Экономика России: умеренный темп роста

По оценке Всемирного банка, экономика России вернулась к росту, и по итогам 2017 года ее

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

Как расширить «территорию финансовой безопасности»

11 октября 2017 года в Москве прошла II Международная конференция по защите прав потребителей

ОСТРАЯ КРЕДИТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

В общем финансировании инвестиций в основной капитал доля банковских кредитов по экспертным

Сбербанк развивает деловые связи России и Китая

Семь российских и китайских компаний провели переговоры о сотрудничестве на площадке

МВФ повысил прогноз ВВП

Рост ВВП РФ будет значительно отставать от роста мировой экономики

«Роснефть» пришла в Курдистан

Доля "Роснефти" составит 60%

Роуминг будет до нового года

ФАС пригрозил операторам мерами воздействия

Либерализация ОСАГО

Госрегулирование планируется отменить в 2020 г

Митио Каку: «Мы сможем пересылать свои эмоции и чувства через сети»

Такое заявление профессор Городского университета Нью-Йорка, специалист в области

ЛЕДЯНОЙ БЮДЖЕТ

О федеральном бюджете писать непросто. Документ этот огромный, выделить главное,

РОСКОШНЫЕ И ДОРОГИЕ

Для мировых автомобильных брендов класса «люкс» Россия была и остается одним из основных

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

В Россию пришел первый в мире игровой ноутбук с изогнутым экраном Predator 21 X за 700 тыс. рублей

Компания Aser объявила о старте продаж этой флагманской модели, которая не имеет себе равных

Солнце в бокале

Благодаря кризису 2014–2016 годов россияне открыли для себя много новых вин, а их интерес

Forbes назвал богатейшие «семейные кланы»

Состояние 10 богатейших семей оценивается в 27 млрд долларов

Нашествие пивоваров

Пивоваренная отрасль России переживает трудные времена. За последние 10 лет производство

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»


Сценарии и прогнозы   16.01.2012 13:10:34

Курс-2012

Курс-2012

ИТАР-ТАСС

Политическая реформа как фактор экономической диверсификации

По замыслу руководителей государства, основная ставка будет сделана на рост промышленного производства в несырьевых отраслях экономики. По словам Владимира Путина, чтобы изменить структуру нашей экономики, власти намерены «строить новую экономику, модернизировать или вновь создать до 25 млн современных рабочих мест». Правительство рассчитало, что для запуска «новой экономики» уже к 2015 году необходимо довести уровень инвестиций в основной капитал практически до 25% ВВП, а затем и до 30% ВВП. «В ближайшие три года в экономику страны должно быть вложено почти 43 трлн рублей. Чтобы оценить масштаб, могу сказать: это примерно равно объёму всего ВВП страны в прошлом году», — отметил Владимир Путин.

О том, что сырьевая модель нашей экономики — вчерашний день, говорят все. Путин с Медведевым внесли решающее дополнение — для реализации поворота к промышленному развитию и за пределами сырьевого сектора необходима политическая реформа.

Предлагается вернуться к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов. Первым эту идею выдвинул Владимир Путин, и она была еще раз озвучена в послании президента к Федеральному Собранию. Общий для политики и экономики вектор развития — децентрализация и демонополизация. Если угодно, речь идет об отказе от несгибаемых вертикалей власти.

Очевидно, что такие неожиданные инициативы (ведь еще недавно утверждалось, что наше общество не будет готово к прямым выборам губернаторов еще как минимум сто лет) были простимулированы волной протестных митингов, прокатившихся по стране.

Но не нужно воспринимать данную идею как либерализацию только лишь политической системы. Возможно, в данной инициативе как раз экономика играет основную роль. «Ручное управление» страной становится очевидно неэффективным. Отсюда закономерный выход — передать полномочия вниз. И в политике, и в экономике.

Здесь связь экономики с политикой прямая — любые политические полномочия бессмысленны при отсутствии ресурсов, прежде всего финансовых. Поэтому и заговорили о перераспределении бюджетных финансовых потоков.

