощностью 8 и даже 25 Вт.

Но самое интересное — это цены. Сложная спутниковая система, в расчете на один состав, будет стоить около 200 тыс. долл. А «простая» система для связи по UMTS, по расчетам компании «МегаФон» — в два раза дороже (около 460 тыс.). Объяснение официального представителя компании «МегаФон» в этом случае видится очень расплывчатым — «репитеры для Сапсанов — специализированное оборудование, отвечающее европейским железнодорожным стандартам. По согласованию с РЖД поставляет и дооборудует поезда производитель подвижного состава». И все. Только мне странно? Ведь при такой высокой стоимости окупаемость проекта будет весьма продолжительной.

Разница между типами решений не только в стоимости монтажа, но и в скорости доступа. Спутниковый интернет обеспечивает постоянную скорость без перерывов до 2 Мбит/с в прямом и 512 Кбит/с в обратном канале. На весь поезд. Правда, ближе к Санкт-Петербургу эти показатели будут хуже из-за бедности российской спутниковой группировки. Решение по сотовой связи обещает до 2–3 Мбит/с в прямом канале и 1 Мбит/с в обратном, причем за счет множества локальных модемов емкость для пользователей будет больше. Таким образом, кабы не высокая, совершенно аномальная стоимость оборудования составов, это было бы весьма успешным проектом не только для скоростных составов, но и для, к примеру, ночных экспрессов типа «Красной стрелы» или «Мегаполиса», «Гранд Экспресса».

Проект по оснащению «Сапсанов» необходимым оборудованием для доступа в Сеть завершен на 50%. Но о стоимости такого доступа для пассажиров пока ничего не известно — в «МегаФон» обещают, что «тарифы не будут высокими, так как оператор заинтересован в активном использовании пассажирами данной услуги». Полагаю, сотня-другая рублей за анлим «в один конец»? Было бы неплохо.

Максим Букин


Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.