Паи без правил

В прошедшем году из 248 открытых паевых инвестиционных фондов со стоимостью чистых активов

А бочка темная была

Рекорды нефти помогают акциям, но не экономике Этот год на финансовых рынках начался

Более 15 тысяч учащихся зарегистрировалось на XIII Всероссийскую олимпиаду по финансовой грамотности

Целью проекта является формирование нового поколения финансово-грамотных потребителей,

Благотворительность - не удел избранных

Участие в благотворительных программах, помощь больным и животным давно стала неотъемлемой

Вероломное падение

Последние данные Росстата в декабре 2017 года шокировали многих – индекс

Сценарии и прогнозы: главные темы 2018

Аналитики "Финансовой газеты" определили ключевые темы наступившего года и дали

«Галс-Девелопмент»: рекорды года

«Галс-Девелопмент»: рекорды года

Компания «Галс-Девелопмент» подвела предварительные итоги 2017 года. Поступления от арендной

Обвал биткоина

Причина обвала - готовящиеся ограничения со стороны ряда стран

Продажи авто растут

Самой продаваемой стала LADA

События 2017: турецкие томаты, рекордный урожай зерна, антитабачное законодательство

Возвращение турецких томатов в Россию, рекордный урожай зерна, смена лидера в продуктовой

Бизнес на фитнесе

Есть, по крайней мере, три повода поговорить о фитнесе именно сейчас. Во-первых, длительные

Московские кадеты дали присягу в Зале Воинской Славы

Московские кадеты дали присягу в Зале Воинской Славы

22 декабря в московском Музее Победы состоялось торжественное принятие присяги кадетов Школы

Красота имеет потенциал

Благодаря стремлению к здоровому образу жизни уже сегодня люди старше 50 лет могут выглядеть

Игристое настроение бизнеса

В преддверии Нового года игристая тема приобретает особую актуальность. Сразу внесем ясность

Дорогое время

Для успешных людей часы уже давно перестали выполнять свою изначальную функцию хронографа.

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Транспорт и инфраструктура   26.06.2012 09:02:50

По беспошлинным рельсам

Что тормозит открытие магазинов Duty free на вокзалах?

По беспошлинным рельсам

Владимир Якунин пьет за вокзал для двоих – для РЖД и Duty free. ИТАР-ТАСС

Отпускники, путешествующие из Петербурга и Москвы в Финляндию, с воодушевлением ждали открытия магазинов беспошлинной торговли (Duty free) на вокзалах. Ведь Владимир Путин (в ранге премьер-министра) еще 5 апреля подписал соответствующее распоряжение правительства. Первый в России и в Европе железнодорожный магазин Duty free должен был открыться на Финляндском вокзале в Петербурге в первую декаду мая. Не открылся. Что мешает?

Пломбированный вагон

Не секрет, что авиаторы и железнодорожники давно конкурируют за пассажира. Особенно это касается коротких маршрутов, таких как Санкт-Петербург-Хельсинки. С учетом долгого ожидания в аэропортах авиация теряет свое основное преимущество — скорость. Фирменный поезд «Аллегро» Санкт-Петербург-Хельсинки идет 3,5 часа. Самолет из «Пулково» добирается за 1,5 часа, но в каждом из аэропортов (улететь-прилететь) проведешь никак не меньше часа. Да и от аэропорта до города не ближний свет.

В итоге скорость выходит одинаковой, но цены на билеты у железнодорожников гораздо ниже: от €78 (от 3400 руб.). Стоимость авиабилетов начинается с 4 тыс. руб. А комфорта и удобств для пассажиров в современном поезде больше.

Существенным конкурентным преимуществом аэропортов является наличие магазинов беспошлинной торговли Duty free. Путейцы давно хотели изменить ситуацию и упорно добивались разрешения правительства на открытие магазинов Duty free на вокзалах. Особый упор делался на то, что в морских портах такие магазины давно есть. Получалось, что железнодорожников дискриминируют.

Идея Duty free в том, что пока покупатель находится в дороге, он как бы «зависает» между юрисдикциями и потому не должен платить налогов. В России это НДС (18%, что немало), не говоря уже о собственно пошлинах. Теоретически идея беспошлинной торговли для путешественников неплоха, но практически устроить Duty free на железнодорожном вокзале довольно трудно. В аэропорту беспошлинные магазины находятся в зоне вылета, то есть после таможенного контроля. Лишние, «незаконные» покупатели туда пройти не могут. На вокзал смогут, если заборчик не слишком высок. Это создает опасность уклонения от налогов за счет продажи беспошлинных товаров тем, кто российскую юрисдикцию не покидает.