По словам Дмитрия Медведева, в Государственную Думу будет внесен пакет законопроектов о децентрализации: «Его реализация позволит провести серьезное перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу регионов и муниципалитетов. Я это обещал сделать, я это сделаю. Пора на деле приблизить к людям исполнение важнейших для них функций государства. Мы будем делать это, естественно, поэтапно, в течение нескольких лет в рамках следующего политического цикла». Президент отметил, что в дальнейшем будут значительно расширены источники доходов региональных и местных бюджетов, в том числе собственные. «Их объемы мы, конечно, еще дополнительно обсудим, но считаю, что они могут составить до 1 трлн рублей. Это должно создать условия для успешного развития территорий, для более качественного исполнения обязанностей государства перед гражданами. В частности, будут постепенно отменяться федеральные льготы по региональным и местным налогам. Сроки должны быть дополнительно проработаны Правительством. В ряде регионов начнется взимание налога на недвижимость взамен имущественных налогов. Кроме того, регионам и муниципалитетам должны быть представлены существенно более широкие права по распоряжению бюджетными ресурсами, которые поступают с федерального уровня. Излишнее регламентирование, мешающее самостоятельной работе на местах, будет устранено, а система финансовой поддержки региональных бюджетов будет в полной мере стимулировать расширение собственной доходной базы регионов», — отметил в послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев.

Как пояснила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, передача одного триллиона рублей, регионам в рамках децентрализации займет не один год, а до пяти-шесть лет. «Прозвучала цифра до триллиона, ее надо подсчитать, безусловно, это не за один год. В следующем цикле, как было сказано, в течение пяти-шести лет, для того чтобы сбалансировать полномочия», — отметила министр. В то же время она добавила, что это очень большая сумма, и реализация этой инициативы требует серьезной проработки.

С инициативой децентрализации управления и перераспределения полномочий между разными уровнями власти, включая корректировку налоговой системы и межбюджетных отношений, Медведев выступил в июне 2011 года. Для подготовки конкретных предложений были созданы две группы под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина, которые занимались соответственно проработкой юридических и финансовых аспектов децентрализации. Результатом стали предложения о передаче на региональный уровень с федерального более ста полномочий.

Налоговый маневр или ловушка

Экспертное сообщество предполагало, что перераспределение бюджетных средств будет осуществляться через введение налога с продаж и отмены НДС. Теперь становится очевидным, что если замена налогов и будет происходить, то постепенно. Не исключено, что некоторое время будут существовать два этих налога одновременно. Хотя это противоречит принципам Налогового кодекса: эти налоги имеют одинаковую природу.

«Регионы РФ в рамках децентрализации властных полномочий на первом этапе в 2013 году могут получить от 100 до 200 миллиардов рублей», — сообщил помощник президента РФ Аркадий Дворкович. В случае если действительно будут существовать одновременно два налога, то для бизнеса, как и для граждан, это не лучшая новость. Даже при сохранении налоговой нагрузки затраты на администрирование увеличатся.

Однако в любом случае данная политическая инициатива не решает другой задачи — стимулировать частный бизнес к инвестициям в несырьевые отрасли. «Наращивать дальше объём инвестиций только за счёт бюджета, только за счёт госсектора и только за счёт инфраструктурных монополий, конечно, мы не сможем. Разумная планка здесь практически достигнута, иначе мы рискуем ослабить макроэкономическую и бюджетную устойчивость», — утверждает Владимир Путин.

По его данным, доля госсектора в общем объёме инвестиций сейчас составляет около 40% и из них бюджетные — 19,4%. Дальнейшее увеличение госинвестиций можно осуществлять только за счет налоговой нагрузки, а она и так сейчас крайне высокая. Раздувание инвестпрограмм инфраструктурных монополий чревато увеличением тарифов и падением эффективности. Кроме того, объективно ограничен и резерв притока иностранных инвестиций.

«Считаю, что нужно внимательно проанализировать ситуацию по конкретным отраслям, сделать расчёты, чтобы ликвидировать существующие сегодня значительные дифференциации налоговой нагрузки между секторами экономики», — говорит Владимир Путин. Например, по виду деятельности: по производству машин и оборудования налоговая нагрузка составляет 11,1%, по строительству — 11,3%, по металлургии — 3,3%, по производству кокса и нефтепродуктов — 5%. «Понятно: даже в рамках производственного сектора металлургия у нас явно выбивается в лидеры по минимальности налога», -поясняет премьер.

По словам Путина, стране сегодня необходим решительный налоговый манёвр, нужна современная структура налоговой системы. «Мы должны развернуть эти потоки в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса, это принципиальное условие создания и развития новой экономики в нашей стране, иначе мы рискуем и дальше сохранять ущербный характер экономики с преобладающим сырьевым сектором. Я прошу Минэкономразвития, Минфин совместно с другими ведомствами просчитать параметры такого манёвра и предложить конкретные шаги по перенастройке фискальной политики на решение задач индустриального развития страны», — распорядился Владимир Путин.

И хотя решение еще даже до конца не сформулировано, тренд становится понятен — перераспределение налоговой нагрузки между отраслями промышленности. Какие отрасли получат преференции, пока можно только гадать.

