Топилин: триллионные потери

Топилин: 2 трлн рублей в год потери от налоговой реформы

Казначейство получит право торговать валютой

Казначейство получит право торговать валютой

Функции Казначейства расширяются

НДФЛ могут повысить

Минфин поменяет страховые взносы на НДФЛ

Китай ослабил юань

Юань подешевел на 0,42%

Moody’s улучшило прогноз по рейтингу России

Рейтинговые агентства отмечают восстановление экономики

Врачам отменят надбавки

Москва решила не переплачивать медикам

Россияне стали богаче

Россияне стали богаче

Доходы россиян выросли

Kraft Heinz отказалась от сделки с Unilever на $143 млрд

Kraft Heinz и Unilever будут работать отдельно

Безвизовая Белоруссия

Белоруссия уже не страна-изгой

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Сценарии и прогнозы   30.01.2012 12:39:43

Европа будущего

Европа будущего

flickr.com World Economic Forum

Всякий раз, когда люди ищут оправдание европейской интеграции, у них возникает соблазн посмотреть назад. Они подчеркивают, что европейская интеграция изгнала призрак войны со старого континента. И европейская интеграция, по сути, стала самым длительным периодом мира и процветания, который Европа переживала на протяжении многих веков.

Но такой подход, хотя полностью и правильный, также является неполным. Есть также много причин, чтобы стремиться к «более тесному союзу» в Европе сегодня, как и в 1945 году, и они целиком и полностью направлены на перспективу.

Шестьдесят пять лет назад распределение мирового ВВП было таким, что в Европе был только один образец для подражания для единого рынка: Соединенные Штаты. Сегодня, однако, Европа сталкивается с новой глобальной экономикой, измененной глобализацией и развивающимися экономиками стран Азии и Латинской Америки.

Это мир, в котором экономики, обусловленные ростом масштабов производства и сетей инноваций, значат больше, чем когда-либо. К 2016 году, то есть совсем скоро мы можем ожидать, что ВВП еврозоны с точки зрения паритета покупательной способности будет ниже, чем в Китае. Вместе экономики Китая и Индии могут превысить размер экономики еврозоны примерно в два раза. За длительный период времени весь ВВП стран «Большой семерки» будет казаться незначительным по сравнению с быстрым ростом крупных развивающихся экономик.

Поэтому Европа должна справиться с новым геополитическим пейзажем, который в настоящее время претерпевает глубокие изменения со стороны развивающихся экономик этих стран. В этом новом глобальном созвездии европейская интеграция как экономическая, так и политическая,  занимает центральное место в достижении непрерывного процветания и влияния.

Как люди в обществе, страны еврозоны как независимы, так и взаимозависимы. Они могут влиять друг на друга как положительно, так и отрицательно. Хорошее управление требует, чтобы как отдельные государства-члены, так и институты ЕС выполняли свои функции.

Во-первых, каждая страна еврозоны должна содержать свой дом в порядке. Это означает ответственную экономическую политику со стороны правительства, а также строгий взаимный надзор над этой политикой не только фискальной политикой, но и мерами, затрагивающими все аспекты экономики,  со стороны Комиссии и государств-членов.

В обществе правоохранительные органы в конечном счете  могут заставить гражданина соблюдать правила. В еврозоне структура, основанная на надзоре и санкциях, вплоть до самых последних решений зависела от готовности подчиниться стран-нарушителей.

Но что можно сделать, если государство-член не может выполнить свои обещания? Для стран, которые потеряют доступ к рынку, подход, предусматривающий предоставление помощи на основе сильной обусловленности, является оправданным. У стран должна быть возможность исправить ситуацию самим и восстановить стабильность.

Такой подход тем не менее имеет четко определенные пределы. Таким образом, сегодня второй этап предусмотрен для стран, которые упорно не выполняют своих политических целей. В ходе этой второй стадии власти еврозоны будут играть гораздо более глубокую и авторитетную роль в формировании бюджетной политики этих стран.

Это отдаляет нас от нынешней системы, которая оставляет все решения в руках заинтересованной страны. Вместо этого в некоторых случаях не только возможно, но и обязательно, чтобы европейские власти принимали непосредственное решение сами.

Реализация этой идеи также предполагает новую концепцию суверенитета, учитывая сложную взаимозависимость, которая существует между странами еврозоны. Но, в конечном счете, в интересах всех граждан еврозоны сделать эти изменения.

Мое твердое убеждение состоит в том, что Европа будущего будет воплощать новый тип институциональной структуры. Как это может выглядеть? Не слишком ли смело будет полагать, что в один прекрасный день появится министерство финансов ЕС?

Любое будущее европейское министерство финансов будет осуществлять надзор над соблюдением и налогово-бюджетной политики, и конкурентоспособности и при необходимости вводить в действие «второй этап». Кроме того, оно будет выполнять обычные обязанности исполнительного органа в отношении надзора и регулирования финансового сектора ЕС. Наконец, министерство будет представлять еврозону в международных финансовых учреждениях.

Последние события только усилили доводы для применения такого подхода. Европейские лидеры обсуждают внесение изменений в Договор для создания более сильного экономического управления на уровне всего ЕС, и граждане еврозоны сами просят, чтобы над финансовым сектором осуществлялся больший надзор. И я знаю, что наши партнеры по «Большой двадцатке» смотрят на Европу в целом, а не на отдельные государства-члены, чтобы найти решение. Так, все чаще кажется, что было бы слишком смело не рассматривать вопрос о создании европейского министерства финансов в определенный момент в будущем.

Но министерство финансов ЕС будет лишь одним из компонентов будущей институциональной структуры Европы. Можно представить, что, по мере того как нужно будет разделить различные элементы суверенитета, Совет Европы может превратиться в Сенат ЕС, а Европейский парламент станет нижней палатой парламента. Кроме того, Европейская комиссия может стать исполнительной властью, в то время как Европейский суд возьмет на себя роль судебной власти ЕС. И, учитывая долгую и славную историю европейских стран, я не сомневаюсь, что «субсидиарность» будет играть важную роль в будущей Европе значительно больше, чем в современных моделях федерации.

Это мои личные взгляды европейского гражданина. Будущее Европы в руках ее демократий, в руках людей Европы. Наши сограждане определят направление Европы. Они хозяева. Но тем не менее,  какими бы ни были институты Европы, важное значение будет иметь по-настоящему общеевропейская общественная дискуссия.

Как европейцы, мы глубоко себя отождествляем с нашими народами, традициями и историей. Это корни Европы. Но мы также должны раскинуть наши ветви.

Итак, сегодня мы не должны оглядываться назад. Мы должны смотреть вперед — на возможности коллективного улучшения, а также на потенциальные возможности каждой страны, чтобы быть более сильными и процветающими в хорошо функционирующем союзе.

Жан-Клод Трише, бывший президент Европейского центрального банка (2003—2011 гг.), председатель Банка Франции (1993—2003 гг.), в настоящее время является членом Совета директоров Банка международных расчетов

Copyright: Project Syndicate, 2011.

www.project-syndicate.org

Перевод с английского — Николай Жданович

Сценарии и прогнозы   30.01.2012 12:39:43   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.