Поэтому правительство довольно долго (впервые о Duty free на вокзалах заговорили еще в 2003 году) сопротивлялось. Но железнодорожники сумели убедить власти и 5 апреля справедливость восторжествовала. Одно из последних распоряжений правительства, подписанное Владимиром Путиным в ранге премьер-министра, разрешило открывать на вокзалах магазины беспошлинной торговли.

Первый «рельсовый» Duty free должен был открыться на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга, то есть на самом выгодном маршруте: Санкт-Петербург-Хельсинки. Причем он должен был стать первым не только в России, но и в Европе железнодорожным Duty free. В мире таких магазинов тоже мало: самый известный функционирует в Гонконге. Он весьма успешен. И не только для коммерсантов, но и для государства.

Для путешественников торговля беспошлинная, но сам магазин Duty free платит в бюджет немалые налоги. При этом не требует никаких вложений государственных средств, поскольку вся деятельность осуществляется частными компаниями.

Китайцы оценили успех проекта, и в 2011 году Китай принял государственную программу развития сети магазинов Duty free на железной дороге.

Россия здесь не должна отставать. У нас есть очевидное (достаточно взглянуть на карту) географическое преимущество: Россия имеет сухопутную границу с 16 странами, что является мировым рекордом. Кроме того, РФ — крупнейшая мировая железнодорожная держава. На границе действуют 60 железнодорожных пунктов пропуска. Это означает, что предельное количество магазинов Duty free на вокзалах может быть равно 120 (учитывая путь в обе стороны). В реальности так не будет, поскольку далеко не во всех пунктах пассажиропоток достаточен для окупаемости магазина.

Тем не менее планы российских железнодорожников достаточно амбициозны. Помимо поезда «Аллегро» у путейцев есть фирменный поезд «Лев Толстой» Москва-Хельсинки. Так что вторым и третьим Duty free на рельсах должны были стать магазины на Ленинградском вокзале в Москве и на Московском вокзале в Санкт-Петербурге.

Дальше планов громадье. 10 апреля начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов отметил: «Если проект магазина Duty free на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга окажется успешным, магазины беспошлинной торговли откроются и на других международных вокзалах. Всего планируется 30 таких проектов. Они будут реализовываться на деньги частных инвесторов, партнеров. Сейчас предложений значительное количество. Будет конкурс».

Западный экспресс

Прозрачный конкурс — это прекрасно, но когда он будет? РЖД планировали осуществить 30 проектов «до конца года». А первый магазин должен был открыться до 10 мая. Дело в том, что в мае в Санкт-Петербург приезжает очень много финнов. Во время блокады Ленинграда (1941—1944 гг.) финские войска занимали более трети кольца окружения. Бои были жестокими; теперь финны ездят на могилы предков. Даже поднимали вопрос о массовом перезахоронении в Финляндию, но масштабы — не менее двухсот тысяч могил — помешали осуществить проект. Пик паломничества приходится на начало мая, поскольку в это время в Финляндии, как и в России, есть несколько выходных подряд.

Увы, в этом году воспользоваться конъюнктурой не удалось. Причин две. Во-первых, идет стройка. Правительство настояло на том, чтобы у Duty free на вокзалах был единственный вход для покупателей. В данном случае-на платформу № 1 Финляндского вокзала, куда пребывают поезда на Хельсинки. Вход для завоза товаров тоже единственный. Даже на стадии проектирования возникли сложности, поскольку магазин нужно было аккуратно «вписать» в существующую инфраструктуру вокзала. А он мало того, что не резиновый, так еще 80 лет назад построен. В результате первый в Европе железнодорожный Duty free будет очень маленьким. И огороженным высоченным забором, который сейчас строится. Кроме того, конструкции вокзала потребовали укрепления.