На призыв Владимира Путина вернуть российские капиталы на родину Михаил Фридман отозвался так: он вкладывает $1 млрд в коммерческую недвижимость на Восточном побережье США. ИТАР-ТАСС

На призыв Владимира Путина вернуть российские капиталы на родину Михаил Фридман отозвался так: он вкладывает $1 млрд в коммерческую недвижимость на Восточном побережье США. ИТАР-ТАСС

Экономика прозрачная как слеза

Однако, планируя столь масштабные реформы, было бы странным предположить, что федеральный центр не оставит для себя эффективных методов контроля за регионами и отраслями. Одним из таких методов может стать «борьба» с офшорами. В своем выступлении перед «Деловой Россией» Владимир Путин прямо заявил: «Сегодня офшорное наследие становится реальной преградой для формирования нормального делового климата в стране, снижает уровень доверия к экономике нашей страны как со стороны нашего предпринимательского сообщества, так и со стороны наших иностранных партнёров и инвесторов. И здесь необходимы соответствующие корректировки на законодательном уровне. Я хочу сразу сказать: я не против офшоров вообще. Это нормальная в принципе, иногда экономически целесообразная форма ведения хозяйства, но, когда у нас за офшором вообще ничего не видно, не видно конечного бенефициара совсем, нам невозможно даже принимать решения по некоторым ключевым вопросам. И инвесторы, в том числе иностранные, мне прямо говорят: «Слушайте, мы бы пришли в эту отрасль, пришли бы в это предприятие, — мы даже не понимаем, кто конечный бенефициар, мы не пойдём туда».

Напомнил Владимир Путин и про возможные проблемы для тех, кто его не услышит, явно намекая на судебный процесс между Борисом Березовским и Романом Абрамовичем. «Я когда-то говорил: замучаетесь пыль глотать, по судам будете ходить. Вот, пожалуйста, глотают уже там. Говорил же, предупреждал! А там ещё, вы же знаете, что такое судебная система в некоторых странах, в Великобритании, — они ещё там состригут столько, что мало не покажется, больше, чем наши налоги. Правда, посмотрите, какие там доходы судов. Правда-правда! Кстати, это существенная статья доходной части бюджета Великобритания — поступление в судебную систему. Там реально большие деньги снимают».

Другой элемент контроля за региональными элитами озвучил Дмитрий Медведев: «Считаю целесообразным ввести ограничения на совершение сделок между государственными структурами и коммерческими организациями, в которых крупными акционерами или руководящими работниками являются близкие родственники руководителей соответствующих государственных органов и компаний. Количество таких случаев, к сожалению, в нашей стране огромно».

Без государственных заказов, прежде всего в регионах, среднему бизнесу развиваться, а тем более расти очень сложно. Да и возможности маневра при трудоустройстве элит в регионах не такие большие.

Контроль за сделками с участием государственных структур и компаний, в которых принимают участие близкие родственники госчиновников, могут осуществлять Федеральная антимонопольная служба и другие контрольные органы, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович, слова которого приводит РИА «Новости». «Механизма пока нет. Он должен быть прописан, -сказал он журналистам по итогам послания президента РФ Федеральному Собранию. — Думаю, что ключевая роль здесь должна принадлежать ФАС на входе, а на выходе, если сделка уже совершена, то уже контрольные органы».

Дворкович пояснил, что президент принял решение об ограничении сделок при реализации госзаказа, при госзакупках и реализации контрактов, касающихся инвестиционной деятельности. «Речь идет о том, что государство заключает контракт с компанией и иногда ориентируется на интересы тех лиц, которые работают в этих компаниях. Такие случаи нужно пресекать, это по сути коррупция», -добавил он.

В качестве примера возможного конфликта интересов он привел себя и супругу, которая работает в коммерческой компании (жена Дворковича работает в компании «ПиК»). «Вполне может быть, что в какой-то момент ко мне придет документ, который связан с этой компанией. Я должен буду тогда доложить в комиссию по конфликту интересов, что у меня есть конфликт интересов, и я не могу в этой части исполнять свои обязанности. Это нормально. Комиссия должна рассмотреть этот вопрос и передать в этой части полномочия кому-то еще», -считает Дворкович. Вместе с тем он отметил, что если сделка действительно целесообразна, то «нужна специальная процедура таких действий».

Что характерно, президентское послание все же вызвало некоторый скепсис. И дело не в том, что многое из озвученного трудно осуществимо. А в том, что воплощение или невоплощение в жизнь всех этих инициатив ляжет на плечи того, кто через два с небольшим месяца станет новым президентом России. И как он отнесется к инициативам бывшего к тому времени президента Медведева, до конца не ясно.

Алексей Земцов

Сценарии и прогнозы   16.01.2012 13:10:34   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.