RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

15 ноября 2017 года в Москве состоялся XI Ежегодный форум «Будущее страхового рынка»,

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Поиск новых механизмов экономического развития и новых финансовых инструментов, создание

Есть деньги на пенсии?

Госдума приняла поправки в бюджет ПФР

Автомобили вновь пользуются спросом

Сентябрь стал месяцем сбора урожая не только для сельских жителей, но и для дилерских

Сто лет одиночества

Исполнилось сто лет тому, что десятки лет называли Великой Октябрьской социалистической

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

14 ноября 2017 года состоялось выступление генерального директора ГК «Результат» Гончарова

OPPO выпустила смартфон F5 из серии  Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

OPPO выпустила смартфон F5 из серии Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

Ведущая глобальная технологическая компания OPPO представила в России свой первый

Российские компании знают, как построить "умные" города

В Барселоне проходит Международный форум Smart City Expo World Congress 2017. Это одно из

«Галс-Девелопмент»: вторая очередь ЖК «Наследие» введена в эксплуатацию

«Жилой квартал «Наследие» – один из самых успешных проектов компании «Галс-Девелопмент»,

Физлиц не пустят на криптобиржи

Возобладал подход ЦБ к регулированию крипторынка

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

Ценная старина

Рынок антиквариата – одно из самых закрытых и непубличных пространств в России. Далеко не все

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Транспорт и инфраструктура   13.11.2017 13:51:32

Машины вновь завоевывают мир

Российский рынок прорвался на 13-е место

Машины вновь завоевывают мир

Минивэн против пикапа 

Если посмотреть на диаграмму продаж машин по странам, то становится очевидным, что статистику фактически формируют продажи лишь в двух государствах – Китае и США. На долю этих двух стран приходится чуть больше половины мировых продаж. И если продажи в Китае за 7 месяцев текущего года выросли на среднемировом уровне, то американцы покупать машин стали меньше на 3,7%. Впрочем, ситуация в Штатах может быть еще выправлена – не за горами начало рождественских распродаж, которые могут немного поправить негативные результаты этого года.

Так же как и в 2016 году тройка наиболее продаваемых марок машин в первом полугодии текущего года осталась прежней Toyota – 4,28 млн, Volkswagen – 3,222 млн и Ford – 3,064 млн проданных машин.

Однако в двух крупнейших автомобильных державах предпочтения иные: лидирующие позиции в продажах держат модели, практически неизвестные на других рынках. Так, если верить автомобильному порталу wroom.ru, в Китае больше всего за полугодие было продано минивэнов Wuling Hongguang, далее идет разработанная исключительно для Китая модель Volkswagen Lavida, а замыкает тройку лидеров продаваемый также и в России технически и морально устаревший кроссовер Haval H6. В Штатах и вовсе первые три места по продажам приходятся на пикапы: Ford F-150, Chevrolet Silverado и Ram Pickup.

Предпочтения китайцев можно объяснить тем, что в результате жестких мер по защите внутреннего авторынка автомобили известных марок доступны в Китае только очень богатым людям. Так, цены на европейские и американские машины в Китае могут быть в 3–4 раза выше, чем в США, где, впрочем, автомобили одни из самых дешевых в мире. Поэтому неудивительно, что в Поднебесной лучше всего продаются именно машины местной сборки. Лидерство же пикапов по продажам в Штатах ничем, кроме как американским менталитетом, объяснить нельзя. 

Автомобили стареют 

Еще один статистический факт, который требует объяснения,   –  это очень большой средний возраст автомобилей в Штатах, составляющий 11,6 лет. Для сравнения: по информации аналитического агентства «Автостат», разница между российским и американским автопарком на первый взгляд совсем небольшая: на середину нынешнего года средний возраст парка легковых автомобилей в России составлял 12,5 года.

Reuters объясняет старость автопарка в США падением доходов среднего класса и ростом качества машин. Причем средний возраст американских машин растет с 2002 года. Однако к этим факторам нужно добавить еще несколько. Население США составляет сейчас чуть более 326,5 млн человек. При этом в стране зарегистрировано 264 млн транспортных средств. Это значит, что на каждую семью приходится несколько автомобилей, то есть эксплуатируются они в очень щадящем режиме.