Второй проблемой являются арендаторы. Не секрет, что место на вокзале, что называется, «проходное», выгодное. По первому рельсовому Duty free никакого конкурса не было, а имеющимся арендаторам заняться беспошлинной торговлей никто не предложил. В случае их силового удаления возник бы скандал, в чем РЖД явно не заинтересованы. Похоже, в руководстве вокзала ждут, когда срок договоров аренды истечет и расчистить место под магазин Duty free можно будет на законных основаниях. А это как раз «до конца года». Просто потому, что договоры аренды заключаются на год. Впрочем, возможно, что ближе к осени, когда до «дня Х» будет оставаться немного, путейцы предложат коммерсантам небольшую компенсацию для ускорения процесса. А пока стройка идет ни шатко ни валко.

Это краткосрочные проблемы. Но есть и более долгосрочные факторы, ставящие под сомнение успех проекта Duty free на рельсах. Покупатель в поезде и в аэропорту разный. Как уже отмечалось, в ожидании самолета люди проводят час и более. Но никто не поедет на вокзал за час до отхода поезда: на посещение магазина Duty free пассажирам останется максимум 20–30 минут. Маловато.

Есть и еще один фактор, о котором обычно деликатно умалчивают. Согласно статистике пассажирские авиаперевозки безопаснее железнодорожных: авиакатастрофы случаются гораздо реже крушений поездов. Но конкретному пассажиру от этого не легче: его шансы выжить при падении самолета равны нулю. Страх настолько силен, что многие не могут решиться войти в самолет, иначе как употребив изрядную дозу спиртного.

Алкоголь, разумеется, приобретается в Duty free. Ведь проносить с собой посторонние жидкости (да еще в стеклянной таре) на международные авиарейсы уже более 10 лет (после теракта 11 сентября 2001 года в США) категорически запрещено. Принесенный «с улицы» алкоголь попросту конфискуют на таможенном контроле, а при попытке возразить — снимут с рейса и хорошо, если не запишут в пособники террористов. На железной дороге меры безопасности не столь строги.

Последние 10 лет магазины Duty free в аэропортах всего мира процветают именно на продаже алкоголя. В российских аэропортах — еще и на продаже сигарет. Однако 27 марта правительство РФ поручило профильным министерствам рассмотреть вопрос о запрете продажи сигарет в магазинах Duty free. Инициатором было Минздравсоцразвития. Если это предложение пройдет, Россия станет первой в мире страной, чьи успехи в борьбе с курением (и спекуляцией сигаретами) зайдут так далеко. А для железнодорожных Duty free это станет сильным ударом. Потребление алкоголя в них, вероятно, будет меньше, чем в аэропортах, а табака, видимо, больше (в отличие от самолетов, в поездах в специально отведенных местах можно курить).

Наконец, последнее и самое важное. К сожалению, магазины Duty free, расположенные в российских аэропортах, значительно уступают европейским конкурентам. Ассортимент довольно скудный, а цены почти не отличаются от среднерыночных. В Европе освобождение от пошлин дает более существенную прибавку (в некоторых странах — до 40%, в отличие от российских 18%). Да и культура торговли в Европе выше: если уж делается магазин, то там будет все, «на любой вкус и кошелек». Организовать большой ассортимент в маленьком Duty free на вокзале физически невозможно.

Есть еще и вопрос качества. По словам самих сотрудников российских Duty free, в зонах беспошлинной торговли алкоголь и парфюмерию можно покупать смело, так как подделок здесь не бывает. Но все остальное иногда штампуется где-то за углом; как говорится, «вся контрабанда в Одессе делается на Малой Арнаутской». Покупателям Duty free не только некогда (самолет или поезд ждать не будут), но и некуда предъявлять претензий к качеству. Закон о защите прав потребителей не действует за пределами таможенной территории РФ. Продавец магазина Duty free даже не обязан предоставлять покупателю жалобную книгу и сертификат годности на товар! Миф о том, что в магазинах Duty free продают качественные товары за копейки, давно развеян.

К сожалению, железнодорожные Duty free не избавлены от недостатков авиационных. Плюс специфические факторы, осложняющие жизнь. Видимо, первый Duty free на Финляндском вокзале к концу года, видимо, все-таки запустят. А дальше, что называется, «будем посмотреть». Похоже, конкурировать с аэропортами железнодорожным Duty free будет сложно.

Инна Григорьева, Павел Чувиляев


Тэги: Duty free, РЖД, граница, Путин, Якунин

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.