Где бочка опоры

На российском валютном рынке с середины октября происходят непривычные вещи. Нефть уверенно

RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

RAEX (Эксперт РА): общий объем незастрахованных рисков в России составляет более 1 000 трлн рублей

15 ноября 2017 года в Москве состоялся XI Ежегодный форум «Будущее страхового рынка»,

Международная валютно-финансовая система: пути модернизации

Поиск новых механизмов экономического развития и новых финансовых инструментов, создание

Есть деньги на пенсии?

Госдума приняла поправки в бюджет ПФР

Автомобили вновь пользуются спросом

Сентябрь стал месяцем сбора урожая не только для сельских жителей, но и для дилерских

Выпуск облигаций для бизнеса обеспечит «РЕЗУЛЬТАТ»

14 ноября 2017 года состоялось выступление генерального директора ГК «Результат» Гончарова

OPPO выпустила смартфон F5 из серии  Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

OPPO выпустила смартфон F5 из серии Селфи Эксперт с революционной технологией SelfieTune

Ведущая глобальная технологическая компания OPPO представила в России свой первый

Российские компании знают, как построить "умные" города

В Барселоне проходит Международный форум Smart City Expo World Congress 2017. Это одно из

«Галс-Девелопмент»: вторая очередь ЖК «Наследие» введена в эксплуатацию

«Жилой квартал «Наследие» – один из самых успешных проектов компании «Галс-Девелопмент»,

Физлиц не пустят на криптобиржи

Возобладал подход ЦБ к регулированию крипторынка

Классика на заказ

Повседневная мужская мода – явление не особо капризное,  если брать в расчет самую

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Мощный, тихий и гигиеничный: Miele представляет первый безмешковый пылесос Blizzard CX1

Компания Miele представляет уникальную новинку – функциональный, практически бесшумный,

HIGH END в темпе вальса

Дорогие телевизоры и аудиосистемы пользуются стабильным спросом

Ценная старина

Рынок антиквариата – одно из самых закрытых и непубличных пространств в России. Далеко не все

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Сценарии и прогнозы   19.03.2012 10:02:12

Как разбудить Илью Муромца?

Как разбудить Илью Муромца?

Инновационные прорывы в России наиболее вероятны на стыке традиционных отраслей и новейших открытий, например медицины и цифровых технологий. ИТАР-ТАСС

Корпорация General Electric обнародовала результаты российской части своего исследования «Глобальный инновационный барометр 2012» (GIB-2012). Судя по его результатам, для российского бизнеса характерны «синдром Ильи Муромца» и вера в крепостных «левшей».

Глобальное исследование в сфере инно­ваций «Global Inno­va­tion Barometer» инициировано GE и проводится консалтинговой компанией StrategyOne, специализирующейся на глобальных опросах, ежегодно. Нынешнее исследование проводилось среди 2800 руководителей высшего звена крупнейших компаний мира в октябре—ноябре 2011 года. При этом все респонденты непосредственно задействованы в инновационных процессах внутри своих компаний, занимают должности вице-президентов и президентов. То есть знают об инновациях

не понаслышке. Опросы проводились методом телефонных интервью. Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятия. GE не скрывает, что исследование интересно ей как компании, занимающейся локализацией своих инноваций в странах пребывания. Благодаря «Барометру» корпорация может оценить риски, а также спрос на инновации в национальных экономиках.

В этом году Россия впервые вошла в список участников, в составе которых 22 страны — Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Канада, Китай, Мексика, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Франция, Швеция, Южная Африка, Южная Корея и Япония. И тут же обнаружились интересные национальные особенности.

«Опрошенные руководители рос­сийс­­ких компаний разделяют глобальную уверенность в том, что в ближайшие 10 лет инновации будут стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности. Исследование показывает в России уровень общественной поддержки инноваций находится на высоком уровне, а также ключевую роль в их развитии предстоит сыграть государственным структурам в партнерстве с крупным бизнесом и образовательными учреждениями», — заявила Екатерина Тутон, директор по внешним связям GE в России и СНГ, представляя исследование.

