Назад в стагнацию

Оживление экономики перечеркнул крепкий рубль

Биржи Европы рухнули

Биржи Европы рухнули

Трамп опубликовал налоговую инициативу

Японский премьер едет с проектами

Японцы покажут жителям Курил цивилизацию

Нефть дешевеет

США снова могут уронить рубль

ВВП РФ в марте вырос

ВЭБ говорит о выходе экономики РФ из рецессии

ЦБ припустил от рубля

Как поддержать рубль в новых условиях?

Банк России перешел на бег. Трусцой

Банк России перешел на бег. Трусцой

ЦБ указал рублю на спуск

ЦБ может снизить ставку до 9,25%

Рубль надо снижать

ЦБ снизит ставку до 9,5%

Банки должны выполнить требования по обязательным резервам

Инфляция приподнимает голову

Рост инфляции временный и не влияет на решение ЦБ по ставке

Силуанов зашел в ВТБ

Министр финансов сменил в набсовете своего зама Моисеева

Медведев поручил лечиться отечественным

Медведев поручил лечиться отечественным

Новый законопроект поддержит российскую фарму

Зов кресла

Серьезные изменения в кабинете министров не за горами, в один голос утверждают источники,

Кудрин: все продать

400 млрд рублей от приватизации дополнительно

Прожиточный минимум увеличат

Документы уже поступили в правительство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Сценарии и прогнозы   18.11.2013 09:45:21

Кру-гом!

Как Следственный комитет улучшает инвестиционный климат России

Николай Вардуль Главный редактор Финансовой газеты


Кру-гом!

Александр Бастрыкин ждет доклад о «притворных» и «мнимых» хозяйственных операциях. sledcom.ru

 Ранее мы рассматривали, как в США расследуются и пресекаются крупные экономические преступления. Главный урок — нарушил экономическое законодательство, изобличен следствием (вовсе не обязательно судом) — расплачивайся с бюджетом. Перспектива тюрьмы — лишь в том случае, если доказан злой умысел. Здесь же, опираясь на законодательные инициативы Следственного комитета РФ, посмотрим, как развивается само экономическое законодательство в России и к чему это может привести.

6 ноября «Ведомости» описали законопроект, подготовленный Следственным комитетом и разосланный на согласование. Цель этого документа — та самая деофшоризация страны, о которой говорится давно. Действительно, сам факт, состоящий в том, что практически все крупнейшие частные компании России и даже ряд компаний с госучастием зарегистрированы не в российской юрисдикции, не красит Россию. Но этот факт можно осмысливать и соответственно реагировать на него очень по-разному.

До сих пор главный вектор официальной реакции властей заключался в том, что надо повышать конкурентоспособность российской юрисдикции, а это можно сделать, улучшая инвестиционный климат, то есть вникая в те проблемы, которые заставляют предпринимателей выбирать своим компаниям другую родину, и решая их.

Но есть и другой вектор. Его ударный слоган с инвестиционным климатом и многолетними попытками его улучшить, в том числе и взбираясь вверх по рейтингу «Doing business», ничего общего не имеет, зато он прост и понятен: вывести все, что минимизирует налоги, с правового поля или попросту запретить!

Законопроект не запрещает в лоб операции с офшорами, он вводит в Налоговый кодекс понятия «притворные» и «мнимые» хозяйственные операции. Критерий — налоговый. Бизнес либо учитывает для налоговых целей операции, которые реально не совершал, тем самым занижая прибыль, либо реальные операции скрывает за фиктивными — и тоже тем самым снижает налоги, пишет в пояснительной записке, которую цитируют «Ведомости», СКР. Авторы законопроекта тут же приводят цифры. По оценкам «Интерфакс-ЦЭА», примерно $150 млрд иностранных кредитов российских компаний — кредиты от собственных владельцев (это позволяет занизить прибыль компании на выплачиваемые проценты). Это распространенная практика, подчеркивает СКР в записке к законопроекту: налогооблагаемая прибыль переносится либо на фиктивные организации-резиденты, взыскать задолженность с которых невозможно — они однодневки, либо на подконтрольные компании, зарегистрированные в низконалоговых странах. У России с ними есть соглашения об избежании двойного налогообложения, бизнес через них выводит прибыль в офшоры без всяких налогов. Усилия Высшего арбитражного суда, который вынес постановление о необоснованной налоговой выгоде, СКР считает недостаточными, запрет «мнимых» и «притворных» сделок он вводит в закон. Дальше на создателей схем с такими сделками распространится уголовная ответственность.

