Приватизация не бывает простой

Споры о целесообразности приватизации в нашей стране идут со времен ваучеров, когда политики

Игра в политические карты

Игра в политические карты

Губернаторов опять потряхивает. В течение недели трех отправили в отставку — Виктора

Портрет ВВП-2016

Россстат и Минэкономразвития 7 февраля хором спели статистический ораторий-2016. Цифр много,

Орешкин: экономика — в позитивном тренде

Орешкин: экономика растет

Чай? Элементарно!

Продукты по карточкам

Продукты по карточкам

Число бедных в России растет последние три года. Вызвано это повышением цен в связи с

Закройте окно!

Институт развития интернета (его курирует советник президента по развитию этого сектора

Банкноты никому не нужны

Кэш перестал интересовать мошенников

Греф: блокчейн в России внедрят через два года

Греф подтвердил свою веру в блокчейн

Безвизовая Белоруссия

Безвизовая Белоруссия

Белоруссия уже не страна-изгой

Футбол за 638,8 млрд рублей

Мы за ценой не постоим. Хотя победы не дождемся

Нефть дорожает

Апрельские фьючерсы на нефть выросли

ФАС оштрафует за препятствия проверкам

Сейчас штраф за уклонение — жалкие 10 тысяч рублей

«Финансовая газета» - старейшее, а теперь самое современное экономическое издание. Это и аналитический еженедельник, и электронный портал, и база обновляемых нормативных документов, и площадка, на которой каждый может стать соавтором будущей системы экономического регулирования.



Вы можете оформить подписку на «Финансовую газету», получить доступ к информационно-справочной системе: «Документы, комментарии, консультации»

Сценарии и прогнозы   24.01.2012 12:40:56

Поздно или никогда

Поздно или никогда

kremlin.ru

24 января президент Дмитрий Медведев провел заседание комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, где рассматриваются меры по улучшению инвестиционного климата.

«Задача номер один»

Чем ближе конец президентства Медведева, тем радикальнее предлагаемые им проекты. Прежде всего это, конечно, политическая реформа: возвращение прямых выборов губернаторов, либерализация избирательного законодательства, включая регистрацию партий, выдвижение кандидатов в президенты и т. д. Ее содержание по большому счету — отказ, немного, немало, от опоры на вертикали власти и расшатывание этих вертикалей.

В экономике Медведев считает улучшение инвестиционного климата «задачей номер один». Несколько дней назад, обсуждая «Стратегию 2020», президент говорил о необходимости построения модели, которая будет «стимулировать развитие, приток капиталовложений, технологическую модернизацию предприятий, создание современных производств».

Это не так революционно, как политические преобразования, тему улучшения делового климата регулярно поднимают и Медведев, и Путин. Без особой отдачи. Так что прямая увязка модернизационного прогресса с улучшением делового климата, сердцевина которого опять модернизация, но уже не технологическая, а институциональная, и выход на конкретные решения, которые и должна разрабатывать президентская комиссия все по той же модернизации, заставляют задаваться вопросом: а стоило ли с этим тянуть до последних месяцев пребывания Медведева в Кремле, когда шансы на то, что предложения его комиссий, чем бы они ни занимались, ниже, чем если бы впереди у Медведева был достаточный срок, чтобы инновировать эти предложения?

Крест на «бюджетном маневре»

Есть и еще один вопрос. Напомним, Медведев поставил «номер один» на задаче улучшения делового климата на обсуждении «Стратегии 2020». Что весьма знаменательно.

Экспертным сообществом выдвинута идея «бюджетного маневра». Суть: увеличение госрасходов по приоритетным статьям (прежде всего образование, здравоохранение, транспортная инфраструктура) на 4% ВВП, при параллельном сокращении расходов по другим статьям (прежде всего госуправление, национальная экономика, оборона) на 2% ВВП.

Однако маневр обречен. И даже не в силу того, что Минфин — это вотчина «скупых рыцарей», справиться с этим президенту по силам. Решение о росте военных расходов, принятое президентом Медведевым, ставит на нем жирный крест.

Вот и остается одна надежда, к тому же угасающая, на улучшение делового климата. Хотя это сказка про белого бычка. Модернизация институтов с приоритетом укрепления независимости суда была сердцевиной «программы Грефа», написанной для Владимира Путина 12 лет назад, когда он впервые стал хозяином Кремля. Качественных перемен к лучшему не произошло. Скорее наоборот.

Вызовы «новой нормальности»

Правительство, когда речь заходит о модернизации, тут же переходит к инвестициям. Наглядный пример — предвыборный сайт премьера Владимира Путина. Но вот неустаревающий комментарий эксперта Евгения Ясина, прозвучавший на прошлогодних Гайдаровских чтениях: главное — эффективность, а не инвестиционная накачка, когда, например, в России километр дороги стоит в 5 раз больше, чем в Европе.

Но вернемся к инвестициям. За 11 месяцев прошлого года в номинальном выражении объем инвестиций в основной капитал составил 8,591 трлн рублей. Правительство рассчитывает на их рост в 2012 году на 7,8%, в то время как в 2011 году тот же показатель, по осторожным оценкам, может составить 6%. Между тем согласно исследованиям Росстата об инвестиционной активности организаций в наступившем году только две трети российских компаний планируют увеличить инвестиции в основной капитал, а 23% собираются их сокращать. Но даже если правительство  и нас ждет рост инвестиций,то их качество однозначно снизится.

То, что сейчас происходит в мировой экономике (а Россия — ее часть, причем отнюдь не передовая), получило определение «новая нормальность». Авторство доподлинно неизвестно, хотя есть указания на то, что термин пустили в оборот аналитики крупнейшего паевого фонда PIMCO, который с 2000 года является частью немецкого страхового гиганта Allianz. Это похоже на правду — ведь именно аналитики Goldman Sаchs «родили» «группу BRIC» (правда, в последнем случае столь разные, хотя и развивающиеся, страны сплотило в первую очередь созвучие с тем, как по-английски зовется кирпич — шоу, оно шоу и есть).

Так или иначе, но «новая нормальность» — это состояние мировой экономики, балансирующей на грани нулевого роста и скатывания в рецессию. И это не просто реальность, на смену которой придет что-то другое, а именно норма.

Что из этого следует? Возможности России в экономическом росте и модернизации опереться на иностранные инвестиции и даже на нефтедоллары резко сокращаются. Европа, как уверены в Минэкономразвития, уже вступает в рецессию, а это значит, что спрос на российское сырье, как и цены на него, будет падать. Правда, коррективы могут внести события вокруг Ирана. Санкции на импорт его нефти, согласованные ЕС, ответные угрозы Тегерана заблокировать Ормузский пролив — все это приближает угрозу войны и может высоко вытолкнуть цены на нефть.

Но пока российский вектор таков. Альтернатива модернизации — скатывание в беспросветные аутсайдеры. Для модернизации нужны средства. Дать их может только экономический рост. Обеспечить рост в «новой нормальности» многократно сложнее. Нового инструментария для стимулирования модернизации у власти нет.

Модернизация сверху не получилась, время оказалось упущенным. Магистральный путь — модернизация самих институтов власти и прежде всего создание независимой судебной власти. Только так можно разбудить модернизацию снизу. Но пойдет ли на это власть?

Николай Вардуль

Сценарии и прогнозы   24.01.2012 12:40:56   

Тэги:

Написать комментарий

  Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите.