Серая экономика

Как уживаются социальное государство и уклонение от налогов

Инвестиции на паузе

Инвестиции на паузе

Когда начнется приток?

Сын за отца отвечает

Новации от Минфина

Генпрокуратура против ЦБ

Конфликт вокруг банка Югра

Приоритетный экспорт

Определены приоритетные для экспорта отрасли

Падение «Югры»

Продолжается ползучий кризис российской банковской системы

Великий русский файервол

Великий русский файервол

Блогосфера в шоке

Сименс держит лицо

Концерн пострадал от санкций

Задорнов комментирует ситуацию вокруг Югры

Решение о выплатах принимали в ночи

Еще минус одна лицензия

Все банки попадаются на одном

Хлеб на вес золота

Может ли буханка быть предметом роскоши

Как библиотека может стать банком

Как библиотека может стать банком

Книга как капитал. К Карлу Марксу не относится

Им песня строить и жить помогает

Среди чемионов есть и поп-, и рок-, и рэп-, и фолк-звезды

Не женщины, а золото

До дохода в миллион долларов по текущему курсу не дотянула ни одна

В салонах связи отмывали деньги

Полиция открывает для себя новые стороны русской действительности

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Сценарии и прогнозы   19.03.2012 10:02:12

Как разбудить Илью Муромца?

Как разбудить Илью Муромца?

Инновационные прорывы в России наиболее вероятны на стыке традиционных отраслей и новейших открытий, например медицины и цифровых технологий. ИТАР-ТАСС

Корпорация General Electric обнародовала результаты российской части своего исследования «Глобальный инновационный барометр 2012» (GIB-2012). Судя по его результатам, для российского бизнеса характерны «синдром Ильи Муромца» и вера в крепостных «левшей».

Глобальное исследование в сфере инно­ваций «Global Inno­va­tion Barometer» инициировано GE и проводится консалтинговой компанией StrategyOne, специализирующейся на глобальных опросах, ежегодно. Нынешнее исследование проводилось среди 2800 руководителей высшего звена крупнейших компаний мира в октябре—ноябре 2011 года. При этом все респонденты непосредственно задействованы в инновационных процессах внутри своих компаний, занимают должности вице-президентов и президентов. То есть знают об инновациях

не понаслышке. Опросы проводились методом телефонных интервью. Основные цели исследования — определение факторов, способствующих и мешающих внедрению инноваций, и их восприятия. GE не скрывает, что исследование интересно ей как компании, занимающейся локализацией своих инноваций в странах пребывания. Благодаря «Барометру» корпорация может оценить риски, а также спрос на инновации в национальных экономиках.

В этом году Россия впервые вошла в список участников, в составе которых 22 страны — Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Канада, Китай, Мексика, ОАЭ, Польша, Россия, Сингапур, США, Турция, Франция, Швеция, Южная Африка, Южная Корея и Япония. И тут же обнаружились интересные национальные особенности.

«Опрошенные руководители рос­сийс­­ких компаний разделяют глобальную уверенность в том, что в ближайшие 10 лет инновации будут стимулировать экономический рост, способствуя улучшению качества жизни населения и развитию промышленности. Исследование показывает в России уровень общественной поддержки инноваций находится на высоком уровне, а также ключевую роль в их развитии предстоит сыграть государственным структурам в партнерстве с крупным бизнесом и образовательными учреждениями», — заявила Екатерина Тутон, директор по внешним связям GE в России и СНГ, представляя исследование.

Данные исследования свидетельствуют о том, что более успешному ведению инновационной деятельности в России все еще препятствуют барьеры — невысокий уровень поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов и низкое качество регулятивной среды. Как следствие, в сводном рейтинге «инновационного оптимизма» индекс России составляет 65 пунктов из 100, а в сводном рейтинге «удовлетворенности качеством инновационной среды» — всего 48 пунктов из 100.

Но российские топ-менеджеры, занимающиеся инновациями, гораздо оптимистичнее своих коллег оценивают инновационные возможности своей страны. Так, 87% опрошенных считают, что за последние 5 лет качество инновационной среды в России улучшилось. Это, конечно, не 91% в иных странах БРИК, но и не 82% в среднем по всем 22 странам. При этом стоит учесть, что другие страны БРИК, Индия, Китай и Бразилия в рейтинге лидеров по инновациям далеко обогнали Россию. Китай так и вовсе вошел в четверку лидеров наряду с США, Германией и Японией.

Кстати при этом инновационный климат в своей стране топ-менеджеры этих стран зачастую оценивают куда пессимистичнее россиян. Удивительно, что оптимизм российских топ-менеджеров (которые, повторим, непосредственно вовлечены в инновационную деятельность!) простирается даже на те области, где проблемы озвучивались не раз и на официальном уровне.

Например, в том, что вузы будут играть решающую роль в развитии инноваций, убеждены 6% опрошенных — против 5% в БРИК и 4% «в среднем по больнице». А 74% вообще уверены в том, что могут с легкостью привлекать университеты для решения своих задач в области НИОКР (R&D). Это при том, что вузы у нас до сих пор не замечены в наличии мощных научных сил — в отличие от других стран, где в их возможностях уверены только 66% опрошенных (в БРИК — 65%).

Один из выступавших в дискуссии по докладу Игорь Гурков, руководитель «Ателье корпоративных стратегий и структур», назвал это «синдромом Ильи Муромца»: мы могучи и можем горы свернуть, да не хочется с печи слезать.

При этом, по мнению российских топ-менеджеров, более успешному внедрению инноваций могли бы помочь лучшая подготовка персонала, господдержка и частное финансирование — наряду с партнерством с теми же вузами и исследовательскими лабораториями. Но при этом опрошенные совершенно не надеются на малый бизнес и тем более изобретателей-индивидуалов. То есть потребность в «левшах» у российского бизнеса есть, но иметь его топ-менеджеры предпочитают в виде наемного работника, а не партнера.

Впрочем, с работниками тоже не все ладно. Как свидетельствует исследование, проведенное научным коллективом под руководством Гуркова, 88% опрошенных им компаний не нужны работники старших возрастов с уникальным, еще советским опытом инноваций, 90% не нужны молодые сотрудники, которых можно обучить передовым технологиям, 92% вообще избегают сотрудников, которые работали за рубежом, в западных компаниях и даже их российских филиалах, так как не желают перенесения в свою деятельность западных стандартов.

Дан Медовников, заместитель директора Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, отметил, что инновационный потенциал российских промышленных компаний крайне неравномерен. «По данным наших исследований, наиболее высок он у компаний, ориентированных на глобальный рынок (30–40% выпуска идет на экспорт), находящихся на высоких стадиях передела, работающих в конкурентных отраслях и являющихся отраслевыми лидерами. Впрочем, есть и исключения, но именно пересечение этих групп дают больше всего инновационно-активных компаний», — заявил он в ходе обсуждения исследования.

По его словам, движущей силой инновационного внедрения, как и везде, будет рост конкуренции, хотя на ограниченном временном промежутке определенную роль (роль пускового горючего) может сыграть и государственное принуждение, особенно если речь идет о государственных компаниях. А, по мнению Гуркова, государственные стимулы в обозримом будущем будут играть решающую роль, так как ни у бизнеса, ни у потребителей пока нет спроса на инновации.

Татьяна Рыбакова

Исследование GE «Глобальный инновационный барометр – 2012» (1.44 Mb, PDF)

Сценарии и прогнозы   19.03.2012 10:02:12   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.