Данные исследования свидетельствуют о том, что более успешному ведению инновационной деятельности в России все еще препятствуют барьеры — невысокий уровень поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов и низкое качество регулятивной среды. Как следствие, в сводном рейтинге «инновационного оптимизма» индекс России составляет 65 пунктов из 100, а в сводном рейтинге «удовлетворенности качеством инновационной среды» — всего 48 пунктов из 100.

Но российские топ-менеджеры, занимающиеся инновациями, гораздо оптимистичнее своих коллег оценивают инновационные возможности своей страны. Так, 87% опрошенных считают, что за последние 5 лет качество инновационной среды в России улучшилось. Это, конечно, не 91% в иных странах БРИК, но и не 82% в среднем по всем 22 странам. При этом стоит учесть, что другие страны БРИК, Индия, Китай и Бразилия в рейтинге лидеров по инновациям далеко обогнали Россию. Китай так и вовсе вошел в четверку лидеров наряду с США, Германией и Японией.

Кстати при этом инновационный климат в своей стране топ-менеджеры этих стран зачастую оценивают куда пессимистичнее россиян. Удивительно, что оптимизм российских топ-менеджеров (которые, повторим, непосредственно вовлечены в инновационную деятельность!) простирается даже на те области, где проблемы озвучивались не раз и на официальном уровне.

Например, в том, что вузы будут играть решающую роль в развитии инноваций, убеждены 6% опрошенных — против 5% в БРИК и 4% «в среднем по больнице». А 74% вообще уверены в том, что могут с легкостью привлекать университеты для решения своих задач в области НИОКР (R&D). Это при том, что вузы у нас до сих пор не замечены в наличии мощных научных сил — в отличие от других стран, где в их возможностях уверены только 66% опрошенных (в БРИК — 65%).

Один из выступавших в дискуссии по докладу Игорь Гурков, руководитель «Ателье корпоративных стратегий и структур», назвал это «синдромом Ильи Муромца»: мы могучи и можем горы свернуть, да не хочется с печи слезать.

При этом, по мнению российских топ-менеджеров, более успешному внедрению инноваций могли бы помочь лучшая подготовка персонала, господдержка и частное финансирование — наряду с партнерством с теми же вузами и исследовательскими лабораториями. Но при этом опрошенные совершенно не надеются на малый бизнес и тем более изобретателей-индивидуалов. То есть потребность в «левшах» у российского бизнеса есть, но иметь его топ-менеджеры предпочитают в виде наемного работника, а не партнера.

Впрочем, с работниками тоже не все ладно. Как свидетельствует исследование, проведенное научным коллективом под руководством Гуркова, 88% опрошенных им компаний не нужны работники старших возрастов с уникальным, еще советским опытом инноваций, 90% не нужны молодые сотрудники, которых можно обучить передовым технологиям, 92% вообще избегают сотрудников, которые работали за рубежом, в западных компаниях и даже их российских филиалах, так как не желают перенесения в свою деятельность западных стандартов.

Дан Медовников, заместитель директора Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, отметил, что инновационный потенциал российских промышленных компаний крайне неравномерен. «По данным наших исследований, наиболее высок он у компаний, ориентированных на глобальный рынок (30–40% выпуска идет на экспорт), находящихся на высоких стадиях передела, работающих в конкурентных отраслях и являющихся отраслевыми лидерами. Впрочем, есть и исключения, но именно пересечение этих групп дают больше всего инновационно-активных компаний», — заявил он в ходе обсуждения исследования.

По его словам, движущей силой инновационного внедрения, как и везде, будет рост конкуренции, хотя на ограниченном временном промежутке определенную роль (роль пускового горючего) может сыграть и государственное принуждение, особенно если речь идет о государственных компаниях. А, по мнению Гуркова, государственные стимулы в обозримом будущем будут играть решающую роль, так как ни у бизнеса, ни у потребителей пока нет спроса на инновации.

Татьяна Рыбакова

Исследование GE «Глобальный инновационный барометр – 2012» (1.44 Mb, PDF)

Сценарии и прогнозы   19.03.2012 10:02:12   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.