Как мы уже видели, американцы любят большие пикапы и внедорожники. Эти машины имеют огромных запас прочности и требуют нештатного ремонта крайне редко. Наконец, в Америке являются модными и престижными автомобили 50–60 годов прошлого века, которые вносят большой вклад в средний возраст авто.

Совершенно иная ситуация со стареющим российским автопарком – у нас значительную долю старых автомобилей составляет опасная продукция отечественных автозаводов, которая даже в то время, как сошла с конвейера, уже была устаревшей на десятки лет. Средний возраст отечественной машины составляет 16,4 года!

Самые молодые машины со средним возрастом 9,2 года ездят в Татарстане. На втором месте Москва с показателем 9,8 года. Ну а самый старый автопарк – более 20 лет, на Дальнем Востоке, где свыше 90% машин – это долгоживущие праворульные японские авто.

В Японии, являющейся третьей автомобильной державой мира, средний срок жизни автомобиля составляет 7 лет, несмотря на то что власти страны мотивируют граждан избавляться от старых машин: стоимость ежегодного техосмотра составляет несколько тысяч долларов и растет пропорционально возрасту транспортного средства. Чуть больше – 8 лет, служат машины в Европе.

Вполне логично, что один из самых молодых парков, средний возраст которого составляет 5,2 года, принадлежит жителям самого богатого региона мира – нефтеносного Ближнего Востока. Причем в Саудовской Аравии средний возраст машины составляет 3,2 года. Тем более удивителен факт, что в Китае этот показатель является одним из лучших в мире – 4,5 года. 

Путь автосборки 

Вводя драконовские пошлины на иномарки власти Китая смогли дать большой толчок развитию внутреннего производства. Правда, изначально собирались машины-клоны, копирующие старые японские автомобили. Использование при этом более дешевых материалов и игнорирование лицензионных и авторских прав позволили китайскому автопрому очень быстро нарастить производство и закрыть внутренний спрос в бюджетном транспорте. Однако на внешнем рынке «китайцы» не идут – слишком низкое качество и абсолютно неудовлетворяющая мировым критериям безопасность продукции китайского автопрома делает ее невостребованной. Не исключено, что ситуация изменится в будущем, ведь еще в 70-х годах прошлого века в США и Европе считалось позорным ездить на японских машинах, многие из которых сейчас стали эталоном надежности.

По другому пути пошла Россия, став развивать на своей территории автосборочные предприятия. Отечественная автомобилестроительная школа имеет более глубокую историю, нежели китайская, но последние ее достижения относятся к временам раннего Брежнева. Однако основной причиной того, что Россия не пошла по пути копирования устаревших машин стала все-таки не отсталость отрасли и инженеров, а скорее всего отсутствие огромных инвестиций для запуска нового производства и относительно малая емкость внутреннего рынка из-за низкой покупательной способности населения.

Сейчас в России собирают «иномарки» более 20 брендов, как дешевых китайских, корейских и французских, так и автомобили высшего класса типа Audi, BMW, Volkswagen Touareg. Неприятным моментом стало закрытие в 2015 году ряда американских автосборочных предприятий, после того как Штаты ввели санкции в отношении России из-за Крыма. Просчитывался ли этот шаг с экономической точки зрения или во главу угла были поставлены эмоции, но пострадавшим от этого решения российского потребителя назвать точно нельзя.

Менее политизированным оказался Mercedes-Benz, который уже начал осваивать 250 млн евро, выделенных на строительство завода в Московской области. Завод предполагается запустить в 2019 году, первоначально он будет выпускать 25 тыс. машин в год. Возможно возрастающая конкуренция заставила другого германского автогиганта – BMW задуматься о строительстве в Калининграде завода полного цикла – со сваркой и окраской кузовов.

Можно предположить, что строительство полноценных автосборочных заводов в России будет развиваться, если же, конечно, не вмешаются новые политические факторы. Прежде всего автопроизводителей будет привлекать дешевизна отечественной электроэнергии и рабочей силы, а также налоговые льготы, которые власть охотно предоставляет зарубежным автогигантам. Не следует сбрасывать со счетов и географическое положение страны: отсюда удобнее и дешевле осуществлять поставки на восток, в том числе и Китай, а также бывшие страны социалистического лагеря.

Вполне возможно, что если мировые продажи автомобилей продолжат расти хотя бы на несколько процентов в год, Россия сможет со временем получить от этого выгоду, наращивая поставки за рубеж машин известных мировых марок. 

Борис Соловьев


Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.