Таким образом, перед Россией развилка. У улучшения инвестиционного климата появляется альтернатива — ужесточение ответственности за налоговую оптимизацию.

Первый вопрос: к чему приведет реализация предложений СКР? Здесь никаких загадок нет. Выбор офшоров — это не только бегство от российских налогов. Если отталкиваться от Налогового кодекса, российские налоги вовсе не чрезмерно сложные или высокие. Дело не в самих налогах, а в отсутствии защиты частной собственности, ее сохранность никак не гарантируют правоохранительная система и налоговое администрирование. Компании, даже крупные, предпочитают не подвергаться риску перехвата собственности, который не бывает успешным без активного участия органов власти, в том числе правоохранительных, включая спецслужбы. Законопроект от СКР эти риски многократно усиливает, значит, прямым следствием его принятия будет массовый забег капиталов из России, а их возврата в виде «иностранных» инвестиций или кредитов в прежнем объеме точно не последует.

Если по русской сказочной традиции на развилке должен стоять камень с предсказаниями, что последует, если выбрать ту или иную дорогу, то надпись на нем теперь должна выглядеть так. «Вправо» — возвращение капиталов в Россию, когда им станет здесь не хуже, чем за рубежом. «Влево» — силовое удержание капиталов в России, неэффективное, потому что силой их удержать не удастся.

Второй вопрос: насколько серьезно следует относиться к инициативе СКР? СКР фонтанирует идеями, и судьбы у этих идей разные. 21 февраля 2013 года глава СКР Александр Бастрыкин предложил создать в России финансовую полицию. По мысли Бастрыкина это силовое суперведомство должно было заняться «финансовой» разведкой, противодействием незаконному выводу капиталов за рубеж и контролем за распоряжением бюджетными средствами. Эта идея не получила поддержки. Как газетчик я знаю, что цена слова в России девальвирована, но мне кажется, что одним из решающих аргументов, повлиявших на непринятие финансовой полиции, стал отзыв о ней министра юстиции Александра Коновалова, а он нашел очень веские слова, сравнив финансовую полицию с опричниной: «Как у нас принято на Руси… есть некие риски создания чего-то похожего на опричнину с особыми полномочиями, статусом, режимом неприкосновенности».

Но у СКР есть и причина рисовать звезды на крыльях. Идея СКР вернуть ведение налоговых дел силовикам поддержана президентом Владимиром Путиным, соответствующий законопроект уже внесен президентом в Думу. Это уже большая политика. С 2010 года МВД утратило право возбуждать налоговые дела самостоятельно (это возможно лишь на основании материалов от налоговиков), что было одним из крупных достижений президента Дмитрия Медведева. При президенте Путине именно СКР стал главным лоббистом возвращения старого порядка. И Путин поддержал не Медведева, а СКР.

Новый законопроект из того же пакета, так что реакция президента Путина на него может быть любой, хотя его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявлял, что поручения СКР разрабатывать новый законопроект никто не давал.

Здесь есть прямой смысл вспомнить одну из причин, по которой силовики были лишены права самостоятельно возбуждать налоговые дела. Ее на страницах «Российской газеты» называет Михаил Александров, партнер адвокатского бюро DS Law: «Сейчас это преподносится как „усиление раскрываемости“, но все вовсе не так. Стоит вспомнить, почему право возбуждать „налоговые дела“ было отобрано у правоохранителей и передано налоговой службе. В период обсуждения этой нормы звучала интересная статистика, что до 90% налоговых дел вовсе не доходят до суда. То есть речь идет не о раскрытии преступлений, а об „открытии дел“, так как это отличный повод давить на предпринимателей».

Вот теперь альтернатива улучшению инвестиционного климата стала полной. Возвращаются качели открытия-закрытия дел, вместе с ними коррупция. А интересы подъема экономики теряются на фоне решетки. Тут уж не до уроков, которые дают генпрокуратура и минюст США (см. стр. 14–15).

Николай Вардуль

Сценарии и прогнозы   18.11.2013 09:45:21   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.